§ 10. ГОСУДАРСТВО КАРАХАНИДОВ (942-1212 гг.)
Образование государства. В середине X века в Жетысу и в части
Восточного Туркестана было создано государство Карахани- дов. Столицей стал
город Баласагун.
Основателем государства являлся внук Бильге Кул Кадыр-ханаСатукБогра-хан (915-955
гг.). Приняв ислам и пользуясь поддержкой династии Саманидов, он одержал победу
над своим родственником Огулишком,
правившим Таразом и Кашгарией, и подчинил их себе. В результате было создано
единое централизованное государство Караханидов. После распада Карлукского
каганата оно занимало обширную территорию от Жетысу до Испиджаба на западе и
до Кашгара на востоке.
В этнический состав государства
Караханидов входили племена жикил,
ягма, карлуков, огу зов, канлы, уйсунов и другие тюркоязычные
племена. Особую роль в создании государства сыграло племя карлуков. Помимо
выходцев из этого племени правителями избирались также выходцы из племен ягма
и жикил. Имена их предводителей Арслан-
хана и Богра-хана
были связаны с тотемами - объектами религиозного почитания (животные, растения
и т.д.) этих племен: у жикил - лев, у ягма - бура (верблюд).
Общественный строй. Верховная власть находилась в руках
хакана (кагана). Власть передавалась по наследству. К представителям знати
относились потомки хакана - тегины,
илик ханы, беки, нукеры. Власть осуществлялась по удельному
принципу. Удельные земли подразделялись на большие и малые. У хакана имелись советники,
везиры. По своей деятельности они были схожими с коль еркинами в период
Огузского каганата. По письменным свидетельствам Махмуда Кашгари, значение
слова «коль еркин» раскрывается, как «ум глубокий, подобно озеру» и эту
должность занимали советники-соправители.
Ставка
хакана, откуда он осуществлял свою политико-административную власть, называлась
ордой. В ней жили дворцовые
придворные.
По сравнению с системой правления
предшествовавших тюркских каганатов система общественного строя у государства
Караханидов была более развитой, с феодальным укладом. Это можно проследить по
видам землевладения, системе сбора налогов, социальному неравноправию и другим
формам угнетения для поддержания правящей власти.
Одной
из разновидностей землевладения была икта- земельный надел, пожалованный
хаканом своим приближенным. Землевладельцев называли икта- дарами (персидское
слово). По-арабски таких землевладельцев именовали мук- та. Однако икта
навечно не узаконивалась. А иктадары выделенные им икты стремились закрепить
за собой навечно. Мавзолей Карахана.
Лица, получившие икты, в обязательном
порядке обязаны были собирать налоги с простых людей и проходить у хакана
военную службу.
Кроме икты существовали и другие
разновидности землевладения. Так, например, крупным феодалам выделялись
большие земельные участки за счет захваченных территорий в целях сбора там
налогов с населения. Также для этого феодалам выделялись и земли, принадлежащие
государству.
Земельные наделы выделялись не только
священнослужителям, но и религиозным учреждениям в целях укрепления их материальной
самостоятельности. Такие земельные наделы назывались вакф (вакуф). С них
налоги не взимались.
В оседлых районах основным видом
угнетения мелких крестьян являлся сбор налогов с их удельных земель. В
арабских и персидских источниках таких земледельцев именовали му зари или бар- зигары.
Другой разновидностью гнета в период
государства Караханидов была коммендация.
Смысл ее состоял в следующем: «слабый (человек) передает под покровительство
сильного свой земельный участок, чтобы он (сильный) защищал его». Мелкие
собственники передавали землю под покровительство богатых землевладельцев, за
что выплачивали им налоги. Существовали и другие виды налогов. Так, если одни
крестьяне выделяли человека для прохождения военной службы, то другие
выполняли различные повинности у своих защитников - феодалов.
В целом, государство
Караханидов не являлось продолжением тюркских каганатов. Оно было государством
с развитой системой общественного строя, сильным как политически, так и
экономически.
Бронзовые
светильники, найденные при раскопках города Тараз. |
Политическое положение государства. После смерти основателя государства
Сатука Богра-хана в стране начались политические распри. В 955 году к власти
пришел его сын Муса.
