§ 32. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА В Х1У-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XY ВЕКОВ
Восьмая
глава
КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XIV-XY ВЕКАХ
Материальная культура. Материальная
культура каждого народа тесно связана с его хозяйством. В XIV-XV веках в хозяйстве казахских ханств
преобладало скотоводство. Поэтому материальные блага создавались
преимущественно с использованием животноводческого сырья.
Однако различие видов хозяйства на
огромной территории Казахстана привело к появлению некоторых особенностей развития
культуры и быта в разных регионах страны. Например, если на юге и юго-востоке
развивалось оседлое и полуоседлое скотоводство, то в западных и центральных
регионах - скотоводство кочевое. На юге Казахстана одновременно со
скотоводством развивалось и земледелие.
Преобладающая роль кочевого
скотоводства вызвала необходимость создания переносных жилищ - юрт,
приспособленных к кочевой жизни. Поэтому современная казахская юрта - конечный
продукт испокон веков развивавшейся материальной культуры. Каркас и кошмы для
наружного покрытия таких жилищ каждая семья изготовляла собственноручно, а
производством деталей деревянного каркаса юрты занимались мастера - уйши. По
сведениям письменных источников XIII века, кроме обычной юрты существовали
также и передвижные жилища - куйме, поставленные па повозки. В зависимости от
величины их перевозили один или несколько быков или верблюдов. По
свидетельствам путешественников, предметы обихода и мебель были искусно и
красочно изготовлены.
В регионах с оседлым и полуоседлым
хозяйством строились и постоянные жилища. Так, например, кочевые и полуоседлые
жители пригородов Отрара, Саурана, Сыгнака и других крупных городов строили
постоянные зимовки и кенты, занимаясь одновременно и оседлым скотоводством и
земледелием. Они жили в домах, построенных из дерева, глины и камня. В зимние
месяцы они поселялись в них, а в другие времена года по традиции жили в юртах.
Одежда в основном изготавливалась из шерсти, кожи и шкур
домашних животных. Из шкур шили верхнюю одежду, а из шерсти вязали рубашки,
платья и белье. В ходе археологических раскопок были найдены ножницы для
стрижки овец, шилья и головки для веретен. Имелись разные виды летней и зимней
одежды. Так, зимой мужчины носили теплые тымаки - головные уборы из мерлушки
/и шкур зверей, летом - калпаки из тонкой белой кошмы. Шили и вязали также
различную обувь из шкур, меха и шерсти.
Пролегание Великого Шелкового пути
через территорию Казахстана давало возможность местному населению, жившему
вдоль этого пути, обменивать свою продукцию на металлические деньги пли
различные товары Запада и Востока. Не случайно, наверное, поэтому женская
одежда шилась из тканей разных видов и цветов.
Одним из основных показателей
материальной культуры является пища. Основной едой скотоводов были мясо,
молоко, масло, кумыс, шубат (напиток из верблюжьего молока) и другие жи-
потноводческие продукты. О том, как кыпчаки получали масло из молока, готовили
курт и кумыс, писали в XIII веке европейские путешественники. Например, В.
Рубрук писал, как кыпчаки предложили ему кислый молочный напиток и называли
его «айран».
Он отмечал, что кыпчаки большинство блюд готовят из мяса. Вместе с тем блюда
готовились также из муки, проса, ячменя и пшеницы.
Любое скотоводческое и земледельческое
хозяйство немыслимы без изделий ремесленного производства. Для скотоводства
были необходимы конские сбруи, куруки (длинные шесты для ловли лошадей),
арканы, различные виды привязей: жели (для лошадей) и когены (для овец и коз),
кисены (железные путы) и т.д. Для защиты от врагов требовались такие виды
оружия, как лук со стрелами, копье, сабля, шокпар (дубина с утолщенным
концом) и др. Ими пользовались не только во время войны, но и для охраны своих
жилищ и скота.
В оседлых районах для обработки земли
применяли железную соху, плуг, серп, косу, кетмень, деревянные лопаты и другие
орудия труда. В повседневной жизни для получения муки использовали водяные и
ручные мельницы, для перемалывания проса - ступу и т.д.
Духовная культура. Этот вид культуры является как бы
зеркалом человеческой души. К духовной культуре относятся обычаи и обряды,
традиции и устное народное творчество (легенды, сказки, эпосы, мифы),
письменная литература, музыка, религиозные верования и др. Духовная культура
имеет древние и глубокие традиции.
