§ 13. ПОЯВЛЕНИЕ В КАЗАХСТАНЕ КОЧЕВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ
Древние скотоводы и земледельцы в Казахстане. Археологические исследования на нашей земле показали, что скотоводство развивалось в Казахстане в каменном и бронзовом веках. В результате раскопок в местечке Сексеулди в Приаралье были обнаружены кости прирученных животных, относящиеся к 3 тысячелетию до н.э.
Археологические
находки в поселениях Аркаим Кустанайской области и Ботай Северо-Казахстанской
области, относящиеся к каменной и бронзовой эпохам, подтверждают развитие
скотоводства, в частности коневодства. Скотоводство в то время начиналось с
приручения скота.
В
бронзовом веке преобладало оседлое скотоводство. Наличие крупного рогатого
скота вынуждало местное население запасаться сеном. Найденные в раскопках
бронзовые серпы говорят о том, что жители стали заниматься новым видом
деятельности — заготовкой кормов для скота. Сенокошение, заготовка кормов на
зиму привели к развитию другого хозяйства — зернового. Так, уже в первом
периоде бронзового века вместе с оседлым скотоводством появляется новая форма
хозяйствования — земледелие: выращивание зерна, обработка почвы.
Второй
этап скотоводческой деятельности выявлен в средний период бронзового века. При
исследовании исторического местожительства казахов обнаружено множество костей
одомашненных овец, коров, лошадей и верблюдов. Это говорит о том, что местные
жители имели разнообразные виды животных, которые не только содержались на
подножном корме, а также требовали заготовок корма на зиму. В раскопках найдены
уздечки, поводья для верховой упряжи коня. Отсюда можно сделать вывод, что
жителей беспокоила мысль о поиске новых' сенокосных угодий, люди меняли
стоянки. Появляется новый вид скотоводства — кочевое. Причем летние пастбища и
зимовки должны были быть постоянными. Если каждое хозяйство использовало угодья
возле своих зимовок, то летом они уезжали на свои жайляу — летовки.
Таким
образом, в последний период бронзовой эпохи исторические жители занимались
кочевым скотоводством. В это же время люди начинают заниматься обработкой
земли.
Развитие кочевого скотоводства. На территории
Казахстана развивались три формы скотоводства. На Мангистау, в Западном и
Центральном Казахстане, а также частично в горной местности развивалось кочевое
скотоводство. Это первая его форма. Она имела свои специфические особенности.
Люди имели постоянные зимовки. Но там они жили зимой, временно, а в другие
сезоны года кочевали со своим скотом. Этот вид деятельности кочевников еще до
нашей эры описали античные авторы (Геродот, Гиппократ, Страбон), путешественники
позднего средневековья (П. Карпини, ибн Баттута, ибн аль-
Факиха, В.Рубрук и
др.). Люди, занимавшиеся этим видом скотоводства, совершенно не занимались
зерновым хозяйством. На зиму они заготовляли небольшое количество сена.
Главными видами животных были овцы, лошади и верблюды. Крупного рогатого скота
было мало. Издавна для каждого рода и племени были традиционными маршруты
кочевий.
Вторая
форма — полукочевое скотоводство. У этих хозяйств были устойчивые, хорошо
организованные зимовки: землянки, скотные дворы и другие строения. По данным
археологических раскопок, такое хозяйствование развивалось в стране со времен
сакско-усуньской эпохи. Оно было распространено в Семиречье, Восточном Казахстане,
на Западном Алтае — в степных, лесных и высокогорных районах. Здесь пастбища
находились не очень далеко. Кочевья проходили на неболь- I них расстояниях. С
зимовок они отправлялись на весенние травостои, затем переезжали с зимовок на
жайляу и обратно без промежуточных остановок.
Такие
полукочевники понемногу занимались и земледелием. Они в пределах своих зимовок
выращивали просо, ячмень, пшеницу. Зерна этих растений были найдены в
результате раскопок в Бесшатыре, на берегах Или, в кургане Шелекты в Восточно-Казахстанской
области, на побережьях Чу, Таласа, в курганах Западного и Восточного Семиречья.
Третья
форма — оседлое скотоводство. Оно появилось из полукочевого скотоводства в
связи с тем, что скотоводы стали больше времени проводить в своих постоянных
зимовках, а также в связи с близостью городов с орошаемым земледелием.
Археологические раскопки доказывают, что в средние века появились постоянные
зимовки, поселения, достигшие статуса городов (кентов). Однако по сведениям, I
фиведенным Худуд аль-Аламом и В. Рубруком, в таких городах и зимовках в
основном занимались скотоводством.
