§§ 44-45. КУЛЬТУРА КАЗАХСКОГО НАРОДА
Двенадцатая глава
КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVI-XVII ВЕКАХ
Общая характеристика. Культуру
казахского народа XVI- XVII веков составляет материальная и духовная культура
казахских родов и племен, объединенных в единый народ. Казахская культура -
своеобразная и самобытная культура. Она формировалась в течение столетий в
процессе сложения казахской народности. Народные массы были созидателями
материальной и духовной культуры. Однако развитие культуры на просторах
Казахстана протекало неодинаконо. Более интенсивно она развивалась в городских
и земледельческих центрах, чем в кочевых и полукочевых районах.
Памятники материальной культуры
являются доказательством того, что развитие экономики и культуры на огромной
территории Казахстана шло неравномерно. Южные районы Казахстана были более
развитыми в экономико-культурном отношении. Здесь этому способствовало оседлое
земледельческое хозяйство и городская жизнь. Оседлое и полуоседлое население
жило на берегах Сырдарьи и у подножий Каратау. Центры ремесел и торговли -
города Сыгнак, Сауран и Туркестан находились в Южном Казахстане. Они имели
тесные связи с народами соседней Средней Азии.
В XVI-XVII веках развитие культуры казахского
народа тормозили частые в то время междоусобные распри. Вследствие междоусобиц
и войн разрушались города, земельные угодья становились непригодными для
хозяйства. Такое положение тяжело сказывалось и на развитии культуры. Особенно
бедственные последствия для развития культуры казахского народа имели джунгарские
нашествия в XVI-XVII веках.
Устная литература, устное народное
творчество - это зеркало общественной жизни. Кочевой быт и хозяйства оставили
неизгладимый след в идейно-художественном содержании фольклора казахского
народа. Устное народное творчество - богатейшая сокровищница духовной
культуры.
В XVI-XVII веках бурное развитие получило устное
народное творчество с его разнообразной тематикой и жанрами. В этот период
были созданы многие фольклорные произведения, передававшиеся из поколения в
поколение. Основными видами жанров были фантастические сказки, легенды,
пословицы и поговорки, песни и сказания, свадебные песни жар-жар, беташар,
сынсу (плач невесты), жоктау (песня-плач об умершем), жарапазан (поют во время
30-дневного поста ураза), религиозные песнопения и т.д. Подавляющее
большинство творений фольклора отражало разносторонние взгляды и мироощущения
кочевников, их жизненные и трудовые традиции. Многие песни, стихи были связаны
с религиозными верованиями, обычаями, традициями и обрядами.
Акыны, жырау, салы и
сери (сал и сери -
поэт-песенник). Создателями сокровищницы казахской устной литературы, донесшими
ее до нас, были талантливые акыны, салы и сери. Акын обычно импровизировал и
исполнял песню сам. Знаменитые казахские акыны и жырау (поэты-импровизаторы)
Жиембет, Маргаска, Ак- тамберды, Умбетей, Бухар-жырау воспевали важнейшие
события в жизни народа, выступали против феодальной раздробленности, призывали
к сплочению и совместной борьбе против внешних врагов. Ни одно празднество не
проходило без участия акынов. Поэтому авторитет и влияние акынов среди
населения были очень высокими. Акыны слагали песни о важных событиях в истории
народа, о знаменитых людях, воспевали любовь, благородство, чувства и
переживания, мечты и чаяния людей.
Салы и сери не только импровизированно
создавали песни, но и одновременно сочиняли к ним музыку. В песнях садов воспевались
любовь, мужество и высокие душевные качества, в них часто звучали шутливые
мотивы, розыгрыши. Песни сери отличались своей высокой эмоциональностью и
строгим сохранением ритма. Садов и сери сопровождали множество певцов, кюйши,
силачей- палуанов, кусбеги (любителей охоты с ловчими птицами). Образ жизни
садов и сери состоял в постоянных разъездах по аулам. Они всегда были
непременными участниками тоев и свадеб.
Язык и письменность. Казахский язык сложился в процессе
сращивания, смешения в единую народность населявших территорию Казахстана и
близких друг к другу по происхождению таких племен, как канлы, уйсуны,
кыпчаки, аргыны, найманы, ке- реи и др. Среди этих племен развивалась и своя
письменная литература, основанная на кыпчакском, арабском алфавитах. Казахский
язык постоянно обогащался за счет новых слов, появлявшихся в процессе
общественного развития. В XV веке казахский язык сформировался как
самостоятельный национальный язык. По сведениям ученых-литературоведов, такие
эпосы, как «Едиге» и «Ер Саин» среди народа распространились через алшынов.
Дастаны «Ер
Кокше», «Базар-батыр» были созданы на
ке- рейском языке, родственном, как и другие племенные языки, единому
казахскому языку, «Таласские памятники» - на языке дула- тов-уйсунов, «Нахжи
аль-Фарадис» создан на кердеринском и «Кодекс Куманикус» - на кыпчакском
языках. Среди всех языков основным являлся древний кыпчакский язык. В XV-XVII веках древний кыпчакский язык в период
Золотой Орды и Белой Орды употреблялся как официальный литературный язык.
