§31. ЗАВЕРШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОСТИ
Образование казахской
народности. В XIV-XV веках роды и племена, населявшие
территорию Казахстана, прошли все этапы «•тановления и укрепления феодальных
отношений, сложения общности территории, языка, материальной и духовной
культуры в «•воем формировании как народности. Однако эти племена и роды б 1,1
ли разобщены, находясь под политической властью Белой Орды, ханства Абулхаира,
Могулистана и других ханств. Такая разобщенность затрудняла завершение их
формированиея в единую народность.
Но несмотря на то, что они входили в
состав различных ханств, общались они на одном языке - тюркском. Их обычаи и
обряды, традиции и религиозные верования были схожими. Социально-экономическое
и духовно-культурное развитие тоже было аналогичным. Словом, к тому времени
имелись все предпосылки и условия для формирования казахской народности. Еще
более усилился процесс формирования казахской народности в период внутренних
распрей и междоусобиц в ханствах, когда племена стали стремиться к
объединению, чтобы совместно воспрепятствовать политико-экономическому
ослаблению государства.
Подъем социально-экономического
развития Казахстана в начале XY
века способствовал
политическому размежеванию внутри ханств. Такой политический кризис привел к
народному сплочению родов и племен. Недовольные политикой ханской власти и
социально-экономическим угнетением, роды и племена переселялись в другие ханства.
При этом они преследовали одну главную цель - объединиться с родственными
родами и племенами, что в конечном итоге привело к формированию единой
народности.
Отрицательной стороной такого
перемещения являлось ослабление этнополитического единства. Например,
переселение родов и племен Жетысу в Среднюю Азию и Центральный Казахстан совершенно
ослабило этнополитическую общность в Могульском ханстве. Междоусобная борьба
вызвала перекочевку родов и племен из ханства Абулхаира, что привело к распаду
самого ханства. Отдельная часть его населения, оказавшись в Средней Азии,
вошла в этническую основу узбекской народности. Этнополитическая общность в
Казахстане группировалась вокруг султанов Жаныбека и Керея. Этим, во-первых,
открывался путь к созданию Казахского ханства, во-вторых, создавались условия
для укрепления этнического состава казахской народности. Таким образом, это
привело к ускорению процесса формирования казахской народности.
Еще одной причиной ускорения формирования казахской народности являлся тот фактор, что в ее состав вошли две этнические группы двух единых этнических территорий. Первую группу составлял союз кыпчакских племен Центрального, Северного и Южного Казахстана, во вторую группу входили племена уйсунов на юго-востоке Казахстана. Кыпчаки, канлы (канглы), аргыны, конраты, дулаты, мангыты, жалаиры и представители других казахских и узбекских племен и родов, входившие в эти две группы, с начала XV века жили в Туркестане. Если одни из них были здесь коренным населением, то другие появились в период монгольского нашествия (конраты, жалаиры). Объединением этих двух групп племен и родов завершилось формирование казахской народности. И территория, занимаемая этими двумя этническими группами, стала родиной трех казахских жузов.
Историческим следствием создания Казахского ханства во второй половине XV века стала этническая централизация единой казахской народности уже в начале XVI века. Расширилась и этническая территория расселения казахов. Такая обстановка способствовала процессу развития казахского населения. Это было временем завершения формирования казахской народности.
Роды и племена, переселившиеся в Жетысу и Дешт-и-Кыпчак вместе с Кереем и Жаныбеком, называли «узбек-казахами». Постепенно термин «узбек» вышел из употребления и название «казахи» стало этническим названием казахского народа. А название «узбеки» стали носить переселившиеся в Среднюю Азию роды и племена, которые образовали узбекскую народность. Таким образом, из этнополитической общности, называвшейся «узбек-казахами» в период Узбекского ханства, выделились два самостоятельных народа.
Происхождение термина «казах». На
протяжении почти двухсот лет исследователи пытаются объяснить происхождение
названия «казах». По этому вопросу среди исследователей существуют различные
мнения. Однако до сих пор нет конкретного и убедительного объяснения его
происхождения.
Тем не менее некоторые из мнений и
гипотез заслуживают широкого общественного внимания. В ряде письменных
источников на древнетюркском языке, например, в орхоно-енисейском письменном
памятнике VIII века, обнаруженном В. В. Радловым, встречается выражение «казгакым оглум»
(означающее: мои приемные сыновья). Позднее из него выпала буква «г» и
укоренился термин «казах», однако такое утверждение не находит убедительного
подтверждения согласно закономерностям исторической фонетики тюркского языка.
А в древних языках алтайских и сибирских народностей слово «казах» означало «прочный», «крепкий»
и «великан».
В Восточном Дешт-и-Кыпчаке слово
«казах» в IX-X веках употреблялось в социальном
смысле и означало «группы людей, ведущих вольный образ жизни и живущих
разбоем», а в XI-XII веках оно относилось к этносоциальным
группам кыпчаков. Видимо, в это время (в середине XIII века) в период тесных
отношений между Золотой Ордой и Египтом был создан «Арабо-тюркский словарь».
В нем слову «казах» придаются значения «вольный», «скиталец». Поэтому имеются
основания считать, что само слово «казах» возникло в кыпчакской среде.
Термин «казах» в XIII веке встречался
и среди хорасанских туркмен. По мнению видного ученого-историка Б. Е. Кумекова,
слово «казах» среди них носило не социальный, а этнический смысл, значение.