С целью укрепления своей власти в 960 году он объявил исламскую религию
государственной. Столицей стал город Кашгар. Однако второй сын Сатука
Богра-хана Сулейман-илик,
правитель Баласагуна, тоже объявил себя хаканом. После смерти Мусы титул
верховного хакана перешел к
Али Арслану (960-990 гг.). Он был также провозглашен правителем
Тараза и Баласагуна. С этого времени у потомков двух сыновей Сатука Богра-хана
власть попеременно переходила из рук в руки.
Несмотря на это, государство
Караханидов умело использовало в своих целях внутренние распри и слабость
соседних стран. Так, например, из-за социальных противоречий во второй половине
X века значительно ослабло государство Саманидов в Средней Азии. Вовремя
воспользовавшись такой обстановкой, Хасан Бог- ра-хан без особого сопротивления
захватил Испиджаб, затем он завоевал столицу государства Саманидов Бухару и
Самарканд. Однако, опасаясь нападения племен, живших в районе города Дженд,
Хасан Богра-хан вскоре возвращается в Жетысу. Он умер в местности Кошкарбасы.
В конце X века снова возобновились завоевательные походы Караханидов в Среднюю
Азию. В 992 году сын Хасана Богра-хана Жусип (Юсуф) завоевал Хотан, а сын Али Арслана
Насыр ибн Али
в 996 году совершил поход на Мавераннахр. Правитель Саманидов обратился за
помощью к своему газневид- скому вассалу Себук-тегину. Но Себук-тегин заключил мир с
Ка- раханидами, согласно которому весь Присырдарьинский регион оказался во
власти Караханидов.
Насыр ибн Али продолжил свои
завоевательные походы. В 999 году он подчинил себе столицу Саманидов - город
Бухару. Таким образом, государство Караханидов полностью захватило Мавераннахр.
Государство
Караханидов состояло из двух владений - Восточного иЗападного ханств. Территория
Восточного ханства включала в себя Жетысу и Восточный ТуРкест&н. Столицей
был город Орда
(Кара Орда, Куз Орда) близ города Ба- ласагун, а позднее - город
Кашгар. К Западному ханству относился Маверан- нахр. Столицей являлся сначала Узгенд, а
затем Самарканд.
Тюркская одежда времени
государства
Караханидов.
Традиционно Восточное ханство считалось
основной частью государства Караханидов. Поэтому его хан являлся великим
хаканом. Все остальные ханы были обязаны подчиняться ему. Однако этого
не произошло из-за разгоревшейся междоусобной
борьбы за власть между правителями двух владений государства Караханидов. В
40-х годах XI века потомок Насыр- хана Ибрагим ибн Насыр в борьбе за власть с
потомками Али-теги- на одержал победу. В 1040 году он принял титул тамгач Бурахан и
стал полновластным правителем Мавераннахра. Но длительная междоусобная борьба
между двумя владениями государства Караханидов продолжалась, все более
ослабляя государство.
Междоусобицами в государстве
Караханидов воспользовался сельджукский султан Малик-шах. В 1089 году
он захватил столицу Западного ханства Самарканд, а затем - Бухару. Бурахан
поневоле признал свою зависимость от сельджуков. Малик-шах не вмешивался во
внутреннюю систему управления государством Караханидов. Он лишь назначал
ханами тех, кто беспрекословно выполнял его указания.
В 30-х годах XII века с востока в
Жетысу вторглись войска каракитаев. В сражении в Катуанской степи близ города
Самарканд они разгромили войска сельджуков и Караханидов. Караки- таи
захватили город Бухару вместе с центральной частью Мавераннахра. Тут следует
учесть одно обстоятельство: каракитаи также не внесли каких-либо изменений во
внутреннюю систему управления государством Караханидов. Но они назначали
ханами преданных им людей и власть осуществляли через них. Отныне государство
Караханидов попало в прямую зависимость от каракитаев. Однако власть оставалась
в руках династии Караханидов. Поэтому караханидские правители во время сбора
налогов для каракитаев старались пополнить и свою казну.
Воспользовавшись невмешательством
каракитаев в систему своего управления, Караханиды распространили свое
господство на
Самарканд, Бухару и Узгенд. В Самарканде
и Узгенде они чеканили свои монеты.
