Главное меню

  • К списку параграфов

§11. НАЙМАНЫ, КЕРЕИ, ЖАЛ АИРЫ


Расселение племен. Эти племена издавна населяли восток Центральной Азии. Основными местами их расселения были цент­ральные и западные районы Монголии, с востока граничащие с Казахстаном. Начиная с X века, они стали осваивать его террито­рию. В конце средних веков эти племена вошли в этнический сос­тав казахского народа. Поэтому вся их история и жизнь тесно свя­заны с историей казахского народа.

Найманы. По письменным источникам VIII века, союз из вось­ми племен населял земли между рекой Орхон и Алтайскими гора-, ми. Монголы называли их найманами. Слово «найман» по-монголь­ски означает «восемь». А по другим сведениям, в Монголии имеет­ся река Секиз (по-тюркски - восемь), поэтому племена, населяв­шие берега этой реки, монголы называли найманами.

Государство найманов становится известным во второй полови­не XII века. Столицей был город Балыкты на берегу реки Орхон. Этот город не раз переходил из рук в руки: то к уйгурам, то к кыргызам, то к каракитаям.

Государство достигло своего расцвета при найманском хане Наркеше Даяне (1160—1203 гг.). В период его правления найманы стали заниматься земледелием, у них начала развиваться оседлая городская жизнь. Младший брат хана Инанч-бильге благодаря сво­им большим организаторским способностям много сделал для ук­репления государства. Он стремился приобщить найманов к ис­кусству, ремеслам и мирной жизни. Поэтому в народе его прозва­ли Бильге ханом (Знающим ханом). При правлении этого хана найманы окончательно избавились от вторжений каракитаев. Объеди­нив все восемь племен, хан создал единое Государство найманов. Ему удалось расширить торговые отношения с другими странами.

Но возрождение найманов было недолгим. Между сыновьями Бильге хана - Буйрык ханом и Даян ханом началась междоусоб­ная борьба за власть. Ханство раскололось на две части. Даян хан стал править степным краем, а Буйрык хан остался властвовать в местности Орунгу на реке Черный Иртыш на Алтае.

Решив воспользоваться междоусобицей среди найманов, монгольский хан Чингисхан и хан кереев Ван, напав на них, одер­жали победу над войсками Буйрык хана. Хан найманов бежал к енисейским кыргызам.

Опасаясь усиления Чингисхана, кыргызы, меркиты, найманы. и другие племена в 1201 году созвали курултай. Одним из его орга­низаторов являлся Буйрык хан. В местности Согак произошла их битва с войсками Чингисхана и Ван хана. Найманы и другие пле­мена потерпели поражение в этом сражении. Буйрык хан переко­чевал на юг Алтая. Войска Чингисхана взяли хана в плен и он был казнен. Даян хан направил свои войска под командованием Коксу Саурыка против Ван хана. Захваченный в плен Ван хан был также убит. Узнав об этом, Чингисхан в 1204 году организовал поход про­тив Даян хана и окончательно победил его. Сын Даян хана Кучлук переселился в Жетысу.

Кереи (кереиты). Название «кереи» происходит от названия реки Керлин (Керулен), так как племена, жившие на берегах этой реки, именовались кери (кериленцы). Судя по письменным источ­никам, племена кереев населяли берега рек Орхон, Керулен, Се­ленга и Аргун.

Кереи на западе соседствовали с найманами и с уйгурами. Они пользовались древнетюркской письменностью. Когда образо- иалось Монгольское государство, писарями в нем в основном яв­лялись кереи.

По свидетельству из исторического памятника «Тайная исто­рия монголов» (XIII в.), в конце XI и начале XII веков между Керейским и Монгольским ханствами существовали добрососедские отношения. Находясь в союзе, оба ханства не раз давали совмест­ный отпор меркитам, кайманам и другим племенам.

Ставкой Керейского государства была местность Битобе на вос­токе от горы Хан-Тенгри, где ныне расположена столица Монголии Улан-Батор. По монгольским письменным историческим источникам, эта местность являлась жайляу керейского хана Торы (Тогурыла).

