Тематическое занятие "Приобщение детей к музыке казахского народа"
Программное
содержание:
Приобщать
детей к казахскому искусству; познакомить их с историей казахского народа, с
культурой и фольклором.
Познакомить
с творчеством композитора Курмангазы.
Расширить
и развить музыкальное восприятие детей при слушании кюя
Курмангазы
«Сары-Арка».
Расширять
кругозор, словарный запас детей.
Развивать
художественное мышление, творческие фантазии.
Познакомить
с казахским народным инструментом, с историей его создания.
Воспитывать
любовь к казахской народной музыке, уважение к народу и
к
самим себе.
Ход занятия:
М.р.: Ребята, сегодня мы с вами прикоснёмся к волшебному,
таинственному
миру казахской музыки. Как прекрасна,
необъятна Золотая степь, так
широки и вольны кюи и песни казахского
народа. Шелест травы,
журчание родников, щебет и пение птиц
над степью – вся эта музыка
природы западает в душу казаха с
колыбели вместе с молоком матери.
Кюи и песни стали эмоциональным выражением мыслей, чувств,
надежд казахского народа. Они поведали
нам о горьких утратах и
потерях, о поисках счастья, о столкновении добра и зла. Через
музыку
казахский народ рассказывал о своей
жизни, о традициях, о своём
искусстве.
Одним из
любимых произведений казахского народа, является кюй.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что
такое кюй?
Дети: Кюй – это инструментальное музыкальное произведение.
М.
р: Правильно, это муз. произведение,
такое же как вальс, полька, марш и
другие. А кто сочинял кюи?
Дети: Кюи сочиняли кюйши – казахские народные музыканты.
М.р.: Правильно. И сегодня мы с вами поговорим о музыке
крупнейшего
казахского кюйши - народном композиторе Курмангазы Сагырбаеве.
(Показать
портрет.)
Курмангазы Сыгырбаев родился в 1818
году. Их семья бедствовала и
маленький Курмангазы был вынужден с
ранних лет пасти байский скот.
Будучи ещё совсем юным мальчиком, он
серьёзно занимался игрой
на домбре и очень хорошо её освоил.
Тяжёлый труд, побои и унижения
помогала переносить домбра, с которой
Курмангазы не расставался.
Там, в степи, маленький музыкант совершенствовал свою технику игры.
Первым профессиональным учителем
Курмангазы стал кюйши Узак.
К 18 годам Курмангазы становится зрелым
музыкантом. Он много ездит
по аулам, встречается со многими музыкантами,
перенимая от них всё
самое
лучшее, вступает в состязания (тартысы). Слава о нём разносится
по всей
округе. Послушать его игру приезжают из других аулов.
В
своей жизни Курмангазы много странствовал по необъятной
степи, наблюдал жизнь простого народа. И
всё, что он видел, а также
красоту родной природы, он рассказывал в
своей музыке.
- Выдающийся кюйши написал очень много
произведений. Сейчас мы
прослушаем одно из них - кюй «Сары
Арка». Скажите пожалуйста, как
переводится «Сары Арка»? (-Золотая
степь.)
- Послушайте кюй и определите характер
музыки. Какие настроения,
чувства она передаёт? Можете послушать с
закрытыми глазками.
Слушание кюя «Сары Арка» Курмангазы.
М.
р.: - Ребята, вам понравился кюй?
Почему? Чем?
-
Какие настроения передаёт музыка? Какой характер кюя?
(стремительный,
весёлый, мощный, торжественный, могучий)
-
А какой темп у музыки, быстрый или медленный?
-
Ребята, какие образы возникли в вашем воображении, пока вы
слушали кюй «Сары – Арка»?
(Образ бескрайних просторах степей, синее небо над головой, дунавение
вольного ветра, играющем в гривах стремительно летящих в
даль коней.)
Давайте послушаем
Данила, который прочтет нам стихотворение
о необъятной казахской степи.
Данил: «О степь моя!» М.Макатаев.
О степь моя, земля без края!
Лежишь ты, маревом, играя,
Вместив и небо, и людей,
Всю жизнь, весь мир в себя вбирая…
О степь моя, земля без края!
Да есть ли где-нибудь другая,
Хоть в чем-то схожая с тобой,
Величественная такая!
М. р.: Вот видите, ребята, музыка
помогла вам увидеть картину природы,
которую создал композитор Курмангазы Сагырбаев.
-
А исполняет этот кюй оркестр казахских народных инструментов.
(Показать иллюстрацию
оркестра.)
