§ 7. КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVIII в.
Изучение
Казахстана российскими учеными. Социально-экономические и политические
изменения в Казахстане, происходившие под влиянием его постепенного присоединения
к России, колонизация Степи империей обусловили перемены в культурной и
духовной жизни общества.
Важным фактором
явилось начало изучения Казахстана русскими и зарубежными учеными. Известные
картографы, географы, минерологи, историки, оказавшись в составе научных и
военных экспедиций, отправляющихся в Казахскую Степь, впервые описали ранее
малодоступные для них земли. Они впервые изучали северо-восточную часть
Каспийского моря, знакомились с бытом, материальной культурой, историей
казахского народа.
Первая крупная
военная экспедиция князя Александра Бековича-Черкасского окончилась
безрезультатно. Контингент войска, отправленный для завоевания Хивы, почти весь
погиб. Тем не менее экспедиция оказалась очень важной с точки зрения научного
освоения территории Западного Казахстана, по которой она проследовала.
Более удачной
оказалась военно-походная экспедиция подполковника И.Д.Бухгольца. Она была
организована также по личному распоряжению Петра I, "искавшего пути в
полуденную Азию”, рассматривавшего Казахскую Степь в качестве "ключа и ворот”
к внутренним районам Центральной Азии. В составе экспедиции находилось
несколько пленных шведских офицеровкартографов, которые собрали ценные
материалы о расположении казахских жузов. Особенно интересна "Карта Джунгарии”
И.Г.Рената, пленного шведа,
оставившего очень ценный историко-картографический материал. Долгие годы
находившаяся вдали от взоров научной общественности "Карта Джунгарии” впервые
была опубликована в "Записках Русского географического общества” в 80-х годах
XIX в. известным исследователем истории края В.В.Веселовским.
В "Путевых отчетах”
капитана В. Урусова, майора И. М. Лихарева и многих других
имеются ценные картографические материалы о Казахстане той поры.
Говоря об изучении
Казахстана русскими учеными, прежде всего следует упомянуть об академической
экспедиции Г. Ф. Миллера,
досконально изучившего материалы, хранившиеся в сибирских архивах Тюмени,
Тобольска и Барнаула. Главной целью Миллера явилось изучение истории Сибири.
Это он был прозван "отцом Сибирской истории”. Ученый собирал, изучал и систематизировал
разнородные материалы, в том числе и о казахских ханствах. Его "Сибирская
история”, заключающая в себе весьма ценные данные, особенно о казахских родах
Среднего жуза, сохраняет свою научную значимость до сего времени выдающегося
исследователя П. И. Рычкова, волею
судьбы оказавшегося в далеких казахских степях, оставившего поистине громадное
научное наследие по истории и этнографии казахского края. Его замечательные
труды, такие, как "Топография Оренбургского края”, "История Оренбургская
(1730—1750 гг.)”, по существу, впервые с высокой степенью объективности
осветили наиболее сложные проблемы и периоды истории Казахстана.
