Главное меню

  • К списку параграфов

§ 45-46. КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ


Глава XII. КУЛЬТУРНО-ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
СТРАНЫ

Историческое сознание. Юбилеи великих личностей. Состояние науки, художественной культуры. Реформы образования. Курыл- тай казахов мира.

Формирование исторического сознания. Приобретение независимости Республики Казахстан играло важную роль в изменении массового сознания, возрождении национальных традиций, восстановлении исторической памяти. Объявление Указом президента 1997 г. Годом межнационального согласия и памяти жертв политиче­ских репрессий, 1998 г. — Годом единства народов и национальной истории, 1999 г. — Годом единства и преемственности поколений способствовало переосмыс­лению пути развития общества через повышение массо­вого сознания, обнародование «белых пятен» истории.

В результате объемных и системно проведенных науч­но-исследовательских работ народу были возвращены имена героев, насильно стертых в его сознании за годы тоталитаризма. Это имена сотен исторических лич­ностей — государственных и общественных деятелей, батыров, защищавших свой народ и землю от иноземных захватчиков. Жизненный путь этих людей теперь стал примером для подрастающего поколения.

Были заложены основы научной истории независимого Казахстана.

В 1995 г. правительство республики одобрило Концепцию формирования исторического сознания в Республике^ Казахстан. В ней были определены приоритеты развития отечественной исторической науки. Ученые Института истории и этнологии им. III. Уалиханова Национальной академии наук, Института археологии им. А.Маргулана вместе с коллегами из вузов приступили к изданию многотомной истории Казахстана. Вышел однотомник истории Казахстана на английском языке. С 1998 г. Институт истории и этнологии им. Ш.Уалиханова Национальной академии наук начал выпускать журнал «Отан тарихы» («История Отечества»). На формирование новых взглядов на историю значительно повлияли журнал «Казак; тарихы», издание КазГНУ им. аль-Фараби «Хабаршы» (историческая серия). Книга действительного члена НАН Н.Назарбаева «Тарих толкынында» («В потоке истории»), вышедшая в 1999 г., была оценена как значительный вклад в дело формирования нового взгляда на прошлое и будущее нации и государства с позиций общечеловеческих ценностей.

Изменения в духовной сфере. Знаменательными собы­тиями в конце XX столетия в духовной жизни нашего народа стали празднования 150-летних юбилеев Абая и Жамбыла, 100-летних юбилеев М.Ауэзова и К.Сатпаева, отмечавшихся под эгидой ЮНЕСКО во всем мире.

150-летие со дня рождения Абая, великого казахского поэта, мыслителя и гуманиста, стало поистине всенародным праздником. Научные конференции и праздничные мероприятия, посвященные Абаю, прошли в Москве, Стамбуле, Париже, Лондоне, Алматы, Семипалатинске и на родине поэта, у подножья Чингизских гор. 9 августа 1995 г. в Алматы прошло торжественное собрание. На нем с докладом выступил Президент Казахстана Н. А. Назарбаев 1996 г. был годом великого акына Жамбыла Жабаева. Праздничные мероприятия, посвященные Жамбылу, прошли в Алматы, других городах, в селе Узынагаш (Алматинская область) —на родине поэта. Прошел рес­публиканский конкурс акынов — айтыс, посвященный юбилею. В Алматы был установлен памятник, сняты документальные и художественные фильмы.

В 1997 г. на высоком уровне прошел 100-летний юбилей Мухтара Омархановича Ауэзова — великого писателя, ученого. Интеллигенция Алматы, Парижа, Москвы, Санкт-Петербурга, Семипалатинска высоко оценила вклад М. Ауэзова в развитие мировой культуры и литературы. В Алматы, научных центрах Средней Азии и России прошли научно-теоретические конференции, симпозиумы, семинары, посвященные творческому и научному наследию М.Ауэзова.

Начало издаваться 50-томное собрание сочинений М.Ауэзова. В здании научно-культурного центра «Дом Ауэзова» прошел капитальный ремонт, были созданы новые залы. Вышли в свет книга о писателе «Мир Мухтара Ауэзова» («Мухтар вуезов элемЬ>), работы исследователей наследия З.Кабдолова, Л.Ауэзовой, 3.Ахметова, М.Мырзахметова, Т.Журтбаева, Б.Кундакбаева и др.

В 1999 г. в республике прошло событие, обогатившее духовную жизнь страны, — 100-летний юбилей ученого планетарного масштаба, первого президента и основателя Академии наук Казахстана Каныша Имантаевича Сатпаева. Правительство Казахстана в 1998 г. приняло специальное постановление «Об увековечении имени К.И.Сатпаева». В этом постановлении были указаны мероприятия по проведению 100-летнего юбилея К.Сатпаева. 25 ноября 1998 г. в Павлодаре, на родине ученого, прошло собрание, где обсуждался ход подготовки к празднованию юбилея.