В XIV-XY веках основные произведения устной
литературы племен и родов, населявших территорию Казахстана, передавались
устно из поколения в поколение, они явились основой возникновения и развития
жанра фольклора.
Фольклор охватывает бытующие в народе сказки,
легенды, пословицы, поговорки, загадки, эпические поэмы. Сюжеты их взяты из
повседневной жизни народа, поэтому тематика очень разнообразна.
Многие образцы устного народного творчества созданы в
эпоху родового строя и Тюркского каганата и получили дальнейшее развитие уже
в условиях феодального общества.
Древнейшие фольклорные произведения
имеют разнообразные мифологические сюжеты. Например, о возникновении Космоса и
Земли из Хаоса, о происхождении Солнца, Луны и других небесных светил. Легенды
и мифы «Сказание о Солнце» («Куннщ баяны»), «Полярная звезда и Большая
медведица» («Темірқазьқ пен Жетіқарақшы») и другие рас- c.называли о появлении первых людей и
животных, о возникновении гор, рек и озер, других природных объектов.
Наиболее распространенным жанром
устной литературы были сказки. Среди них «Куламерген - Жоямерген», «Батыр
Желим, нышедший из-под земли», «Ер Тостик», «Кендебай с саврасым конем» и
другие волшебно-героического и назидательного содержания. Эти сказки были
воспитательного характера.
Одним из древних жанров устного народного
творчества являются эпические поэмы и сказания. И этот жанр берет истоки своего
возникновения с VI-VIII веков с эпических сказаний о батырах. Эпическая поэма
о Кобланды-батыре повествует о совместной борьбе кыпчаков и кыятов против
кызылбашей и калмыков, в ней также рассказывается о реальных исторических лицах
времени Золотой Орды Алшагыре, Казане, Карамане, Айбаке. А после распада
Золотой Орды появились эпические произведения, в которых главными героями были
батыры, защищавшие свой народ, родную землю от врагов. Среди них батыры
Ер-Таргын, Орак, Мамай, Ер-Косай и др.
В XIII-XV веках наряду с устным
народным творчеством появились образцы устной поэзии, созданные известными в
народе авторами. Среди них Кетбуга, Котан, Сыпыра-жырау, Асан-Кайгы, имена
которых стали легендарными. Хотя сведения об их жизненном пути и творчестве
весьма скудны, они оставили важный след в истории устной литературы. Они не
ограничивались лишь искусством жырау (сказителя эпоса). В своих произведениях
они поднимали злободневные семейно-бытовые и другие общественно значимые
темы. Они были глубокими знатоками обычаев, обрядов и традиций, слагали песни о
важных событиях в жизни народа, о знаменитых людях и т.д. Поэтому их имена
навсегда сохранились в памяти народа. Так, например, сохранились слова песни
Кетбу- ги, иносказательно обращенной к Чингисхану, о гибели его старшего сына
Жошы (Джучи), а также слова песни-плача по поводу гибели сына акына Котана -
Акжола.
В XIV-XV веках наряду с устной литературой
стала развиваться и письменная. Большинство из ее произведений было написано
на кыпчакеком языке. Среди них безымянные «Кодекс Куманикус» и «Огузнаме». В
этот период уже были известны поэмы «Мухаббатна- ме» узбекского поэта Хорезми,
«Хосров и Ширин» кыпчака Кутба, «Жусуп-Злиха» Дурбека и другие литературные
произведения.
«Кодекс Куманикус» использовался как
словарь кыпчакского языка и предназначался для европейцев, знавших латинский
язык и приехавших в Золотую Орду с разными целями. Поэмы «Хосров и Ширин» и
«Жусуп-Злиха» - произведения о беспредельной любви, они пронизаны мечтой о
справедливом обществе. В них также содержатся наставления и советы правителям
заботиться о народе и призывают их установить жесткий контроль за своими приближенными,
чтобы они за свои злоупотребления несли наказание.
Музыкальное искусство. Наряду с устным
народным творчеством и письменной литературой большую роль играла музыка. Она
была многообразна в жанровом и тематическом отношениях. Наиболее древними
жанрами музыкального искусства были трудовые и лирико-бытовые песни, в которых
отражались скотоводческо-кочевой образ жизни и семейно-бытовой уклад степного
населения. Большинство песен сопровождало трудовые процессы и семейно-бытовые
обряды и ритуалы. Широко распространены были лирико-бытовые песни на семейные,
житейские и любовные темы. Свадебные песни той-бастар, жар-жар, беташар,
похоронные причитания - жоктау, песни-утешения - естирту, конил айту и жуба-
ту были одновременно и частью повседневной жизни и быта, и произведениями
искусства.