-
Сейчас я хочу, чтобы вы послушали это же произведение, но в
исполнении одного инструмента. А какого, вы узнаете, если отгадаете
загадку: Гость радуется песенному гулу,
Не ведая ни грусти,
ни хандры.
У нас, дружок, не сыщешь ни аула,
Ни даже дома без... (домбры.)
Правильно, ребята. (Показывает
домбру.)
Домбра – самый распространённый казахский инструмент.
Не было
раньше ни одной юрты, в которой не висела бы домбра.
Домбра как бы олицетворяла духовный
мир хозяина: гостеприимство,
доброту, щедрость и в тоже время
показывала его любовь к музыке.
К домбре всегда относились трепетно, нежно, как к
человеку.
В
народе ходило поверие, что домбра приносит счастье и удачу.
Много разных легенд сложено о домбре.
Послушайте одну из них.
Легенда.
Давно это было. Кочевал по степи жестокий
Джучи Хан. Никого не любил он, кроме
своего единственного сына. Красив был молодой хан и ловок, равных
себе
не знал ни в борьбе, ни в скачках. И
больше всего любил охоту.
Как-то отправился он на охоту со своими
верными слугами и увидели они вдалеке стадо пасущихся куланов, вожаком которых
был старый, хромой кулан. Словно вихрь налетели они на них и посыпались градом
безжалостные
стрелы.
Одна стрела пронзила маленького кулана и тот упал. Над ним склонился старый,
хромой кулан.
Вдруг он помчался быстрее ветра,
увлекая за собой молодого хана. Долго гнались за ними слуги, но так и не
догнали. Шли они по следам юноши, и вдруг увидели его распростёртым на дне
оврага. А над ним стоял старый вожак.
В страхе бросились бежать слуги и
пришли в аул Джучи хана. Словно туча
стоял хан и смотрел на джигитов. Он сказал: «Кто расскажет мне о гибели
сына, тому я залью в горло кипящий свинец». В страхе попятились джигиты. И тут
из толпы вышел старик-аксакал. Он держал в руках неизвестный музыкальный
инструмент. И вдруг он заиграл на нём, и все услышали стук копыт, звон тетивы,
свист стрел, крики раненных куланов. Затем музыка заиграла погоню, и вдруг
инструмент вскрикнул, словно раненный юноша упал на землю и затих.
Джучи хан сказал: «Ты принёс мне весть
о гибели сына!» Музыкант ему ответил: «Хан, я не промолвил ни слова, обо всём
рассказала моя домбра. Накажи её». В гневе хан плеснул в середину инструмента
кипящего свинца, но от этого домбра не стала хуже, просто в середине появилась
дырочка.
М. р.: А теперь прослушайте
кюй «Сары Арка» в исполнении домбры.
Слушание фрагмента кюя «Сары Арка» в
исполнении домбры.
М.р.: Вам понравился кюй «Сары Арка»
в исполнении домбры?
Не правда ли, красивая музыка?
Посмотрите, на домбре всего две
струны. Надо обладать большим
талантом, чтобы играть на этом
удивительном инструменте.
Вы заметили, что когда звучат много инструментов, то получается
красивая, богатая музыка. А домбра –
это великий инструмент, который
смог один исполнить это произведение.
И при этом богатство звучания
не потерялось. Исполнительские возможности
домбры необыкновенны.
Скромная домбра под пальцами умелого музыканта поет, тянет звук, как
духовой инструмент, она может имитировать топот копыт,
то вдруг
звучит целой серией музыкальных инструментов, как в большом
оркестре.
А людей, которые играют на этом
инструменте, называют
домбристами. Во все времена их очень
уважали, приглашали на
праздники, сажали на самое почётное
место.
Композиторы слагали песни, поэты слагали стихи об этом
замечательном инструменте. И сейчас я
вам прочитаю одно из
стихотворений о домбре, которое написал
М.Имашев.
Музыка.
Умолкни, словно струны пропоют
До утренней сверкающей зари –
Это равный блеск задумчивых
минут.
Прошу тебя, домбра, заговори!
Пусть остальные просто
помолчат,
Напевы будем слушать до утра.
Пусть две струны, два сердца
бьются в лад,
Пускай нам душу изольёт
домбра.
М.Имашев.
Закрепление.
- Ребята, как называется кюй, который мы только что послушали?
- Кто его написал?
(Казахский кюйши Курмангазы.)
-
О чём нам рассказала эта музыка?
-
Кто такой кюйши? Домбристы?
-С каким инструментом познакомились?
-Какую легенду вы сегодня услышали? О
чём?
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.