Оседлое
скотоводство широко развивалось в Южном Казахстане, особенно на берегах
Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа, а также в южных и северных предгорьях Каратау, где
было развито и орошаемое земледелие. Здесь заготавливали сено для зимнего
содержания скота. 11о данным хорезмской экспедиции под руководством С.П.
Толстова, па стоянках Чирик-Рабат, Бибиш-Мола, Баланды было развито орошаемое и
богарное земледелие.
Во
времена оседлого скотоводства на зимовках строились постоянные жилища. В
подворье начинал превалировать крупный рогатый скот.
Таким
образом, в скотоводстве у древних казахов развивались три формы хозяйствования.
Современные археологические исследования доказывают, что полукочевое
скотоводство было развито также в западных, северных и центральных регионах
республики.
Дополнительным
видом хозяйствования была охота. На наскальных изображениях были показаны
методы охоты, окружение живот
ных всадниками, загоны и облавы, а также травля зверей собаками. В захоронениях
встречаются и рыболовные снасти. Это говорит о том, что население умело ловить
рыбу в реках и озерах и использовало ее
Появление
кочевой цивилизации в Казахстане. Данные археологических
раскопок доказывают, что в последнем периоде бронзового века (IX—VIII вв. до
н.э.) уровень материальной культуры местных жителей был довольно высоким.
Изменился внешний вид памятников (захоронений, стоянок). Орудия труда, оружие,
посуда становятся более прочными, удобными и красивыми. В составе обнаруженных
костей животных преобладают останки лошадей и овец. По мнению К.А. Акишева, эти
изменения говорят о появлении новой формы общества — кочевого скотоводства.
Ученый считает, что с этого периода начинается борьба за хорошие пастбища и
источники воды.
Археологическими исследованиями, проведенными в слоях, относящихся к эпохе раннего железа, установлено, что на нашей земле в это время существовала кочевая цивилизация. Исследования курганов Иссык, Бесшатыр — в Семиречье; Берель — в Восточном Казахстане; Тегискен и Уйгарак — на побережье Сырдарьи показывают, что сакские племена имели высокий уровень цивилизации. Материалы из захоронений подтверждают существование социального неравенства. Отсюда напрашивается вывод: цивилизация существовала не только среди земледельцев, которые вели оседлый образ жизни. Вклад в развитие современной цивилизации кочевников-скотоводов также значителен. По данным археологических раскопок и письменных памятников можно предположить: несмотря на то что у сакских племен не было государства, объединявшего их в единый центр, в каждом регионе — в Семиречье, Восточном, Южном и Западном Казахстане — общественная организация саков приближалась к уровню государственности. В письменной литературе сохранились названия их племен: тиграхауда, хаомаварга, парадарайя, ис- седоны, аргиппеи.
О цивилизации саков свидетельствует находка Золотого человека в Иссыкском кургане. Высоким уровнем материальной культуры были поражены все страны мира. Если золотая одежда и золотые украшения говорили о высоком статусе молодого воина, то мастерство исполнения золотых предметов подтверждало высокий уровень развития ремесел у саков. Надпись на дне серебряной чаши говорит о наличии письменности, высокой степени духовной культуры саков. Деревянные постройки, сооруженные из обработанных целых бревен тянь-шаньской ели, найденные в Бесшатырском кургане, древние строения в Тегискенском и Уйгаракском памятниках доказывают высочайший уровень архитектурного искусства у древних саков.
Общественный строй. Уже в последнем
периоде бронзового века в связи с социально-экономическим развитием появились
первые признаки имущественного неравенства. Это можно было заметить, исследуя
памятники андроновской культуры в Северном Казахстане, бегазы-дандыбаевской
культуры в Центральном Казахстане. В железном веке, с появлением орудий и предметов
из железа, с ростом производительных сил, появлением излишков продукции, еще
больше обострилось неравенство в обществе. Археологические раскопки
свидетельствуют об имущественном неравенстве среди жителей. Возникновение
частной собственности на землю, скот и имущество породили неравенство в самом
роде, новые виды эксплуатации.