В XVI-XVII веках стали появляться исторические
произведения на казахском языке. Образцом письменной литературы является «Джами
ат-тауа- рих» («Сборник летописей»). Автором этой книги был Кадыргали Жалаири.
В ней он излагает историческую летопись казахских правителей до султана
Ураз-Мухаммеда, повествует о его происхождении. Сборник написан арабским
алфавитом.
Календарь. Карта звезд.
У
казахов-кочевников был накоплен большой опыт по наблюдению за звездным
пространством. Эти знания помогали им выбирать правильный ориентир в
бескрайней степи и находить пастбища, колодцы и другие объекты. Кочевое хозяйство
нуждалось и в правильном счете времени. В XV-XVII веках среди казахов появились люди,
специально занимавшиеся как счетом времени, так и определявшие погодные
условия. Они умели предсказывать погоду, точно определяли смену времен года,
давали рекомендации о кочевке с зимовки на летовку и обратно. Изучая в течение
многих лет погодные изменения и систематизировав этот опыт, они создали народный календарь.
Казахи досконально изучили «карту звездного неба». «Полярная звезда», «Большая
Медведица» для казахов были как бы астрономическими часами. Осенью, когда ночи
становятся длиннее, у тех, кто охранял овец, смена караула происходила согласно
этой звездной системе определения времени. Меркурий казахи называли Утренней
звездой, иногда - Малой Венерой.
Распространение
исламской религии. В
XVI-XVII веках казахи официально приняли исламскую религию.
Распространителями ислама среди казахов были туркестанские, бухарские и астраханские
священнослужители. Казахские ханы и султаны, приняв ислам, стали соблюдать все
его обряды, как чтение Корана и молитва (намаз). Своих детей они отдавали
учиться в медресе.
Медленнее проникал ислам в среду
народных масс. Они традиционно продолжали придерживаться языческого
(тенгрианского) верования.
Особо широкое распространение
исламская религия получила в Южном Казахстане и Жетысу.
Как
писал турецкий историк XVI века Сейфи, 200 тысяч семейств казахов
придерживаются исламской религии. Английский купец А. Дженкин- сон, посетивший
Центральную Азию в 1558-1560 годы, писал, что казахи являются народом «магометанской
веры».
Значительная роль в распространении суфизма
- ответвления исламской религии - принадлежит Ходжа Ахмеду Йасауи. Исламские
идеи его учения были близки древним религиозным верованиям тюрков.
В религиозной жизни казахов продолжал
существовать культ огня (От-ана - Мать-огонь). В языческих верованиях казахов
присутствовало древнее понятие огня - алас. Люди считали огонь покровителем
домашнего очага. Соблюдался также обряд очищения огнем (аластау), когда злых
духов изгоняли с помощью огня.
Похоронные обряды. И в похоронных обрядах казахов соблюдались
традиции поклонения Тенгри. Согласно исламской религии совершались обряды
омовения тел умерших и погребения их в могиле головой в направлении к Мекке.
Хоронили обычно вблизи зимовки.
Внешний вид могил свидетельствовал о
том, какое положение занимал в обществе умерший человек. Богатым возводились
красивые сооружения из обожженного кирпича с национальным орнаментом. Жена
покойного в течение года ходила в черном платке и соблюдала траур. Лишь по
истечении года над могилами ставились надгробные памятники, устраивались
поминки. Коням усопших отрезали хвосты, пускали их в табун, а затем забивали в
качестве жертвоприношения к годовщине смерти человека.
Характерные признаки
материальной культуры. В процессе
формирования казахской народности появились характерные признаки присущей ей
материальной культуры. Эта культура вобрала в себя всю сокровищницу
материально-культурного наследия наших предков. Материальная культура
казахского народа является продолжением материальной культуры всех племен и
родов, живших на территории Казахстана и составивших казахскую народность. К
материальной культуре казахского народа относятся жилища, одежда и национальные
блюда.
Основным видом переносного жилища
казахов была юрта. Для ведения кочевого хозяйства необходимо было быстро
сооружаемое и разбираемое, легко перевозимое жилище - юрта. В регио- нах
земледельческой культуры строили постоянные дома из дерна, глины и камня.
Летнее жилище имело такую разновидность, кроме вышеуказанной обычной юрты, как передвижное жилище,
установленное на колесах. В повозку впрягались лошади, верблюды. Юрта была
незаменима в условиях кочевки с пастбища на пастбище. Она имела три основные
части: стену, состоящую из сборнораздвижной решетки, называемой кереге, она
укреплялась уыка- ми (купольными жердями), сверху устанавливался верхний деревянный
купол - шанырак, снаружи на решетки прикреплялись кошмы или циновки из
тростника - чия.