Взаимосвязи между огузами (предками туркмен), жившими в среднем течении
Сырдарьи, и кыпчаками начались с X века. Вероятно, кыпчаки появились на
туркменской земле под названием «казахи» в XI веке. И это слово до XIII века
носило этнический смысл.
Таким образом, слово «казах» появилось в эпоху древних тюрков и употреблялось в различных тюркских землях до XIII века. Однако здесь оно употреблялось в социальном смысле. Слову «казах» придавалось значение «свободный скиталец». Так называли людей, отделившихся от своего хана, рода, племени, добывавших средства к существованию участием в войнах, набегах. Только с XIV века это слово начинает приобретать этническое значение. Об этом свидетельствовал историк Рузбихан, что в Узбекском улусе в
XV веке было три народности, из которых
самые многочисленные и воинственные - казахи.
Наконец, когда султаны Жаныбек и Керей
отделились от Узбекского улуса, то есть ханства Абулхаира, они носили название
«узбек-казахи», а затем термин «казахи» стал этнонимом народа.
Термин «Алаш» и казахские жузы. Слово «алаш»
встречается во многих легендах казахского народа. Одна из таких легенд - «Алаша хан».
Легенда повествует о формировании казахского народа и содержит сведения о
жузах.
Слово «алаш», вероятно, появилось в IX-X веках. Оно являлось боевым кличем
казахского народа. В некоторых летописях это название употреблялось вместо
термина «казах». В одной из казахских легенд рассказывается, что у одного хана
родился сын, названный Алаша (от слова «ала» - «пестрый», «пегий»). По нагонору
старшей жены хан решил избавиться от ребенка, отвез его за Сырдарью, где тот
был усыновлен бедняком. В молодости юноша прославил свое имя богатырскими
подвигами. Узнав об этом, хан решил вернуть сына к себе. Советник хана Котан
послал за ним своего старшего сына Уйсуна. Прибыв на место и подружившись с
сыном хана, Уйсун со своими воинами решил не возвращаться домой. Через год с
этой же целью был послан другой сын Котана, Болат, но и он не возвратился со
своим отрядом, на третий год — младший сын Котана Алшын. Все эти братья со
своими отрядами нападали на соседей и угоняли их скот. Поэтому их стали называть
«казах» (по-тюркски - «свободный», «вольный»).
Братья провозгласили Алашу ханом, а он
расселил их: Уйсуна с его воинами в верхнем течении Сырдарьи, Болата - в среднем,
а Алшына - в нижнем течении реки.
За Уйсуном закрепился
Старший жуз, за Болатом - Средний, за Алшыном - Младший жуз. В легенде имена
Уйсун и Алшын совпадают с названием крупных племен Старшего и Младшего жузов.
По этой причине в народе сохранилась поговорка «Предок - Алаша,
имя - казах, все мы - поколения
трех жузов».
Эту легенду нельзя считать
безосновательной. В районе города Жезказган, у реки Жангабыл, обнаружено место
ставки Алаша хана, а на правобережье реки Каракенгир - его мавзолей. По мнению
ученых, мавзолейный комплекс построен в X-XI веках, позднее достроен в XIV-XV веках. '
В истории нашего народа образование
жузов - тоже интересный, но трудноразрешимый вопрос. О причинах возникновения
жузов почти нет никаких сведений. До сих пор среди историков нет единого
мнения. Одни из них считают, что появление термина «жуз» связано с числом 100
(жуз-орда - сотня-орда). Другие связывают его с военно-племенной системой
управления (правое крыло, левое крыло и среднее крыло). А третья группа ученых
разделение на жузы связывает с особенностями и различиями хозяйства и
природно-климатическими условиями жизни в этих регионах. В самом деле, вышеприведенная
легенда охватывает все эти три точки зрения.
По легенде трое братьев: Уйсун, Болат
(Аргын) и Алшын выступили в качестве вождей объединенных племен. Они поделили
между собой регион Сырдарьи и Жетысу, вошедшие в состав Старшего жуза,
Центральный Казахстан - Среднего жуза, Западный Казахстан - Младшего жуза.
Постепенно расширяя свои границы, жузы утвердили под своим влиянием этническую
террриторию казахского народа.
В народной легенде говорится, что
разделившись на три
жуза, участники большого курултая - собрания родов и племен
высекли па скале свои тамги (родовые знаки) в местности Нура в Жетысу.
Считается, что разделение на три жуза произошло в Х-ХП веках.
Аналогичное мнение высказывал и Шокан
Валиханов, подчеркивая, что поводом для создания казахских жузов были смутные
времена, когда казахи «...для обеспечения своих прав в местах своего кочевья
составляли союзы...». Этими союзами и являлись жузы.
1. Когда началось
формирование казахской народности?
2. В каком
этнико-географическом регионе произошло окончательное формирование казахской
народности?
3. Почему казахов
вначале называли «узбек-казахами»?
4. Что означает термин
«казах»? Когда он появился?
5. Когда это название
приобрело этническое значение?
6. Когда появился термин
«алаш»?
7. Расскажите легенду об
Алаша хане.
8. Чем была вызвана
необходимость образования жузов?
Вопросы
для самопроверки
1. Сколько народов
сформировалось из племен, ушедших с султанами Жаныбеком и Кереем?
A. один
С. три
B. два D. четыре
2. Слово «алаш» вероятно
появилось в ...
A. в
Х-ХП веках С. в XI-XII
веках
B. в IX-X
веках
D. в VIII-IX
веках