§ 8. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЗАХСКОГО НАРОДА В ДРЕВНИЕ И СРЕДНИЕ ВЕКА
Раздел
IV. ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА
Развитие древних родоплеменных отношений до
уровня этноса, народа. Слово этнос
дает понятие об определенном народе или стране. Этнический состав казахского народа
образован из тюркоязычных родов и племен. Этнос, или народ, не возникает за
один год или за одно столетие. Потомки любого народа до того, как стать
этносом, проходят стадию формирования в течение нескольких тысячелетий.
Этнический
процесс казахов начал формироваться в эпоху бронзы. Этот процесс получил
дальнейшее развитие в железном веке среди саков, канлы, усуней. Особенно яркий
след в историко-культурном развитии родов и племен на территории Казахстана
оставило движение гуннов в западном направлении. Исследования последних лет
доказывают, что народы этой империи были тюркоязычными. Эту мысль подтверждает
и то, что саки, усуни и гунны не испытывали трудностей в разговоре между собой.
Историко-культурные
сообщества этих племен сформировали форму и облик предков казахского народа в
этническом и антропологическом отношениях. Антропологические исследования показали,
что вторжение с востока монголоидных родов и племен оказало влияние на
антропологический облик местных племен. Это положение еще более углубилось в
средние века, когда тюркоязычные племена стали активно обживать территорию
Казахстана.
Вместе
с тем существует мнение, что в начальном периоде бронзового и железного веков
исторические жители казахстанской земли общались между собой на тюркоязычной
основе. Главное подтверждение этого — знаки на камнях, костях и керамике,
которые являются знаками тюркского языка, оставленными нашими далекими
предками.
Исторические периоды сложения основы
казахской народности в раннем средневековье. Началом, или первым периодом, становления
казахского народа считается ранний период тюркской эпохи. Важность этого
периода состоит в том, что далекие предки казахов — племена усуней и канлы —
смешались с племенами гуннов, вторгшихся с востока, и произошло взаимовлияние в
антропологическом и языковом плане, повлекшее за собой и некоторые внешние
изменения.
Древним
населением Казахстана, вошедшим впоследствии в состав казахского народа,
являются племена канлы из Южного Казахстана. Затем они постепенно сблизились и
смешались с племенами сарматов из Северо-Западного Казахстана. Все они являлись
первыми этнополитическими сообществами, образовавшими основу казахского народа.
Таким
образом, вторым периодом в
развитии казахского этноса нужно считать размещение на территории Казахстана
тюркских племен и их полную ассимиляцию с местными этносами. Появились тюргепш,
карлуки, дулаты, шигила, ягма, болаты и др., тем самым увеличился этнический
состав населения на территории древнего Казахстана. Главным было то, что эти
племена — саки, усуни, гунны — были с древних времен близки друг другу своими
традициями, укладом жизни, верованиями, социально-экономическим развитием.
Третьим периодом сложения основы
казахской народности нужно считать увеличение численности населения, которое
приходится на период расцвета средних веков (X—XIII вв.). В это время из-за
усиления Монгольского ханства на востоке нашей территории расположились племена
найманов, кереев, меркитов, жалаиров. Найманы и жалаиры мигрировали и достигли
Семиречья. Жалаиры стали главенствующим племенем в Старшем жузе, найманы и
кереи — в Среднем жузе.
Последним
периодом становления этнической структуры казахов следует считать XIII—XIV вв.,
когда в эпоху монгольских завоеваний на территории Казахстана появились новые
этнические группы монгольских завоевателей. Этот период был особенно трудным.
Одни племена были разгромлены, другие ушли в далекие края, третьи объединились
между собой. В этих условиях шло постепенное сближение и становление местных
тюркоязычных племен и родов в единый народ.
Очагами
становления казахского этноса как народа считаются Центральный, Южный и
Юго-Восточный Казахстан. До вторжения монголов на территорию Казахстана шло
формирование народа в Восточном Депгг-и- Кыпчаке на основе кыпчакских племен, в
Семиречье— на основе усуно-карлукских племен. На востоке Казахстана и на Алтае
началось объединение племен и родов в единый тюркоязычный народ.
Однако
завоевание Казахстана монголами остановило этот процесс и отбросило его на 150
лет назад. Оно внесло путаницу в географическое расселение народов. Появилась
возможность возникновения в Казахстане новых тюркских и монгольских этносов.
Таким образом, монгольское нашествие оказало влияние на становление этносов,
вызвало изменение их антропологических форм с усилением монголоидного типа.
Система
монгольского управления, делившая народ на "тысячи”, "тумены”, поделила этносы
на улусы и уделы. Такое смешение активизировало процесс становления народа.
Статусы этнических групп получили конраты, ногайцы, татары, толенгуты,
подвергшиеся тюркизации монгольские племена, чингизиды. Среди них последние
старались сохранить свои особенности. Со временем они вошли в состав казахского
народа.