Кошмы, предназначенные для покрытия
юрты, имели названия туырлык, узик, тундик. Через тундик внутрь поступал свет,
уходил дым. Чтобы кошмы, покрывавшие юрту, не уносило ветром, на их кончиках
были отверстия, через которые кошмы крепко привязывались к кольям. При входе
справа от двери ставили деревянную лежанку на ножках (жукаяк), сундук и кебеже
(раз- ыовидность сундука). В середине находился очаг - продолговатая яма в земле
- для установки котла. Здесь готовили пищу, очаг также обогревал жилище.
Жилища феодалов отличались богатым
убранством. Рядом с жилыми домами строили хозяйственные постройки. Зимние жилища
обносились оградой. На севере Казахстана строили и деревянные дома. Двор
огораживали плетнями. На юге в этих целях использовали камыш. Такие дома с
надворными хозяйственными постройками назывались зимовками.
Одежда. Показателем своеобразия казахской
культуры того времени являлась и одежда. Казахи летом носили рубашки, а поверх
них надевали бешпент, камзол или чапан. Зимой одевали тулупы с подкладкой из
верблюжьего или овечьего меха или шерстяной плащ (шидем чекпен), шубу из овчины
(тон), а также полушубок из шкуры молодых жеребят (жаргак) с воротником и
шаровары из овчины с подшерстием вовнутрь, штаны из сайгачьих шкур.
Из головных уборов мужчины носили
тымак из мерлушки и шкур диких зверей, летом - калпак из тонкой белой кошмы. У
казахов были различные виды обуви. Мужчины ходили в шокай- ма - сапогах с
высокими каблуками и длинными голенищами. На охоту одевали сапоги с загнутым
кверху носком, а для верховой езды - легкие сапоги. Мягкая обувь из козьей кожи
называлась ичиги. Одевали кожаные галоши - кебис и другие виды обуви.
Женская одежда шилась из
хлопчатобумажной ткани, шелка, иногда из бархата. Платья были разнообразной
выкройки. Девушки носили красивые головные уборы из ценного меха с перышками
филина на макушке. Молодые женщины в первый год замужества ходили в свадебном
головном уборе, украшенном драгоценными камнями и орнаментом, - саукеле. Затем
носили шелковое покрывало - желек. 30-40-летпие женщины одевали головной убор
из белого материала с вышивкой - кимешек, более старшие - платки (жаулык), а
пожилые - саукелеобразный круглый головной убор - кундик.
Женщины носили галоши и ичиги. А жены
состоятельных людей в торжественных случаях носили сапоги с орнаментом и ичиги
из мягкой кожи серо-голубого цвета, украшенные серебром.
Национальные блюда. Основную пищу казахов-скотоводов составляли
мясо, молоко, кумыс, шубат и другие продукты животноводства. Из конины
готовились казы, карта, жал, жая и чужук. Оседлые казахи готовили разные блюда
из пшеницы, риса и проса; занимались садоводством и бахчеводством.
Из кобыльего молока казахи готовили
кумыс, из коровьего и овечьего - айран, катык, курт, брынзу и масло, а из
верблюжьего - шубат. Для продолжительного хранения мяса его сушили, коптили и
вялили.
Люди, населявшие берега рек, озер и
морей, умели готовить различные рыбные кушанья. Соседствуя с представителями
других народов, казахи научились у них приготовлению разных блюд.
Одним из изысканных лакомств у казахов
считался жент. Он готовился путем добавления сахара и масла к прокипяченному,
поджаренному, очищенному просу. Казахи из пшеничной муки жарили лепешки,
баурсаки, шелпек, делали кеспе (лапшу), коже, ка- тырма (тонкие слоеные лепешки
с добавлением масла), из риса готовили плов, молочную кашу, коже из риса, а из
проса - жент, коже; напиток, употребляемый в праздники - максым.
Куски мяса накалывали на металлические
или деревянные колья и вялили на огне. Мясо и внутренности, жаренные в масле,
называли куырдаком.
1. Каких два вида культуры вы знаете? Как можно
их различить друг от друга?
2. Что мы называем
устной литературой?
3. Кто относится к
акынам, салам и сери? В чем между ними разница?
4.
На каких
языках в XVI-XVII веках создавалась и
распространялась в народе устная литература?
5. Для чего казахам был
необходим календарь?
6.
Когда
исламская религия повсеместно распространилась в Казахской степи?
7.
Расскажите
о национальных блюдах, национальной одежде и жилищах казахов.
Вопросы для
самопроверки
1. Сколько видов жилищ
существовало у казахов в средние века?
A. два
вида С. четыре вида
B. три
вида D. один вид
2. Особым уважением и
авторитетом у казахского народа пользовались ...
A. кусбеги
С. кюйши
B. акыны
D. палуаны
3. Коням усопших по
обычаю ...
A. выжигали
тавро С. отрезали хвост
B. отрезали
гриву D.
прокалывали уши