Были организованы научные конференции «Уроки Сатпаева», «К.И.Сатпаев и современность», научные семинары среди студентов и учащихся старших классов. В Алматы, Жезказгане, Павлодаре, Астане, Семипа­латинске прошли научно-теоретические и практические конференции. С 13 по 23 апреля 1999 г. в штаб- квартире ЮНЕСКО в Париже прошла выставка, посвященная Сатпаеву, на тему: «Наука Казахстана — вчера и сегодня».

В юбилейный год были изданы первые тома новой редакции собрания сочинений К.Сатпаева. Вышли также книги: роман Медеу Сарсеке «Казактын, Канышы», сборник «Мир Сатпаева», «Академик К.И.Сатпаев и его современники», «Наследие К.Сатпаева в общественных науках» Г.Батырбекова и «Свет очага» Ш.К.Сатпаевой. Читатели познакомились также со сборниками документов «Академик К.Сатпаев. Из писем и записей» и научных статей «К.Сатпаев и общественные науки Казахстана». В Алматы и Жезказгане были установлены памятники ученому. Были реконструированы музеи Сатпаева в Баянауле, Жезказгане и Карсакпае.

Юбилеи великих сынов казахского народа стали всенародными праздниками. Они позволили еще более сблизиться народам, населяющим Казахстан.

Трудности в развитии науки и культуры. После получения независимости вследствие глубокого кризиса в экономике наука, культура, система образования республики столкнулись со многими трудностями.

В последние годы Национальная академия наук Республики Казахстан по существу потеряла свой статус. Резко сократился штат многих его институтов, и в резуль­тате сузился круг проводимых научных исследований. Появилась опасность закрытия некоторых научных учреждений. По Указу Президента РК Н.Назарбаева от 24 октября 2003 г. Национальная Академия наук Республики Казахстан была реорганизована в обществен­ное объединение.

С 1997 г. велась политика так называемой «оптими­зации» бюджетных организаций, в результате которой в 1997—1998 гг. было закрыто множество школ, дошколь­ных учреждений, библиотек, медицинских объектов. Эти же причины привели в плачевное состояние филармонии и концертно-гастрольные организации, дома культуры, клубы. Был закрыт несколько лет на ремонт Государствен­ный Академический театр оперы и балета.

В годы независимости стало развиваться издательское дело. Ежегодно выходили в свет новые тома энциклопеди­ческих изданий, которые содержали обширные сведения о родной земле, ее истории и культуре. Среди них — Национальная энциклопедия «Казахстан» (к 2004 г. вышло 5 томов), многотомная "История Казахстана” и "Антология казахского фольклора”. К 10-летию незави­симости Казахстана вышел энциклопедический справочник "Республика Казахстан”.

Народный писатель О.Сулейменов опубликовал произведение «Язык письма», являющееся итогом его многолетнего труда, где исследуются закономерности развития языка на примере распространенных мировых и национальных языков.

Книга видного поэта М.Шаханова «Заблуждение цивилизации» стала известна далеко за пределами родины. В романе в стихах автор с глубоким сожалением говорит о деградации человеческой души, потере ценностей, замене их мнимыми, о том, как люди отошли от гуманистических принципов во всех сферах деятельности, вследствие чего цивилизация приходит к духовному банкротству.

В рамках мероприятий, связанных с проведением Года Казахстана в России (2003 г.) и Года России в Казахстане (2004 г.), популярные произведения казахских писателей были опубликованы на русском языке в России. Библиотеки Казахстана пополнились новыми произведе­ниями российских авторов.

Наибольший интерес у читателей вызвали роман А.Нурпеисова о трагическом положении Аральского моря и судьбах жителей этого региона «Последний долг», последние две книги тетралогии «Кызыл жебе» («Красная стрела») Ш.Муртазы, философское эссе М.Магауина «Мен», роман-дилогия «Дарабоз» К.Жумадилова, поэтические произведения К.Мырза-Али, Т.Медетбекова, И.Оразбаева и др.

Новая опера композитора Е. Рахмадиева «Абылай хан», написанная на либретто А. Кекилбаева, была признана как достижение данного жанра, В области классической музыки А.Мусаходжаева, М.Мухамедкызы, Н.Усенбаеваи другие достигли значительных творческих успехов.

Однако за период независимого развития республики национальная культура в целом, и художественная литература в частности, не смогли выйти из кризиса, в основном выражающегося в тематической ограниченности. Жизнь и деятельность человека в условиях новых рыночных отношений так и остались вне поля зрения писателей. Грандиозные политические события и явления, связанные с демократическими преобразованиями в обществе, также остались не выраженными через художественные образы наших современников.