Таким
образом, для сложения единого казахского этноса потребовалось почти четыре
тысячи лет. За это время народ пережил в исторической хронологии периоды
древнего, раннего среднего и средних веков. В древние века племена, населявшие
Казахстан, по мнению некоторых специалистов, разговаривали на индоиранском
языке. Тюркоязычные ученые считают, что они общались между собой на
тюрко-казахском языке. В этническом отношении их можно отнести к индоиранским,
тюрко-казахским схемам, в антропологическом — к монголоидно-европеоидной схеме.
Таким
образом, в процессе формирования казахского этноса в народ Казахстан прошел долгий
путь в языковом, этническом, антропологическом и культурно-историческом
развитии. В начале XV в. казахский народ находился в стадии завершения своего
становления.
Территория расселения тюркоязычных народов. Археологические
исследования доказали, что в III в. до н.э. в Северной Азии, в северной части
Монгольского плоскогорья, проживали тюркские народы. Пока изучена только одна
из ветвей этого народа, проживавшая на востоке в III в. до н.э. Она стала
известной благодаря китайским летописям. Ученые других стран историю тюрков
начинают только с образования в 552 г. Тюркского каганата. Раскопки,
произведенные в Центральной Азии, в Южной, Юго-Восточной и Западной Сибири, на
западе Казахстана и находящейся рядом северной части Каспийского моря,
показывают, что проживавшие в этих местах в 1 тысячелетии до н.э. племена имеют
сходство с тюркскими народами. Если это так, то корни тюркоязычных народов,
проживающих сегодня на одной трети земного шара, являются общими для всех и
начали свое распространение с указанных выше территорий в 1 тысячелетии до н.э.
Ареал распространения тюркских народов в
настоящее время. Тюркоязычные
народы в основном занимались скотоводством и им приходилось постоянно кочевать
со скотом в поисках сочных пастбищ. Чем многочисленнее становились стада, тем
больше и дальше приходилось откочевывать. Скотоводство требовало расширения
территорий. Внутриплеменная борьба заканчивалась тем, что победитель расширял
свои пастбища за счет земель побежденных. Вторжение армии такого мощного
соседнего государства, как Китай, разделение империи Тюркского каганата надвое
ослабили силы кочевников. Вместе с тем переселение тюркоязычных племен во время
продвижения гуннов на запад позволило им достигнуть Малой Азии и образовать там
свое государство.
В
настоящее время регионы тюркских народов, сформировавшихся как нация, можно
разделить на шесть групп. Они, начиная с Востока и кончая Малой Азией,
расположены в следующих регионах: 1) Волго-
Уральский район (татары, башкиры, чуваши, крымские татары);
2)
Кавказское предгорье (азербайджанцы,
карачаевцы, балкары);
3)
Туранская низменность (казахи, киргизы,
узбеки, туркмены, каракалпаки); 4) Восточный
Туркестан (уйгуры); 5) Сибирь и
Восточная Азия (саха (якуты), шоры, хакасы, алтайские киргизы);
6) Малая Азия (тюрки). До
того как стать народностью, они прошли три этнических, исторических периода. В
эти времена им зачастую приходилось менять свои исторические места проживания.
Периоды становления тюркоязычных этносов. Формирование этносов
— процесс сложный. Любая большая или малая народность в процессе своего
формирования переживает целые тысячелетия. В состав
ООН входят шесть
крупных тюркоязычных народностей. Это турки, казахи, узбеки, азербайджанцы,
киргизы и туркмены, которые начали формироваться как народность во второй половине
1 тысячелетия до н.э. В последнее время ученые все больше склоняются к мысли,
что родоначальниками тюркоязычных племен были гунны. Они образовали первую
империю, захватили земли вплоть до Малой Азии и оказали влияние на превращение
тюркских родов и племен в государства.
Вторым
периодом формирования тюркоязычных этносов является вторая половина 1
тысячелетия н. э., когда была образована Тюркская империя. Завоевание этой
империей огромных территорий — всей Евразии до Ближнего Востока — создало
условия для становления больших и малых народностей, о которых мы говорили
выше. Если в памятнике Кюльтегину Бильге каган называет свой народ тюркским, то
других именует огузами, или тогуз-огузами. Однако после расшифровки
орхоно-енисейских надписей было выяснено, что огузы и саки являлись тюрками,
что они — всего лишь часть многих тюркоязычных народов. Так, на востоке жили
тардуши, на западе — тюргеши, карлуки, киргизы, уйгуры и другие, и уже в начале
средних веков сформировались некоторые тюркоязычные народы.
Третьим
периодом становления тюркоязычных этносов считается развитое средневековье
(XII—XIII вв.). Главной особенностью этого периода было то, что в это время
окончательно сформировалась территория тюркоязычных племен. Тюркоязычные
племена могли бы сформироваться как единая народность, если бы этому не
помешало монгольское нашествие.
?
Вопросы и задания
1. Расскажите о древних
племенах и родах, составивших основу казахского этноса.
2. Какую роль в
формировании казахского народа сыграли канлы и усуни?
3. Какие этнические
изменения произошли в раннем средневековье?
4. Какие этнические
изменения происходили в средние века?
5. Какие пути
историко-культурного развития прошел казахский народ в своем становлении?
6. Назовите периоды
становления современных тюркских народов.
* 7. Какая народность легла в основу
Османской империи? Какие особенности она имеет?