Историки, исследовавшие время появления города Улан-Ба­тора, утверждают, что именно этот город ранее являлся столицей Керейского ханства.

В XI веке в состав Керейского ханства входило восемь аймаков - районов, населенных племенами кереев, жиркиы, конкаев, сакаев, ту- тау, албатов, тунхаев, кыркунов.

Летовки Торы хана находились в Талане, Дабане и Науыре, а зимовки - на берегах реки Откел, в местностях Орман курке, Толе, Камысты, Куланды, Кулыне и в других местах. Названия этих зе­мель схожи с казахскими.

Керейское государство достигло своего наивысшего расцвета в Х-ХП веках во времена правления Маркус хана и его сына Курша- куз хана. В начале своего правления Куршакуз хан потерпел пора­жение от татар (по-монгольски - mama), а его сын Торы и мать Илма-ханум попали в плен. В этот период власть взял в свои руки другой вождь кереев, зять Куршакуз хана, Сарык. При помощи дру­гого керейского хана - Хажар хана, жившего в приграничном рай­оне ханства, он одержал победу над татарами и освободил из плена сына Куршакуз хана.

К этому времени столица Керейского ханства переместилась на берег реки Орхон. В письменных памятниках очень мало сведений о Сарык хане. Неизвестно даже, когда он стал ханом. Но в период его правления другие соседние племена подчинились власти кереев.

После прихода к власти Куршакуз хан разделил ханство на правую, левую и среднюю части и отдал их в управление своим детям, сказав: «Если вы будете жить близко друг к другу, то буде­те лягаться, как лошади, а если вдалеке, то будете ржать, ища друг, друга». После смерти Куршакуза ханом стал Торы. Пользуясь его несовершеннолетием, отчим Елжыйдой стал стремиться взять власть в свои руки. Осознавая свое затруднительное положение, Торы обратился за помощью к своим старшим братьям, которые помогли ему отстоять ханский титул.

В конце XII века Керейское государство, занимавшее террито­рию от реки Долы в районе Завжана до горы Казак (Хасагт-хайр- хон) вновь распалось на две независимые друг от друга части. Не­довольный расколом Керейского государства младший сын хана Маркуса Гурхан, ставший к тому времени ханом киданей, напра­вил против Торы хана свои войска. Торы хан сумел избежать по­ражения только благодаря помощи Чингисхана.

По свидетельствам монгольских летописей, предки кереев и монголов находились в дружественных отношениях.

Однако мирные отношения между керейским ханом Торы и Чин­гисханом длились недолго. В столкновении с Чингисханом Торы хан потерпел поражение. Во время отступления он был убит найманским полководцем. Часть раздробленных племен кереев при­соединилась к другим племенам, а другая часть переселилась на восток Казахстана.

Персидский историк Рашид ад-Дин писал о кереях: «Жившие в IX-XIII веках на территории Монголии кереи - сильно развитый на­род. Они ослабли под воздействием Чингисхана. У них была очень вы­сокая культура, они пользовались древнетюркской письменностью».

Жалаиры. О существовании этого племени как самостоятель­ного государственного образования нет никаких сведений ни в араб­ских, ни в персидских письменных источниках. Лишь в монголь­ских летописях скупо упоминается о нем. В них говорится, что племя жалаиров населяло берега рек Селенга и Хилок, а также верховья реки Орхон и хребты Каракорумских гор.

В этих летописях упоминалось, что из племени жалаиров самым близким Чингисхану человеком был знаменитый акын, оратор и ба­тыр Мукали (Мукылай). За безупречную и верную службу великий хан присвоил ему титул «куй ун чинсан тайжи», «го ван» - «великий князь». И доверил ему командование левым крылом своего тумена (10-тысячного войска).

В монгольских летописях другой жалаир Жамука фигуриру­ет то как ближайший друг Чингисхана, то как лазутчик, то как его непримиримый враг.

Письменные источники свидетельствуют, что Жамука в 1201 году, объединив многие роды и племена, на берегу реки Аргун (Ар- гын) созвал курултай и объявил себя гурханом. Узнав об этом, Чин­гисхан заключил союз с ханом кереев Торы и осенью того же года нанес поражение Жамуке, принудив его подчиниться своей власти.