Распад
родовых отношений привел к появлению союзов племен. Объединение этих союзов
укрепило военно-демократическую власть управления. Усиление демократии в
середине 1 тысячелетия до н.э. привело к образованию государства. По материалам
научных исследований, становление государственности на казахстанской земле шло
медленно и растянулось на несколько сотен лет. Однако исследования "царских
курганов” в Семиречье особенно ярко выявили наличие среди древних саков
экономического неравенства. А материалы раскопок Иссыкского и Бесшатырского
курганов свидетельствуют не только о социальном неравенстве, но и о
существовании государствен
ного строя. Во-первых, нет никаких сомнений в том, что здесь были погребены
высокие государственные деятели. Во-вторых, надпись на серебряной чаше,
найденной в Иссыкском кургане, гласит: "У народа было много продовольствия”. А
это прямое доказательство наличия государственности. Система общественного
строя у усуней и канлы показывает, что у них государственность была на порядок
выше, чем у саков. Эти государства и имена их правителей упоминаются в
китайской письменной литературе, где также говорится о связи государств с такой
страной, как Китай.
Во
времена саков во главе власти находились ханы, крупные баи и военачальники. Из
представителей высшего класса формировались конные военные отряды. Люди же,
находившиеся на низшей ступени иерархии, в зависимости от воли своих господ
служили в пеших частях. Пленные становились рабами, рабынями. Китайские
рукописи называют вождя усуней гунъмо,
а гуннов — таниркут. Общественный
строй усуней состоял из дулу — главного советника, военачальника, онка даргу,
абыза, улысбеги, ордабеги и других представителей государственных органов
страны. Такая система руководства была характерна для всех кочевых государств.
Военное дело кочевников. Охрана своих земель
от соседей, завоевание новых пастбищ требовали от кочевников высокого уровня
У
саков были особые кавалерийские части для уничтожения "вражеских всадников”.
Они вступали в бой неожиданно из укрытий и атаковали центральные части
противника. У саков
были и кавалерийские части тяжелого военного снаряжения. Кони и всадники были
одеты в железные и бронзовые доспехи. Многочисленные находки оружия, предметов
конского убора свидетельствуют о том, что воины саков и сарматов использовали
кольчугу и доспехи. Конники и пешие войска саков действовали сообща. До
сближения с врагом пешие находились за спинами конников, затем с кличем
устремлялись врукопашную с противником. Сначала они стреляли из луков
отравленными стрелами, затем использовали топоры, пики, шашки и кинжалы. Воин
должен был иметь пять видов оружия: пику, топор,
лук, саблю, кинжал. Если сак не имел при себе оружия, то
авторитет его падал, и младшие могли не уступать ему место на собрании.
Хорошо вооруженные и обученные сакские войска разгромили прежде непобедимые войска персидского царя Кира и дали отпор армии Александра Македонского.
Своих детей они сажали на коней с 4—5 лет, приучали рубить лозу саблей, стрелять из лука. Поэтому гунны уже в 1П в. до н.э., имея отличное войско, образовали могучую империю.
Кочевое общество постоянно совершенствовало руководство армией, ее структуру, военное оружие, улучшало снабжение продовольствием, проверяло готовность военных к стрельбе из лука, обучало военной тактике и стратегии боя. Особое внимание уделялось тактике ведения боя: двумя флангами и центральной частью. Такое деление войска особенно успешно применялось в тюркскую эпоху в Западнотюркском каганате у нушеби и дулу. Войско состояло из пяти племен — двух флангов войска и выделенного каждым родом тумена военных. Такое деление было традиционным еще со времен гуннов. Во время сражения войско делилось на два фланга, а впереди находился разведывательный отряд. Он следил за продвижением противника и передавал донесения начальству. Средняя, командная, часть находилась чуть позади флангов. Впереди были оборонительные части. К передовым флангам слева и справа постоянно подходили дополнительные силы с тыла. Структура войска: разведчики, левый фланг, пра-
вый фланг, войско, руководящее ядро, хан или военачальник. Однако по ходу военных действий руководство при необходимости меняло построение войска. У кочевников были свои военные традиции и знамена. Перед походом устанавливался шатер правителя, возле которого поднималось ханское знамя. Увидев его, воины собирались без предупреждения. В отдаленные места направлялись специальные вестовые с приказом собираться в определенном месте. |
?
Вопросы и задания
1.
Когда появилась кочевая цивилизация?
2.
Перечислите периоды в развитии скотоводства.
3.
Какие формы скотоводства существовали у кочевников?
4.
Что послужило причиной возникновения кочевого
скотоводства?
5.
Как можно доказать, что в древнем Казахстане существовали
государственные объединения?
6.
Назовите виды кочевого скотоводства.
7.
Каким было военное искусство у кочевников?
8. Опишите систему военного руководства.
9. Назовите виды вооружения кочевников.