§ 1. ЧЕЛОВЕК
Проблема человека.
Природа человека. Человек в античной философии. Природное и социальное в
человеке.
Проблема человека. По
предположениям ученых, около 40 тыс. лет назад на Земле появился первый
представитель вида Homo sapiens. И с той эпохи до наших дней наверняка не было
в жизни человека периода, когда бы он ни задумывался о своем происхождении,
смысле жизни, деятельности, сути бытия и о будущем. Каждый мыслящий человек
обязательно делает для себя выводы об обществе и окружающем. Особенно волновали
эти вопросы многих ученых и мыслителей античной эпохи.
Разнообразны
определения человека и вопросы его происхождения в преданиях и легендах.
Проблемой человека занимаются различные науки — антропология,
социология, этнология, педагогика, анатомия, физиология, психология.
Но это не означает, что все вопросы, касающиеся человека, полностью изучены и
разрешены. Человек, общество, природа, их взаимосвязь — это безграничный мир
для исследований, где никогда не иссякают тайны, которые нужно раскрыть. Наше путешествие
в этот загадочный мир мы начнем с ознакомления с современными научными
формулировками о природе человека.
Все
научные определения и формулировки, касающиеся человека, составляют проблему
человека.
Они включают вопросы о сущности человека, его жизни, причинах возникновения
жизни, факторах, выделяющих человека из мира животных, духовном мире,
взаимосвязи духовного и физического, современном положении и будущем...
По определению
ученых, придерживающихся материалистических позиций, человек рассматривается в
генетической связи с другими формами жизни и выделяется из животной среды
способностью создавать средства труда, членораздельной речью, мышлением и
наличием сознания.
Человек — вид высокоорганизованных живых организмов на Земле,
субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальная
сущность.
В древней китайской,
индийской и греческой философии человек характеризуется как часть космоса,
некоторого сверхвременного порядка и строя бытия, своеобразный малый мир,
микрокосм, отображение и символ макрокосма — Вселенной.
Социальное и
природное в человеке. Человек представляет собой единство физического и
духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Человек
как живой организм включен в природную связь явлений и подчиняется
биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям.
Вместе с тем он на уровне сознательной психики и личности обращен к социальному
бытию с его специфическими закономерностями. Физическая, морфологическая
организация человека является высшим уровнем организации материи в известной
нам части мироздания. Человек вбирает в себя знания, накопленные людьми на
протяжении веков. Это накопление реализуется через приобщение к культурным
традициям и механизм биологического наследования. Ребенок наследует запас
генетической информации через специфическое строение человеческого тела,
структуру мозга, нервную систему, качества своих предков.
Все природные
свойства ребенка развиваются и реализовываются только в условиях социального
образа жизни в процессе его общения со взрослыми. В общем виде детерминация
человеческой жизни зависит от системы биологических и социальных элементов.
Названные здесь биологические составляющие системы не могут быть движущей
силой, а только создают необходимые условия. Действия человека, образ его
мыслей и чувств зависят от объективных исторических условий, социальной среды,
интересы которой он представляет сознательно или бессознательно. Духовная жизнь
человека не запрограммирована наследственностью. Однако этого нельзя сказать о
формирующихся в зависимости от наследственных признаков потенциале к творческой
деятельности и индивидуальных особенностях дарования. Наследственные признаки в
определенной степени влияют через особенности высшей нервной системы на
развитие наклонностей и способностей человека.
Перед каждым
человеком, вступающим в жизнь, предстает мир вещей и социальных образований,
созданных предыдущими поколениями. Именно этот очеловеченный
мир, в котором все окружающие ребенка предметы и процессы как бы заряжены
человеческим смыслом, социальной функцией и целью, окружает его с рождения.
Причем достижения культуры не даны ему в готовом виде, в воплощающих их
объективных условиях, а лишь заданы в них. Освоение исторически
сформировавшихся форм социальной деятельности — главное условие и решающий
механизм формирования человека. Для того чтобы обратить эти формы в часть своих
способностей и индивидуальность, человек с младенческого возраста должен как
можно больше общаться со взрослыми, стараться быть похожим на них. В результате
развивающийся человек учится предпринимать осознанные действия с применением
орудий труда, различать символы, использовать слова, понятия и термины,
осваивает весь комплекс социальных устоев. Принимая все характерные человеку
черты, малыш различными способами соприкасается с бытием культуры. В этом
приобщении участвует каждое из человеческих чувств отношения к миру: зрение,
слух, обоняние, вкус, осязание, мышление, созерцание, ощущение, желание,
деятельность, любовь — одним словом, все механизмы, определяющие индивидуальность человека. В
процессе приобщения к культуре у людей формируется механизм самоконтроля,
который проявляется в способности регулирования своих желаний и инстинктов.
Такой самоконтроль, по существу, является социальным контролем. Он блокирует
импульсы, неприемлемые в рассматриваемой социальной группе, что составляет
необходимое условие жизни общества. Чем более интенсивно развивается
человечество, тем все более сложными оказываются проблемы образования и воспитания
человека, формирования его как личности. Исторически сформировавшиеся нормы
права, морали, быта, правила грамматики и мышления, эстетические вкусы
формируют разум и поведение, создают из отдельного существа представителя
определенного образа жизни, психологии и культуры.
Вопросы и задания
1. Как вы думаете,
сможет ли взрослый человек прожить без общества? Вспомните приключения героя
романа Д Дефо "Робинзон Крузо"
и дайте характеристику поведения взрослого человека, оторванного от
человеческого общества. 2. Сравните биологические черты людей и животных. 3.
Дайте характеристику социальных черт человека. 4. Такой персонаж, как Маугли,
не более чем выдумка английского писателя Р.
Киплинга. Его "Книга джунглей” — плод романтической мысли.
Согласны ли вы с таким утверждением?
Детерминизм
(лат.
determinisme — "определять”) — учение о всеобщей
закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.
Индивид
(лат.
individuum — "неделимый") — отдельный объект,
выделившийся из определенного вида, рода, класса объектов. Человек — одиночный
представитель человечества; несмотря на антропологические и социальные
признаки, он — отдельный человек, т. е. индивид.
Категория
(гр.
kategoria — "высказывание, свидетельство") —
формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру,
отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и
мышления.
Материя
—
реально существующие объекты и системы мира.
Субъект и объект
(лат.
subjectum — "подлежащее", objectum — "предмет") — философские
категории. Под субъектом
понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей
индивид или социальная группа. Объект—то,
на что направлена познавательная или иная деятельность субъекта.
Существо
—
нечто одушевленное и находящееся в отношениях и во взаимодействии с другими.
Философия
(гр.
phileo —
"люблю", sophia — "мудрость") — наука, изучающая
закономерности и общие формы отношений человека и окружающего мира, одна из
форм общественного сознания, особая сфера человеческой культуры, изучающая
проблему человека.
Эмпиризм (гр. empeiria — "опыт") — учение в теории
познания, считающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.