В
это время вследствие ослабления сельджуков начало усиливаться государство
Хорезм. В период правления Мухаммед-шаха
Текеша государство Хорезм нанесло ощутимый удар по ка- ракитаям.
Следившие за обстановкой правители государства Караханидов поддержали Хорезм.
Разгромивший на берегах реки Талас каракитаев Мухам- мед-шах, возвратившись в
Самарканд, казнил караханидского хакана. После смерти правителя Западного
ханства в 1212 году хорезмский шах Мухаммед окончательно уничтожает государство
Караханидов. Тем временем Восточное ханство захватывает найманский хан Кучлук.
Таким образом пало государство
Караханидов, просуществовавшее около двух веков.
Хозяйство. В Жетысуйском регионе государства
Караханидов хозяйство велось в основном в двух направлениях: первое - близ
крупных городов Тараз, Талхир, Баласагун и на зимовках, в кен- тах занимались
оседлым земледелием, садоводством и бахчеводством. Второе - в степных, горных
районах и холмистых местностях развивалось полукочевое и полуоседлое
скотоводство. У скотоводов Жетысу имелись постоянные зимовки и сезонные
стоянки: жай- ляу (летние), куздеу (осенние) и коктеу (весенние). Вокруг зимовок
полуоседлые скотоводы занимались земледелием. Полукочевники, имея постоянные
зимовки, земледелием не занимались. Такой смешанный вид хозяйства был
распространен в Южном Казахстане и Восточном Туркестане, хотя в этих регионах
преобладало оседлое скотоводство.
Скотоводство в
государстве Караханидов являлось продолжением аналогичного хозяйства в период
предыдущего каганата. Традиционно разводили четыре вида скота. Юсуф
Баласагуни, описывая скотоводческое хозяйство тюрков, писал, что основной вид
хозяйства — коневодство.
Культура. В период государства Караханидов за
счет обедневших скотоводов и земледельцев увеличилось количество городов и
численность их населения. Массовое оживление оседлой культуры привело к
возникновению множества зимовок и кентов.
Развитие городской культуры привело к
росту числа мастерских по различным видам ремесел и гончарному делу. В письмен
|
ных источниках часто встречаются
данные об увеличении численности тюрков в городах. Они пополняли ряды
ремесленников и торговцев.
Махмуд Кашгари оставил записи о
взаимосвязи культуры еогдийцев и тюрков в обычаях, традициях, языке и одежде.
Распространение ислама как
государственной религии внесло изменения в развитие городской архитектуры. Стали
возводиться купольные мечети. Купола возводили и над захоронениями знатных
людей. Например, среди них мавзолеи Айша-Биби, Бабаджи- Хатун. Возведение
подобных архитектурных сооружений было связано с распространением среди
населения исламской религии.
Еще одной особенностью, присущей
государству Караханидов, было строительство в городах множества бань.
Подытоживая все вышесказанное, можно
сделать вывод, что государство Караханидов по своему общественному строю было
разносторонне развитым феодально-патриархальным государством на территории
Казахстана.
1.
Расскажите об образовании государства Караханидов.
2. Что вы можете сказать
об общественном строе государства?
3.
Запишите
в тетрадь по истории слова иктсь,
мукта, вакф, му зари, барзигар, коммендация и объясните их
смысл.
4.
Почему
государство Караханидов было разделено на две части? Расскажите о каждой из них
в отдельности.
5.
Когда
государство Караханидов полностью захватило Маверан- нахр?
6. Расскажите о
хозяйстве государства.
7. Как была развита
культура государства Караханидов?
Вопросы для
самопроверки
1. Особую роль в
создании государства Караханидов сыграли племена ...
A.
жикил
D. огузов
B.
ягма
Е. канлы
C. карлуков
2. Кто являлся
основателем государства Караханидов?
A.
Бильге
Кул Кадыр-хан D. Муса
B.
Сатук
Богра-хан
Е. Сулейман-илик
C. Арслан-хан
3. В каком году ислам
был объявлен государственной религией Государства Караханидов?
A.
в 955
году D. в 992 году
B.
в 960
году Е.
в 1089 году
C. в 996 году