Благодаря своим научным трудам о Казахстане П.И.Рычков стал первым членом-корреспондентом Российской Академии наук, пользовался уважением М.В.Ломоносова. П.И.Рычков опубликовал немало трудов по истории края, которые в свое время заслужили признание общественности, обогатили скудные в то время сведения о Казахстане. Его сын, капитан Н.П.Рычков, служа в Оренбурге, также оставил оригинальный труд "Дневные записки Николая Рычкова в киргиз-кайсацкой степи в 1771 г.” Он впервые подробно описал бегство волжских калмыков через казахские степи. Работа содержит оригинальные наблюдения за жизнью казахов Младшего жуза. В ней есть материалы и по исторической топографии Казахстана. Н.П.Рычков, пожалуй, первым описал в то время еще неплохо сохранившуюся могилу хана Абулхаира.) Подробные сведения об истории,повседневной жизни казахского народа содержатся также в записках И. Муравина, Д. Гладышева, Я. Гуляева и других, которые неоднократно бывали в ставках Абулхаира, Нуралы. Они посещали съезды казахских старшин вблизи Орска (1738, 1740, 1742 гг.) и оставили довольно объективное описание политической ситуации в Казахстане той поры. В ряду многочисленных записок особо выделяются изданные впоследствии журнальные записки К Миллера, принимавшего участие в освобождении султана Абылая из ойратского плена. Маршрут следования Миллера в Джунгарию пролегал через казахские степи, и в его описании можно найти немало ценных сведений о Казахстане. Многие ученые, посланники царского правительства, на довольно длительное время задерживались в крае, собирая разнообразные сведения о казахских жузах. По сей день эти научные данные служат ценнейшими источниками в воссоздании малоизвестных страниц истории Казахстана. В частности, труды И. Г. Андреева о Среднем жузе, Я. Гавердовского о Младшем жузе и сопредельных владениях отличаются достоверностью содержащихся в них сведений. В изучении Казахстана немалую роль сыграли и зарубежные путешественники 77. С. Паллас, И. Фальк, И. Георги и многие другие. Они оставили потомкам глубокие научные труды, до сих пор поражающие обилием, разнообразием сведений и поныне не утратившие своего значения как ценнейшие источники. К примеру, капитальный труд немецкого путешественника-натуралиста П.С.Палласа еще в то время привлек внимание мировой общественности обстоятельностью описания. В его "Путешествии по разным провинциям российского государства” подробно охарактеризовано состояние народонаселения, назначение военных укреплений, их предназначение.
Казахская
литература. XVIII в.
в истории культуры Казахстана отмечен выдающимися достижениями. Освободительная
борьба народа с иноземными захватчиками, своеобразие родопатриархального уклада
в повседневной жизни коренных обитателей Степи, материально-духовное наследие
предыдущей эпохи нашли отражение в дальнейшем развитии литературы.
Один из ярких
представителей устного народно-поэтического творчества в XVIII в. — знаменитый
Актам- берды жырау (1675-1768 гг.). По
свидетельствам его современников, жырау с ранних лет проявил талант, пробуя
свои силы в многочисленных поэтических состязаниях.
Выдающиеся казахские
поэты-сказители испокон веков в своих произведениях отражали народные чаяния.
Почти все поэты — свидетели трагических событий первой трети XVIII в. — не
обошли молчанием последствия ойратской агрессии. Так, живший и творивший на благословенной
земле Каратау Актамберды прославлял знаменитых казахских батыров, призывая к
защите отечества от врагов. Он вдохновенно воспевал подвиги таких народных
батыров, как Кабанбай (Дарабоз), Богенбай. Поэт похоронен на территории
современного Абайского района Восточно-Казахстанской области.
На вторую половину
XVIII в. приходится расцвет творчества в то время весьма популярного Татикары
(XVIII в.). Как и Актамберды, Татикара воспевал подвиги легендарных борцов за
свободу родины. Происходивший из бедной семьи, он по духу был близок многим
выдающимся чингизидам своего времени. Участник ряда событий своей эпохи,
Татикара был почитаем казахским народом. Благодаря поэтическому наследию
Татикары, мы узнаем, как Абылай воспринял смерть батыра Бо- генбая. В
плаче-причитании поэта по случаю кончины легендарного батыра содержится
множество достоверных сведений о личности, жизни, деяниях Абылая и его
соратника, замечательного полководца Богенбая. Последнее произведение может
послужить серьезным источником в изучении эпохи Абылая, жизни казахского общества
той поры. Он с чувством благоговения относился к тем, кто управлял ханством, не
жалея сил для отражения иноземной агрессии. Татикара был близок к Абы- лаю,
активно участвовал во многих событиях в Среднем жузе.
