§42. СИСТЕМА ПРАВЛЕНИЯ В КАЗАХСКОМ ХАНСТВЕ
Одиннадцатая глава
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ
КАЗАХСКОГО ГОСУДАРСТВА
В XVI-XVII ВЕКАХ
Национальная система
управления. С
развитием общества изменился и социальный состав населения. Вы сами могли
убедиться, что существовало социальное неравенство, судя по найденным
археологическим находкам в сакских и уйсунских курганах. А в средние века
государства возглавляли каганы, ханы, их наследники назывались тегинами, простолюдины -
кара будуны,
калын. букара, рабы, чернь.
В Казахском ханстве
была сформирована своя национальная система управления. В этой системе прочно
сохранялись родоплеменные традиции. Общественный строй Казахского ханства
состоял из семи ступеней.
1.
Аул - это первая общественная ячейка
казахского народа. Он состоял из родственников, близких по крови людей или
нескольких семей. Г лаву каждого аула называли аулбасы. В аулбасы обычно
избирали мудрых, опытных, имеющих большое общественное влияние зажиточных
людей. В функции аулбасы входили: укрепление хозяйства аульчан, назначение
времени перекочевки, организация работ людей и использования рабочего скота.
Помимо этого, они должны были справедливо решать конфликты между сородичами,
следить за своевременной уплатой налогов, безотлагательным исполнением
распоряжений и приказов вышестоящих властей.
2.
Ата аймак (отцовский край) состоял из людей
нескольких аулов, объединенных родственными связями до седьмого поколения. Ата
аймаком управлял аксакал
(старейшина). Жители каждого аула беспрекословно исполняли его решения.
3.
Род в основном состоял из десяти или
пятнадцати аймаков. Руководил родом рубасы (глава рода). В рубасы избирали
глубокоуважаемого, многоопытного, с разносторонними знаниями человека.
Положение рода среди других зависело от его опыта, мудрости, умения отстаивать
родовые интересы.
4.
Арыс состоял из нескольких родов, которыми
управлял бий. Вся
община обязана была беспрекословно исполнять решения бия, повиноваться его
власти. По этому поводу появилась поговорка: «У справедливого бия нет ближних,
а от бия, имеющего ближних, не дождешься справедливости».
5.
Улус включал в себя несколько арысов.
Правитель улуса назывался султаном.
Султанами обычно являлись выходцы из династий ханов и «белой кости» - знати. В
большинстве случаев ханы назначали своих сыновей и родных султанами улусов. Султаны
избирали хана, непосредственно осуществляли с ним связи.
6.
Жуз состоял из нескольких улусов. В XV-XVI веках племенные объединения составили
основу казахских жузов. В состав Старшего жуза вошли племена: жалаиры, албаны,
суаны, дулаты, сарыуйсуны, сиргели, ысты, ошакты, шапрашты, шанышкылы, канлы. В
Средний жуз - аргыны, найманы, уаки, кереи, кыпчаки, конраты. В Младший жуз -
12 племен родового объединения бай- улы (адай, алшыны, жаппасы, алаша,
байбакты, бериш, маскар, таз, есентемир, ысык, кызылкурт, шеркеш); 7 племен
объединения жетиру (табын, тама, кердери, кереи, жагалбайлы, телеу, рамадан);
6 племен родового объединения алимулы (каракесек, ка- расакал, торткара, кете,
шомекей, шекти). Правителем жуза являлся хан. Каждый жуз избирал своего
хана. Ханы, правящие жу- зами, как правило, должны были являться выходцами из
ханских династий. Иной подход к избранию хана считался нарушением традиций.
Например, завоеватель Тимур не имел наследственного права провозгласить себя
ханом, всю жизнь он был эмиром.
7.
Ханство состояло из трех жузов. Верховным
повелителем ханства являлся великий хан всех ханов. Избрание ханов из представителей
знати - «белой кости» было многовековой традицией казахского народа.
Важнейшие вопросы в жизни казахов
решались на созывавшихся курултаях,
в которых участвовали самые знатные и уважаемые люди.
Казахский хан.
По сложившейся в
казахском обществе традиции, в XVI веке ханская власть не всегда передавалась
по наследству, а хан избирался султанами из числа их самих. На выборы хана
приглашались знатные представители всех родов. Главы родов (рубасы) сажали
избранного ханом на белую кошму. Затем кошму, на которой султан был возведен в
ханский титул, разрезали на мелкие части и раздавали присутствующим как знак их
участия в выборах хана. Собравшиеся делили между собой и весь скот хана, только
после этого они разъезжались по домам. Такая традиция называлась «ханталапай» («ханская дележка»).