Реформы в области образования. В 1999 г. парламент республики принял в новой редакции «Закон об образо­вании». Этот документ несколько отличался от прежнего закона, принятого в 1992 г. По новому закону основная школа заканчивается в 9 классе, а 10—11 — являются профильными классами.

К началу 2004—2005 учебного года 1—8 классы всех школ республики были обеспечены отечественными учебниками и учебно-методическими комплексами. В 2004 г. была принята Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 г., где предусматривается введение 12-летнего среднего образования, которое будет реализовываться на трех ступенях по формуле: 4+6+2.

В техническом и профессиональном образовании основным направлением деятельности является создание необходимых условий для обеспечения квалифицирован­ной профессиональной подготовки обучающихся на уровне требований новейших технологий и в соответствии с развитием рынка труда. Предусматривается коренное структурное изменение и в звене высшего образования.

В начале века насчитывалось более 8 тыс. школ республики, обучающих детей в основном на казахском, русском, узбекском, уйгурском (есть школы, обучающие детей на таджикском, украинском и др.) языках, контингент учащихся в них составлял свыше 3 млн.

Всемирный Курылтай казахов. В сентябре-октябре 1992 г. прошел Всемирный Курылтай казахов, Это событие стало возможным только после приобретения нашей страной независимости. В нем приняли участие представители казахской диаспоры численностью 3 200 000 человек (32% всех казахов на земле) из 13 стран Азии, Европы и Америки. Проведение этого Курылтая и приглашение на него бывших соотечественников было проявлением истинного гуманизма перед единокровными братьями, вынужденно покинувшими свой народ, свою землю в результате гонений со стороны Советской власти.

На Курылтае поднимались вопросы укрепления независимости молодого казахского государства, сохранения мира между представителями различных национальностей, проживающих в республике, укреп­ления единства казахского народа, воспитания будущих поколений в духе гуманизма и нравственности. Предста­вители зарубежной казахской диаспоры побывали в Алматы, Шымкенте, Туркестане и других областях и городах, познакомились с бытом населения. Курылтай стал большим праздником, охватившим всю республику.

19 сентября 1992 г. в Театре оперы и балета им. Абая в Алматы прошло знаменательное событие. Там состоялась научная конференция на тему: «Казахи: вчера, сегодня и завтра». В ней участвовали известные ученые- обществоведы М.К.Козыбаев, С.Сартаев, А.Кайдаров, О.Жанибеков, которые сделали сообщения о судьбе казах­ского народа, правовых основах объединения казахов мира в единое казахское государство, судьбе поколений и родного языка, о духовном наследии народа. Официаль­ное открытие Курылтая прошло 30 сентября во Дворце Республики. На нем выступил Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев с докладом «Наши объятия соотечественникам всегда открыты».

«Основополагающие смысл и цель сегодняшнего нашего Курылтая, — сказал Н.А.Назарбаев, — поделиться сокровенными раздумьями о будущем развеянного по всему миру казахского народа, осмыслить и предвидеть судьбу нации, очутившейся на данном крутом историческом перевале».

Приехавший из Турции уважаемый старец, обладатель премии «Апаш» Халифа Алтай оценил Курылтай, как «событие, которое золотыми.буквами будет вписано в историю казахского народа». Он сказал: «Где бы и при каких обстоятельствах мы ни находились, в мыслях мы всегда были вместе с Родиной. Теперь будущие поколения несут ответственность за укрепление и развитие независимого Казахстана. Для этого необходимо пробуждение национальной гордости, объединение народа».

На Курылтае было принято решение о создании Всемирного сообщества казахов. Его председателем был избран Н.А.Назарбаев. Участники Всемирного курылтая казахов приняли обращение к народу Казахстана, ко всем государствам и народам мира и их правительствам. В этом обращении было сказано, что «десятимиллионная казахская нация, выступая за мир и согласие, решительно приступает к созданию единого, демократического национального государства». Также Курылтай принял обращение к казахскому народу. В нем выражалось пожелание казахскому народу укреплять единство и независимость государства, развивать духовную жизнь общества, культуру и экономику. «Всемирный Курылтай казахов, — сказано в заключении, — призывает всех соотечественников приумножать экономические, со­циальные, культурно-интеллектуальные возможности Казахстана, направить все силы во благо соединившей нас в этот исторической момент родной земли».

|‘>Т | 1. Выясните значение выражения историческое знание.

2.           Каково значение проведения юбилеев великих ученых в Респуб­лике Казахстан?

3.           Выявите положительные и отрицательные тенденции в разви­тии культуры и определите порождающие их причины.

4.           Какие цели ставили перед собой участники Всемирного курылтая казахов?