§ 7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛУКОЧЕВОЙ И ОСЕДЛОЙ КУЛЬТУР
Полукочевая культура. Разведение и выращивание скота было
древнейшим видом хозяйства человека. По данным археологических раскопок,
приручение животных началось еще в новокаменном веке. Это была эпоха распада
общинного строя и начала расселения первых людей у рек и озер. Период
выращивания массового поголовья скота относится к эпохе бронзы. Если вначале
скот содержали близ жилищ, то постепенно его стали выгонять на пастбища. Это
способствовало увеличению поголовья скота и повышению его продуктивности. В
эпоху железа скотоводство постепенно становилось кочевым сезонным, что привело
к появлению кочевого
и полукочевого
скотоводства. Безусловно, разведение скота всегда зависело от
погодных условий. А казахские земли издревле имели благоприятные условия для полукочевого скотоводства.
Из предыдущих тем мы узнали, что у кимаков имелись постоянные зимовки. Помимо
полукочевого скотоводства, совершавшегося по местам зимних, осенних, весенних
и летних кочевий, на некоторых стоянках и поселениях занимались и земледелием.
Некоторые постоянные зимовки,
расположенные ближе к караванным путям или вдоль них, со временем разрастались
в города. Таким образом, в начале средних веков на территории Казахстана
стали возникать города. Развивались тесные экономические и культурные связи
между жителями городов и полукочевниками. Скотоводы продавали горожанам и
жителям зимовок шерсть, мясо, масло, шкуры, излишки скота или обменивали на
предметы и пещи повседневного спроса.
Развитие городской культуры. Археологические исследования показывают, что еще в VI-IX веках на юге Казахстана и в юго западных районах Жетысу была развита городская культура. Так, например, китайские летописи свидетельствуют о существовании и начале VII века в Южном Казахстане города Испиджаб. Этот го род в VI веке, по сведениям Махмуда Кашгари, носил название Сап рам. Ныне Сайрам является крупным населенным пунктом Южпо Казахстанской области. Близ города находилось множество поселений, жители которых занимались земледелием. Центрами осел, мой культуры на юге Казахстана являлись города Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак и др. В Жетысу существовали города Талхир (Талгар), Алмалы и Койлык. Города и поселения вокруг них как центры оседлой культуры находились в тесных взаимоотношениях с полукочевыми скотоводами.
В этот период (VI-IX вв.) в данных регионах произошли серьезные
социально-экономические изменения. Обедневшие группы полукочевых скотоводов
постепенно переходили к оседлому образу жизни, становились жителями поселений
и городов. С увеличением численности городского населения прогрессивнее стала
развиваться оседлая культура. Между городским населением и полукочевыми
скотоводами стали устанавливаться более тесные экономические связи. Такие
отношения порождались требованиями самой жизни и никогда не прерывались.
Материальная культура городских и
степных жителей. Сейчас
известны лишь местонахождения некоторых разрушенных городов, зимовок и кентов
тюрков VI-IX веков. Археологические раскопки дали
ясную картину о структуре их застройки. Города были обнесены глинобитными
стенами, жилища состояли из одного или нескольких помещений. В жилищах имелись
очаги (печи) для их обогрева и котлы для приготовления пищи.
Города обычно состояли из трех частей,
что свидетельствует о существовании неравноправия между жителями. В центре жили
представители знати, богатые купцы. Их дома строились на возвышенной местности
и огораживались стенами. Во второй части, в предместье, окружавшем центр
города, жили мелкие торговцы и ремесленники. Третья часть города как бы
окружала вторую. Здесь жили земледельцы, бедняки.
Внутри жилищ были
обнаружены различные предметы обихода, необходимые в повседневной жизни, в том
числе гончарные изделия разных размеров и видов, ручные мельницы. В некоторых
помещениях имелись глиняные горшки-чаны для хранения зерна, керамическая
посуда для приготовления пищи и хранения воды.
Структуры застройки, характерные для городов,
использовались и при строительстве зимовок, кентов и крепостей. Население
зимовок и кентов преимущественно занималось земледелием, дополнительно -
выращиванием скота и ремеслами. Близ таких постоянных стоянок находились и
кладбища их жителей. Таковыми являются кладбища Шага близ Туркестана, Борижар
на берегу реки Арысь, у города Отрар.
Наличие множества кладбищ говорит о
том, что население постоянно проживало в этих местах в течение многих веков.
Научные исследования, проведенные в этих районах, дали полное представление о
религиозных верованиях, обычаях и традициях жившего здесь
населения. А
найденные посуда, орудия труда, оружие, различные предметы быта и
украшения являются показателями, характеризующими материальную культуру людей
того времени.
Материальная культура полукочевников. Как мы уже отмечали ранее,
материальная культура полукочевых тюркских племен отражала потребности их
главного занятия - скотоводства. Хозяйственная необходимость заставила тюрков
улучшать и совершенствовать разборную юрту. Сведения о юртах встречаются в
древних китайских и арабских письменных источниках. Так, например, по
свидетельству одного из них, осевшие в городах тюрки продолжали ставить юрты во
дворах дворцов или у своих постоянных жилищ.
