§ 29. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАХСТАНА В XIV-XV ВЕКАХ
Скотоводство. Пережившие тяжелые
последствия монгольского нашествия, сельское хозяйство и оседлая городская
культура в конце XIII
века вновь начали возрождаться. На юге Казахстана возобновилась жизнь в
разрушенных монголами городах. В пригородах вновь стали строить кенты. Оседлое
или пастушеское скотоводство на юге Казахстана развивалось наряду с полукочевым.
Возросло поголовье скота, что способствовало хозяйственному развитию регионов
Казахстана.
На обширной территории Казахстана в
основном развивались три типа скотоводства: оседлое, полукочевое и кочевое.
Если в Южном Казахстане наряду с оседлым отгонным скотоводством развивалось и
земледелие, то на юго-востоке (Жетысу), на западе и севере Казахстана - преимущественно
полукочевое скотоводство. У подножий Каратау, куда стекали многочисленные
горные реки, пасли скот на жайляу, а у впадения этих рек в Сырдарью располагались
зимовки скотоводов. Возле зимовок или в пригородах скотоводство сочеталось с
земледелием. В ходе археологических раскопок на южных склонах Каратау были
обнаружены остатки постоянных стоянок для содержания скота. Рядом с ними
находились и площади, занятые посевами пшеницы, ячменя, огородных и бахчевых
культур.
Полуоседлое скотоводство было основным
видом и в Жетысу. Историко-географической особенностью этого края было то, что
протяженность маршрутов кочевок составляла 100-150 километ1 ров.
Во-вторых, у местных жителей на берегах рек Или, Чу, Талас и озера Балхаш, а
также в местах постоянных зимовок в горных ущельях имелись угодья,
использовавшиеся для земледелия. На зимовках строились постоянные жилища. Такой
вид хозяйства называли полуоседлым скотоводством.
Третьим видом
являлось кочевое скотоводство. Оно было связано с маршрутами кочевок населения
Восточного Дешт-и-Кыпчака (Центральный и Северный Казахстан) и Западного
Казахстана. Население этих регионов в летнее время кочевало на север, а
зимовки проводило на юге - на берегах Сырдарьи, Сарысу и в тугаях на побережьях
Аральского моря. Маршруты кочевок доходили до 800-1000 километров. На зимовках
жили не более 3-4 месяцев.
Земледелие. Этот вид хозяйства преимущественно
развивался на юге и юго-востоке Казахстана со времен древних саков и уйсунов.
Разоренное в период монгольского нашествия земледелие имовь начало
восстанавливаться со второй половины XIII века. Это можно проследить по тому,
что в это время близ присырдарьинских городов Туркестан, Сауран, Отрар, Сайрам,
Сузак и др., а также столицы Белой Орды Сыгнака стало возрождаться земледельческое
хозяйство. Прорытые от Сырдарьи и Арыси каналы являются свидетельством высокой
культуры земледелия. По данным письменных источников, наличие под Сыгнаком
таких оросительных систем, как Томенарык и Богыларык говорит о развитии здесь
поливного земледелия. К центрам развитого земледелия относились крупные города,
как Туркестан, Сауран, Отрар и другие. Земледелием население занималось вдоль
рек и притоков, стекающих с I юеточных и северных склонов Каратау. Многие из
этих водных источников находились во владении отдельных земледельцев.
Возрождение
скотоводства в XIV-XY века
|
Регион Туркестана был центром
развитого земледелия. О наличии арыков, с помощью которых орошались поля,
говорится в ипкуфной грамоте Тимура. По этой грамоте земледельцам переда- im лись по «два коша земли с водою» (кош
- количество пахотной земли, которое могла обработать за сезон пара быков).
Перечисленные в грамоте орошаемые участки составляли пахотные уго- /1,1.я,
на которых выращивались пшеница, ячмень, огородные и бах- чоные культуры,
разводились сады. Крупными очагами земледе- пил являлись районы Жетысу.
Особенно на юго-западе этого региона под Таразом наравне с городской культурой
широко разви- пллось и поливное земледелие. Зона бывшего города Талхир (Талгар)
являлась его центром.
Города и сельские поселения. Монгольское нашествие повлекло за собой катастрофические последствия для развития городской
культуры. В средневековых письменных источниках сообщалось об опустошенных
городах в Жетысу. Археологические раскопки показали, что если в конце XIII и в
начале XIV веков городская культура в долине реки Или совершенно исчезла, то в
некоторых городах на берегах рек Талас и Чу она вновь начала возрождаться.
К развитию городской культуры среди
потомков Чингисхана было неоднозначное отношение. Одни потомки великого хана
были против ее развития. Поэтому они беспощадно грабили оседлое городское
население, облагали его непосильными налогами. Другие потомки Чингисхана
понимали, что препятствуя развитию города и выступая против оседлого образа
жизни, невозможно создать сильную государственную власть и взимать с населения
налоги, которые обеспечивали само существование государства. В 1269 году на
берегах реки Талас состоялся курултай, на котором было принято решение,
запрещающее собирать налоги с оседлого городского населения свыше
установленной нормы. Видимо, в связи с принятием этого решения в таких городах
Южного Казахстана, как Туркестан, Отрар, Сузак и Сыгнак возобновилась и оживилась
городская жизнь. О таком оживлении в городах писал в своем дневнике армянский
царь Гетум I, направлявшийся в Монголию. Археологические раскопки также
показали, что наряду с вышеназванными городами стали возрождаться города
Сауран, Сют- кент, Аккорган, Узгенд и другие.
Особое развитие города получили в
период правления ханов Белой Орды Сасы-Бугы, Ерзена, Мубарака и Чимтая.