Широко популярной среди народа была и
инструментальная музыка. Она была разнообразной по тематике и содержанию. В
народе до наших дней сохранились инструментальные произведения, передающие
настроение человека, — кюи «Ескендир», «Кам- бар-батыр», «Шора-батыр» и др.
Кюи-легенды «Поход Жошы хана», «Аксак кулан» («Хромой кулан»), «Ел айырылган»
(«Разъединение народа»), «Сагыныш» («Тоска») и другие были созданы еще в эпоху
Золотой Орды.
Религиозные верования. Хотя в
Казахстане исламская религия начала распространяться с VIII века, до XII века
она еще не была господствующей. Такое мнение в свое время высказывал первый
казахский ученый Шокан Валиханов в своей статье «Исламская религия». Однако
Утемис Хаджи в своей книге «Шынгысна-. ме» (середина XIII века) писал: «Когда
вилайет Дешта подчинился Берке-хану, то большую часть неверных он обратил в
ислам...». Хан окружил себя теологами — учеными-богословами, способствовал
возведению мечетей и медресе.
В XIV веке при Узбек хане (1312-1340
гг.) и могульском хане Тоглук-Тимуре ислам стал широко и повсеместно
распространяться среди народа. По свидетельствам письменных источников, постепенно
мусульманское вероучение становилось господствующим не только среди
представителей кочевой знати. Исламская религия в XIV веке была принята среди
подавляющего большинства населения Казахстана.
Другой причиной быстрого распространения ислама было то,
что эта религия была суфистского (мистического) толка. И многие ее каноны и
обряды были близки верованиям шаманства, которые тогда были еще распространены
среди тюрков.
Таким образом, в XIV-XV веках многие элементы ислама и
шаманизма сосуществовали параллельно. Казахи наряду с исламом продолжали
почитать верховное божество Тенгри (Небо). Это не противоречило исламскому
мировоззрению почитания единого Бога - Аллаха.
Одним из сохранившихся элементов
шаманства был культ поклонения огню. Огонь считался домашним святилищем,
покровителем жилища. Поэтому невеста, вступая в новую семью, должна была,
входя в дом отца мужа, принести в жертву огню ложку масла. Казахи верили в
очистительную силу огня: оставляя зимовки, разжигали костры и прогоняли между
ними скот, чтобы злые духи не преследовали их на летовках. Осенью с
возвращением на зимовки, жилища и стойла для скота вновь окуривали огнем и дымом.
Важное место среди обрядов занимал обычай жертвоприношения по случаю засухи -
тасаттык. В южных регионах Казахстана этот обряд бытует до сих пор. Чтобы
оберечь от сглаза, использовали бойтумары (обереги), которые вешали на шею малолетних
детей или жеребят, верблюжат. Бойтумары изготавливали из зубов, перьев
считавшихся священными зверей и птиц (волков, филинов и других).
Таким образом, в XIV-XV веках на территории Казахстана в
основном сосуществовали две религии — ислам и шаманство.
Что мы называем
материальной культурой?
Что такое духовная
культура?
Какие жанры устного
народного творчества вы знаете?
В каких легендах и
мифах повествуется о происхождении Земли, небесном мире, небесных телах?
Что вы узнали об
известных представителях устной поэзии?
Что вы узнали об
известных представителях письменной литературы?
Как развивалось
музыкальное искусство в XIV-первой половине XV
веков?
Какие религиозные
верования были распространены в Казахстане в тот период? При правлении каких ханов
широкое распространение получила исламская религия?
Какие обряды
шаманства сохранились до настоящего времени?
Вопросы для
самопроверки
1.
Материальные
блага на территории Казахстана преимущественно создавались благодаря ...
A. земледелию
С. торговле
B. скотоводству
D.
ремеслу
2. Что такое «шокпар»?
A. вид лука С. копье Е. меч
B. сабля
D.
Дубина
3. Как казахи, жившие в
XIV—XV веках, называли верховное божество Неба?
A. Заратуштра
B. Тенгри
Практическое
задание
Составьте реферат по
вашему усмотрению на следующие темы:
- Развитие духовной культуры Казахстана в XIII-XV
вв.
- Устное народное
творчество на территории Казахстана в XIII-XV
вв.
- Формирование религии на территории Казахстана
в XIII-XV вв.