В «Тюркской летописи» историка хана Абулгази о жалаирах говорится как о покоренном Чингисханом племени. Они влились в состав монгольских племен и преданно служили Чингисхану. Под­тверждением этому является тот факт, что в монгольской «Золо­той летописи» жалаир Мукылай упоминается как крупный воена­чальник монголов.

Один из первых казахских историков Кадыргали Косымулы Жалаири (XVI в.) писал, что во времена Чингисхана жил воена­чальник Сартак Ноян. Его сыном являлся жалаир Саба, от него произошел жалаир Тебре бек. А потомком Тебре бека был Айтоле бек, этот знатный человек командовал войсками Урус хана. Далее ученый свидетельствует, что жалаиры - одна из больших ветвей племени алаша. Их называли «тарак танбалы жалаирами». Это было в период вхождения жалаиров в состав казахского народа.

Жалаиры входили и в состав всех тюркоязычных народов на тер­ритории Средней Азии. Основным местом расселения жалаиров являлось Жетысу.

Политический строй. Системой правления племен являлась ханская власть. Она состояла из объединений племен и была про­образом формировавшегося феодального государства. Власть осу­ществлялась по улусной системе. Улусная система управления не была похожа на родовую или племенную системы. Она была бли­же к народной системе управления.

Улус имел свою определенную территорию. К нему относились объединенный союз нескольких племен или народности, имеющие самое многочисленное население и самую обширную территорию расселения.

В монгольских письменных источниках говорится, что племя жалаиров было самым крупным и известным среди других пле­мен, состояло оно из десяти родов. К тому же в те времена ханство состояло из нескольких улусов. В каждом из них избирали пра­вителей ханской орды, военачальников и нукеров (воинов хана). Ханская ставка считалась высшим органом власти.

Еще в XII веке система управления войсками подразделялась на десятки, сотни, тысячи и ту мены (десятитысячные отряды). Хан сам назначал командующих тысячами и туменами.

Политическая система

Описание: C:\Users\Администратор\Desktop\istoria_sredneveko_kazakhstana_7kl_raspoznano.files\image045.jpg


 

Повседневными внутренними делами в улусах управляли люди, носящие титул шербж. Хан единолично присваивал этот титул и назначал на такие должности.

Хозяйство. Найманы, кереи и жалаиры в основном занима­лись скотоводством, а кереи преимущественно коневодством. Ско­товодство носило сезонно-полукочевой характер. Кочевья и их направления находились в прямой зависимости от мест летовок различных племен, от количества пастбищ, водных источников и богатого травостоя.

У кереев, жалаиров, найманов было два вида кочевания. С од­ной стороны, кочевали большими группами, а, с другой, отдельные семьи кочевали самостоятельно или небольшими объединениями, выращивали преимущественно лошадей и овец. Лошадь являлась средством передвижения, кочевники питались ее мясом и молоком. Овец держали ради мяса, шкур и шерсти. Эти племена содержали и крупный рогатый скот. В кибитки на колесах запрягали быков. Основным жилищем были юрты.

Связи с соседними народами. В «Тайной летописи монголов» содержится много сведений, что найманы соседствовали с мерки- пгами, тангутами и монголами. Говорится, что они находились между собой то в мирных отношениях, то в состоянии войны, по­этому не могли создать сильное централизованное государство.

1.         Когда и где было создано Найманское государство?

2.         Когда и где было создано Керейское государство?

3.         Что вы знаете о жалаирах?

4.         Почему эти три племени мы называем древними казахскими пле­менами?

5.         Что можно сказать о политическом строе государств этих трех племен?

6.         Что вы знаете о хозяйстве этих племен?

Вопросы для самопроверки

1.         Какой город являлся столицей найманов?

A.                         Узгенд        С.         Каракорум

B.                         Балыкты    D.         Баласагун

2.         Кто из древних историков написал о кереях?

A.         аль-Марвази

B.         Кадыргали би Косымулы

C.         Рашид ад-Дин

3.         Кто из должностных лиц управлял повседневными внутренними де- лими улусов?

A.                         туменбасы С.         шерби

B.                         хан  D.         мынбасы