Жанибек из рода
шакшак, Бокей и Сагыр из рода дулат, Дербисала, Баян из рода уак, Богенбай и
другие яркие личности занимают центральное место в дошедших до нас поэтических
фрагментах произведений Татикары.
Известный в XVIII в.
жырау Умбетей (1706—1778 гг.) также был очевидцем многих событий той эпохи. Жырау
объездил большинство районов Казахстана. Постоянный участник поэтических
состязаний, он снискал известность своими философскими рассуждениями. Безжалостно
бичуя неприглядные стороны своих современников, он нажил немало недругов.
Следуя принятой традиции, Умбетей воспевал кочевую жизнь, героическую борьбу
батыров с врагами. До нас дошло множество произведений жырау. Значительное
место в них занимают посвящения известным личностям: прославленному батыру из
рода абак-керей — Жаугашару (Шакантаю) и др. Его посвящение бию Бекболату
представляет собой поучение, назидание.
Один из самых
выдающихся представителей казахской литературы XVIII в. — Бухар-жырау (1684—
1781 гг.), сын батыра Калкамана. Вышедший из бедной казахской семьи, испытавший
крайнюю нужду, он поднялся на высокую ступень поэтического Олимпа. В последние
годы жизни был дружен с ханом Абылаем, который внимательно прислушивался к его
советам и был подвержен влиянию старого мудреца.
Бухар-жырау оставил
весьма значительное поэтическое наследие, пронизанное, в основном,
историко-философским содержанием. Несколько его творений наполнены лирикой.
Поэтическое наследие
Бухара Калкаманова довольно достоверно воссоздает некоторые известные события в
политической истории казахской государственности. Для нас очень ценным является
то, что его поэтические строки подтверждают многие факты последних лет жизни
Абылая.
Ярким представителем
казахской поэзии XVIII в. явился знаменитый Жанак (1775—1846 гг.). Вошедший в
историю как непревзойденный акын-импровизатор, он выходил непременным
победителем в поэтических состязаниях. Родившись на территории бывшего
Абралинского района Восточно-Казахстанской области, он за свою долгую жизнь
исколесил большую часть степи. До нас дошли сведения его айтыса со знаменитым
поэтом Орынбаем.
В творчестве Жанака
часты сентиментальные мотивы. Посещая аулы местных знаменитостей в
сопровождении молодых почитателей своего таланта, он заслужил громкую славу.
Один из лучших вариантов "Козы Корпеш — Баян Сулу” также принадлежит его
поэтическому дарованию. Моей белой юрты размах Знают те, кто кочует в степях, Аул
мой не тронь, Покарает тебя Аллах!
0
Вопросы и задания
1.
Назовите
научные экспедиции и исследователей, изучавших казахский край.
2.
Расскажите
об изучении Казахстана российскими учеными.
3.
Какие
обстоятельства и события отразились в творчестве казахских поэтов ХУШ в.?
4.
Охарактеризуйте
творческое наследие выдающихся казахских поэтов ХУШ в.
Документы
и материалы
Выдержки
из "Жеты жаргы”
Если кто умертвит
человека, то отмщалась кровь за кровь, или за убийство платили 200 лошадей всем
родом того виновника.
Кто украдет верблюда
и будет в сем обличен, с того взыскивали за одного верблюда трижды по девяти
верблюдов и одного слугу. В честь женского пола, когда кто растлит или насильно
учинит блудодеяние, того человека умерщвляли, или за бесчестие взыскивали с
него 100 лошадей.
Об
открытии в Оренбурге и Троицкой крепости мечетей
б августа 1785 г. правящий в должности Уфимского и Симбирского генерал-губернатора генерал-поручик барон О.А.Игельстром донес императрице, что построенные в Оренбургской и Троицкой крепости мечети открыты. На что государыня 4 сентября того же года ответила: "Не сомневаемся, что такое сооружение места для публичной молитвы привлечет... , а сие и может послужить со временем способом к воздержанию их от своевольства, лучше всяких строгих мер...”.