Второй разновидностью жилищ сезонных
полукочевых скотоводов являлись их жилища на зимовках. Они строились из камня,
дерева, камыша или сырого глиняного кирпича. Возле жилищ располагались стойла
и загоны для скота. Зимовки в большинстве своем находились на берегах рек Или,
Чу, Сырдарья, Иртыш и в местах, богатых зарослями камыша, в лесах и тугаях, на
солнечных склонах гор.
О богатстве материальной культуры
свидетельствуют предметы и вещи обихода, извлеченные из погребений в ходе
археологических раскопок. Среди них оружие, конские сбруи, кисе (кожаные
ремни), железные наконечники стрел, кинжалы, сабли, мечи, н различные виды
украшений. Особое внимание ремесленники уделяли изготовлению кисе, потому что
на него навешивались необходимые для мужчины оружие, точильные бруски, ножи,
фитиль, кремниевый камень и др. Мужчины, имевшие кисе с указанными предметами,
как бы демонстрировали свою общественную значимость среди остальных.
Головные уборы
имели различные виды, мужчины носили высокие калпаки из кошмы, борики (круглые
шапки, сшитые из шкур диких зверей и домашних животных), малахаи. Словом, тюрки
все миды необходимой одежды и головных уборов шили сами и удов детворяли свои
потребности.
Гончарное
дело. Гончарное
дело было более развито в горо дах, чем на стоянках. Это объясняется,
во-первых, тем, что горо жане вели оседлый образ жизни, у них было больше
условий для гончарного дела. Во-вторых, у них имелись мастерские для вы пуска
гончарных изделий. Поэтому у горожан посуда была более высокого качества и
ремесленный труд - более производительным
Металлообработка. Найденные при раскопках курганов п ап мовок, а также в погребениях металлические изделия, оружие и другие предметы свидетельствуют, что жители городов и посоле ний умели плавить металл и удовлетворять свои потребности и железных изделиях. О том, что тюрки были знакомы с процессом плавки металлов еще с V века, красноречиво говорят слова
жужанского кагана, обращенные к
тюркскому кагану: «Ты мой плавильный невольник, как же осмелился сделать такое
предложение?» в ответ на его обращение выдать свою дочь за него.
Письменные источники свидетельствуют,
что в городах Таласской долины изготавливали изделия из серебра и меди. В
Чуйских, Илийских горах и Каратау плавили цветные металлы. У добытчиков руды
орудия труда были очень примитивными. Это железные кирки, кайла, каменные
кувалды, молотки, деревянные и железные клинья. Добытая руда дробилась и
доставлялась к специальным печам для плавки. Полученный металл продавался кузнецам
и ювелирам, которые изготавливали необходимые изделия.
Торговля и денежное обращение. Увеличение числа городов оказало
большое влияние на развитие торговли. Торговля велась в основном по трем
направлениям: 1) международная торговля; 2) торговля внутри самих городов; 3)
торговые связи горожан и степного населения. В развитии международной торговли
важную роль играл Великий Шелковый путь. Северная ветвь пути пролегала через
юг Казахстана и Жетысу. По этому пути через города Суяб, Тараз и Испиджаб
проходили торговые караваны.
Одно из ответвлений Великого Шелкового
пути шло из Испид- жаба в Фараб, а оттуда через Туркестан в Центральный Казахстан.
Казахстан служил
важнейшим связующим звеном между Востоком и Западом в развитии торговли. Такое
выгодное положение в свое время пытался использовать в своих интересах
знаменитый тюркский каган Иштеми, который не раз направлял своих послов для
установления связей с Ираном и Византией.
Благодаря торговле в страну поступали
шелк, бумага, зеркала и другие вещи. А со Среднего и Ближнего Востока тюрки
получали ковры, драгоценные камни, жемчуга и кораллы, стекло и различные
ткани.
Археологические исследования
показывают, что в торговом обороте использовались и деньги. Например, тюргеши в
Таразе выпускали монеты, а в присырдарьинских городах найдены деньги тюркского
племенного союза Кангу Тарбан. Отчеканенные в Жетысу монеты тюргешей
впоследствии были найдены в Согде, Фергане, Западной Сибири и других местах.
Это является свидетельством значительного развития международной торговли в
период правления тюргешей, вызвавшего оживление и во внутренней торговле. В
конечном итоге, развитие торговли являлось главным показателем экономического
развития.
|
1. Какую культуру
мы называем полукочевой культурой?
2. Чем отличается городская культура от полукочевой
культуры?
3. Что такое материальная культура?
4. Охарактеризуйте материальную культуру городских и степных жителей.
5. Какие ремесла развивались у полукочевых скотоводов? Как было развито гончарное дело?
6. Как велась металлообработка?
7. Запишите в тетради по истории сведения о развитии торговли, денежного оборота.
Вопросы для самопроверки
1. В каком историческом периоде человек начал приручать
животных?
A. в
древнекаменном веке С. в бронзовом веке
B. в
новокаменном веке D.
в железном веке
2.Какой из
перечисленных городов в древности носил название Сайрам?
A. Испиджаб
D. Сауран
B. Отрар
Е. Сыгнак
C. Туркестан
3. Древние тюрки получали жемчуга и кораллы ...
A. с
Дальнего Востока D. из Ближнего Востока
B. из
Китая Е. из Европы