§ 48. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРУДЫ XVI-XVTT ВЕКОВ
«Тарих-и-Рашиди». Мухаммед Хайдар Ду- лати (1499-1551
гг.) является автором уникального исторического научного труда «Та-
рих-и-Рашиди», написанного на персидском языке в Кашмире в 1541-46 гг., и по
сей день считающегося летописью истории казахских племен и народов Могулистана
- Средней Азии. Он был не только историком, но и блестящим литератором. Предок
его Болатшы Дулати был правителем Жетыеу. В период, когда усилилось Казахское
ханство, а Могулистан пришел в упадок, родители отдали его на воспитание султану
Кабулгазы Бабуру. Волею судьбы Хайдар Дулати оказался во дворце дяди султана
хана Сеида. Там он прошел военную подготовку, выполнял различные поручения
хана. После смерти хана Сеида новые правители начали притеснять его, и Дулати
уехал в Индию. Здесь он был назначен правителем Кашмира, которым управлял в
течение 11 лет.
Мухаммед Хайдар Дулати в совершенстве
владел арабским и персидским языками. Находясь в ханском дворце Бабура, он был'
очевидцем многих важных исторических событий. Внимательно изучал хранившиеся во
дворце исторические документы и анализировал их. Ознакомившись с трудами
знаменитых ученых-исто- риков Жамала Карши, Рашид ад-Дина, Джувейни, Абдразака
Са- марканди и других, он положил их в обзорно-аналитическую основу своих
исторических трудов. Поэтому сведения, содержащиеся в книге «Тарих-и-Рашиди»,
точны, понятны и высоконаучны.
«Сборник летописей». Его автор - Кадыргали Косымулы Жа-
лаири (1530-1605 гг.) написал этот труд в 1600-1602 годах. Ученый служил
советником во дворце хана Кучума, воспитывал наследника трона, султана
Ураз-Мухаммеда.
В 1588 году во время охоты вместе с
султаном Ураз-Мухамме- дом на Иртыше он был захвачен в плен русскими и увезен в
Москву. Свой труд под названием «Сборник летописей» он написал, находясь в
плену. В знак дружбы свое произведение Кадыргали Жа-
лаири передал русскому царю Борису Годунову и попросил его сохранить. Рукопись
Жалаири вышла отдельной книгой в 1854 году в Казани. Она является очень ценным
произведением, написанным об истории казахского народа в XV-XVII веках. Книга является важным
историческим источником и памятником литературы и языка XVI-XVII веков.
В этом историческом
труде изложены малоизвестные сведения и материалы о тех землях, которые
населяли казахи, о городах и городской культуре, Казахском ханстве и его
ханах, султанах, батырах и других социальных группах. Значительное место
уделено внутреннему и внешнему положению Казахского ханства, его
законотворчеству.
«Шынгыснаме» («Жизнеописание
Чингисхана») написано в середине XVI века. Автором этого исторического труда
является Утемис Хаджи. В этой книге повествуется об истории династии хана Жошы
(Джучи) - правителя Казахской (Кыпчакской) степи. Первые главы ее посвящены
анализу легенд и былей, широко распространенных в народе. Вместе с тем, в этом
произведении содержится много фактических исторических сведений. Судя по структурному
содержанию книги, автор намеревался завершить ее историей своего времени. К
сожалению, рукопись полностью не сохранилась. Сохранились лишь ее фрагменты о
времени правления хана Тохтамыша.
«Шынгыснаме» - это научный труд, в
котором описана история Южного и Западного Казахстана XIII-XIV веков. Рукопись его хранится в
Ташкенте.
В историческом труде «Хроника»
Шах-Махмуда Чораса повествуется о казахско-могульских отношениях в XVI-XVII веках в период правления ханов
Буйдаша, Хакназара, Тауекела, Есима, Жангира.
В 40-х годах XVI века Масуд ибн Усман
Кухистани написал книгу «Тарих-и Абулхайр-хани», в которой излагается история
правления хана кочевых узбеков Абулхаира.
Историческая летопись Абулгази
Бахадура (1603-1664 гг.). Абулгази родился в г. Ургенче в семье хивинского хана
Араб Мухаммеда. С юных лет проявлял интерес к литературе и науке, изучал
историю и труды ученых. С молодых лет Абулгази обучался военному искусству и
участвовал в государственных делах. Труды Абулгази можно разделить на три
области творчества. Первая - история военного искусства, военного управления.
Вторая - поэтическое искусство, третья - история арабских стран, Ирана, Ту-
рана (государств в Средней Азии и Южном Казахстане), Монголии. Описал много
важных событий в истории этих государств. Еще перед смертью отца Абулгази, хана
Араб Мухаммеда, между его сыновьями началась борьба за трон Хивы. В одной из
схваток в 1621 Абулгази был тяжело ранен и укрылся у туркмен Манги- стау, затем
перебрался к казахским ханам Есиму и Турсуну. В 1628 году он попал в плен и был
сослан в Иран. Десять лет он провел в Исфахане и лишь в 1638 году ему удалось
бежать вначале к калмыкам, потом к приаральским казахам. В 1643 году при-
аральские казахи избрали его своим ханом. Абулгази вел непрерывную войну с
ханом Хивы ив 1645 году завоевал хивинский трон. В 1663 году добровольно
уступил правление страной сыну Ануш-Мухаммеду и занялся писанием труда «Шежире-и тюрк» («Тюркская
родословная»). Но Абулгази не успел завершить свой труд, через год скончавшись,
и работу завершил его сын.
Труд «Шежире-и тюрк» представляет
собой историю династии потомков Чингисхана - чингизидов до времени правления
самого Абулгази. Вместе с тем в этом труде рассматриваются важные исторические
события в жизни государств Средней Азии, Казахстана и Ближнего Востока. В
родословной летописи Абулгази имеются ценные сведения об истории тюркоязычных
племен, вошедших в состав казахского народа.
1. Расскажите о Мухаммеде
Хайдаре Дулати.
2.
Как
приобретал свои знания Хайдар Дулати, прежде чем написать свою книгу?
3. О чем повествует
автор в историческом труде «Тарих-и-Рашиди»?
4.
О чем
писал Кадыргали Жалаири в своем историческом труде «Сборник летописей»?
5. Почему Жалаири свой
исторический труд передал русскому парю?
6.
О чем
рассказывает Утемис Хаджи в своем произведении «Шын- гыснаме»?
Вопросы для
самопроверки
1. В результате гонений
Мухаммед Хайдар Дулати уехал ...
A.
в
Персию С. в Китай
B.
в
Индию D.
в Россию
2. Автором научного
труда «Шынгыснаме» являлся ...
A. Мухаммед Хайдар Дулати
B. Кадыргали Косымулы Жалаири
C. Ахтамберды
D. Утемис Хаджи
3. Автором
«Тарих-и-Рашиди» являлся ...
A. Масуд ибн Усман Кухистани
B. Кадыргали Косымулы Жалаири
C. Мухаммед Хайдар Дулати