Значительную роль в оживлении городской жизни Белой Орды сыграла ее столица -
город Сыгнак. Он фактически стал важным торговым центром, куда съезжались
торговцы и полукочевые скотоводы из городов Средней Азии. В самом Сыгнаке и в
других городах, расположенных в его окрестностях в период правления хана
Ерзена,
Развалины древнего
города Саурана. |
Аналогичное широкое строительство
велось и в других городах и зимовках — кентах, в результате чего увеличилось
количество постоянных поселений. В пригородах строились поселения ремесленников
и их мастерские, расширялись площади, занятые садами и посевами огородных и
бахчевых культур.
Однако, как бы ни
развивалась городская жизнь, она уже не могла подняться до того высокого
уровня, на котором находилась до монгольского нашествия. Наоборот, в первой
половине XV века многие города
остались в упадочном состоянии или прекратили свое существование.
Ремесла. В конце средневековья (XIV в.) одной
из главных отраслей городского ремесла было гончарное дело — изготовление
глиняной посуды. В ходе археологических раскопок в Отраре и Туркестане, а также
в городах Культобе и Ран, расположенных в Северном Каратау, были обнаружены
остатки гончарных мастерских. В городе Отрар ремесленные мастерские занимали
около 2 гектаров земли. В городе Ран мастерская ремесленника находилась в
западной стороне, поодаль от жилых домов. Во дворе ее располагался
двухкомнатный дом гончара. В мастерской имелись помещения для предварительных
гончарных работ, площади для сушки посуды и печи для ее обжига. Большая часть
посуды предназначалась для хранения воды и приема пищи. Изготавливались также
горшки для хранения зерна. Археологи часто находят плоские блюда и чаши,
украшенные изнутри и снаружи глазурованными орнаментами. На чашах XIII-XIV веков, найденных в городе Отрар,
изображены птицы и дикие звери. Со второй половины XIII века в присырдарьинских
городах стало развиваться кирпичеобжигателъное
ремесло. Так, например, на юго-западе города Отрар в двух местах
найдены остатки кирпичеобжигательных мастерских. Такие мастерские обнаружены и
в городе Сарайчик. Наличие их свидетельствует о большом размахе строительных
работ в городах в тот период.
Печи для обжига
керамической посуды. |
Одним
из показателей развития городской культуры было медницкое и бронзолитейное дело.
В Отраре и Туркестане в ходе археологических раскопок были извлечены из земли
зеркала и светильники, изготовленные местными мастерами из бронзы. Из меди и
бронзы также изготавливались различного рода ювелирные украшения. Например, найден
литой бронзовый медальон с рельефными изображениями на обеих сторонах. На
одном из них - скачущий всадник с натянутым луком и бегущая собака; на другом
- свернувшийся дракон. Большое количество этих изделий - свидетельство важной
роли этого направления городского ремесла.
Ювелирное ремесло. Большой интерес для науки представляет найденный в районе
города Отрар клад серебряных вещей. По мнению специалистов, в Южном Казахстане
и Средней Азии были широко распространены спиралевидные серебряные браслеты.
Среди предметов клада интересны серьги в виде знака вопроса, определяемые
учеными как кып- чакские: массивные серьги с многогранником на конце и
«8»-образные височные подвески. Эти изделия свидетельствуют о высоком развитии
у кыпчаков ювелирного ремесла.
Стеклоделие. Производство стекла в городах Отрар и
Тараз было известно с X-XI веков. Несмотря на застой после
монгольского нашествия, это ремесло с конца XIII века вновь стало
развиваться. Доказательством этому являются найденные в ходе археологических
раскопок в названных городах обломки стеклянных крышек, бокалов, чаш, графинов
и рюмок. Причем стекло было различных оттенков: синего, зеленого, голубого,
красного, желтого и темно-коричневого. Посуда сделана очень изящно.
Вместе с тем, в городах были хорошо
развиты косторезное
и каменотесное
ремесла. Среди археологических находок встречаются костяные
пуговицы, ручки ножей, украшенные орнаментом, застежки. Как сырье для
изготовления костяных изделий использовались рога сайгаков, джейранов и
оленей. А из камня делали жернова водяных и ручных мельниц, отбойники, песты,
терочни- ки, точильные бруски. Таким образом, оживление городской культуры
открыло путь для развития различных видов ремесел, необходимых для
удовлетворения нужд людей. А в результате этого усиливались связи полуоседлых и
полукочевых скотоводов с городами, что вело к дальнейшему расцвету всех видов
ремесел.
1. Какие виды
хозяйства начали развиваться в XIV-XV
веках?
2.
Какие
различия имеются между полукочевым и кочевым скотоводством?
3. В какой части
территории Казахстана преобладало земледелие?
4. Когда вновь стала
возрождаться городская жизнь?
5.
В период
правления какого хана стали строить сооружения общественного назначения?
6.
Запишите
в тетради по истории все сведения о развитии отраслей ремесел.
Вопросы для
самопроверки
1. Где преимущественно
развивалось наряду с оседлым, отгонным скотоводством и земледелие?
A.
в
Жетысу D.
в Западном Казахстане
B.
в
Южном Казахстане Е. в Центральном Казахстане
C. в Северном Казахстане
2. Какова была
протяженность маршрутов кочевок кочевого скотоводства?
A.
140
км D. 900—3000 км
B.
140-170
км Е. 500-700 км -
C. 800-1000 км
3. Со второй половины
XIII века в присырдарьинских городах стало развиваться ...
A.
ювелирное
ремесло D. каменотесное
ремесло
B.
гончарное
ремесло Е. кирпичеобжигательное ремесло
C. стеклоделие