Хан, у которого весь скот подвергся
дележке, отныне имел право жить за счет народа. Немного времени спустя главы
родов пригоняли к хану скот, изъятый у населения, больше, чем он роздал при
избрании его ханом.
Ханом могли
избрать не того султана, кто имел большие зем¬левладения, а того, кто имел
много скота. К тому же по существо¬вавшей традиции, помимо наличия богатства,
на ханский титул имели право претендовать, как обязательное условие, лишь
потом¬ки Чингисхана. Потомки Чингисхана избирались ханами в зави¬симости от их
возраста и близости по родству.
Казахский хан не только
правил страной, но и командовал войсками. От его имени с населения собирали
налоги (дары, согым, байгазы, ежегодный (жылу), штрафы и др.).У хана имелись
свои небольшие военные отряды. Члены этих вооруженных отрядов вместе с ханом
отправлялись в походы, пасли его скот и помогали в домашнем хозяйстве. Их
называли то- ленгитами или караша.
У казахского хана не было регулярного войска. В необходимых случаях собирали родоплеменные народные ополчения. Ими командовали сам хан, батыры и бии. Казахские ханы устанавливали места и маршруты сезонных кочевий. В случае военной угрозы роды, не дожидаясь распоряжений хана, сами меняли места зимовок и жайляу.
В мирное время перекочевка без
согласия хана не разрешалась. Нарушители такого порядка наказывались или
платили штраф. Правящие родами бии и батыры были ответственными перед ханом.
Иногда властители родов и племен, недовольные ханом, отделившись, переходили
под власть другого хана. При таких обстоятельствах ханская власть слабела,
разгорались феодальные распри и междоусобицы. Бии и батыры часто нарушали клятву,
данную своему хану.
В результате разделения казахского
народа на три жуза в каждом из них избирался свой хан. Их власть
распространялась лишь на подчиненные им жузы. Между владениями этих ханов не
было четких границ. По распоряжениям вождей родов и племен население в тяжелые
времена (засуха, истощение пастбищ и т.д.) снималось с обжитых мест в поисках
новых пастбищ. Временами казахи кочевали со скотом на тысячи километров, затем
возвращались обратно.
Социальный состав Казахского ханства.
В XVI-XVII веках социальный состав населения
Казахского ханства представлял собой классовую структуру феодального общества.
Казахское ханство в основном делилось на два класса - класс феодалов (белая
кость) и класс крестьян - шаруа (черная кость). Класс феодалов состоял из
потомков Чингисхана, родовой и племенной знати, ханов и султанов. К ним
примыкали другие представители патриархально - феодальной знати - эмиры или
беки, баи (богачи), батыры.
Они господствовали над народными
массами в лице скотоводов и земледельцев, которые являлись мелкими
производителями в своих хозяйствах, основанных на собственном труде. Класс рядовых
скотоводов и земледельцев наряду со своей основной функцией - производством,
нес и другие повинности. Им было вменено в обязанность ежегодно отдавать ханам
и султанам двадцатую часть своего имущества в виде скота, продуктов питания и
т.д., обеспечивать войска военным снаряжением и продовольствием. Бедняки пасли
скот богатых, являлись их домашними слугами. За такой тяжелый труд они получали
скудную пищу и поношенную одежду, иногда им выделялся тощий и мелкий скот.
Крестьяне- шаруа занимались земледелием, обычно возле зимовок феодалов. Они
вспахивали землю феодалов, сеяли, занимались уборкой урожая, заготавливали
сено.
Высшая иерархия мусульманских
религиозных служителей - ишаны, имамы, хаджи - тоже принадлежали к
господствующему классу. Они также пользовались привилегиями.
Частыми были проявления классовых
противоречий между феодалами и скотоводами, земледельцами. Одной из форм классовой
борьбы народных масс были перекочевки или побеги. Так они выражали свой протест
против своих господ.
1.
Какой была система правления в Казахском ханстве?
2.
Кто избирал хана? Как вы понимаете, с какой целью проводилась ханталапай
(ханская дележка)?
3. Кого называли
султанами?
4.
Какие
существовали классы в Казахском ханстве? Кто относился к господствующему
классу?
Вопросы для
самопроверки
1. Какой ступенью
общественного строя управлял рубасы?
A.
аулом
С. родом
B.
ата
аймаком D. улусом
2.
Как называлось всенародное собрание, на котором решались важнейшие вопросы в
жизни казахов?
А. курултай В. мажилис
С. съезд