Статья "Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально - театральной деятельности"
Современная педагогика из дидактической
постепенно становится развивающей. Под этим подразумевается то, что не только
психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей
воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого
ребёнка, его творческого потенциала, способностей и интересов. В этом плане
невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно
воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Выразительность речи развивается в
течении всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к
интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у
детей старшего дошкольного возраста. Привычку
к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём
привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную
помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных
учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.
Воспитательные возможности
театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с
окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело
поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и
обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В
процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных
высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется
звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль,
произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно
изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматических строй.
Театрализованная деятельность
позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что
каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста
всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость
и т.д.) Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не
только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые
герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность
ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через
театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованные занятия помогают
всесторонне развивать ребёнка, преодолевать робость, неуверенность в себе,
застенчивость. Для этого воспитатель должен:
- создавать условия для развития творческой
активности детей в театрализованной деятельности, поощрять исполнительское
творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при
выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений
и интонации;
- приобщать
детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными
жанрами, с разными видами кукольных театров);
- обеспечивать взаимосвязь
театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом
процессе;
- создавать условия для совместной
театрализованной деятельности детей и взрослых.
Театрализованная деятельность в
детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы, органично
включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности и др.), а
также запланирована специально в недельном расписании занятий по родному языку
и ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы все организационные формы
театральной деятельности проводились небольшими группами, что обеспечит
индивидуальный подход к каждому ребёнку. Причём каждый раз подгруппы должны
формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.
Среда является одним из основных средств
развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального
опыта. Причём предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать
совместную театрализованную деятельность детей, но являться основой самостоятельного творчества
каждого ребёнка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при
проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей
театрализованную деятельность детей нужно учитывать:
1. Индивидуальные социально-психологические особенности ребёнка
дошкольного возраста. Индивидуальные социально-психологические особенности
ребёнка предполагают стремление ребёнка участвовать в совместной деятельности
со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в
уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и
самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе
должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий
уголок», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-либо роль перед
зеркалом или ещё раз посмотреть иллюстрации к спектаклю.
2. Интересы, склонности, предпочтения и потребности ребёнка.
В целях
реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников
предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора
каждого ребёнка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения.
Поэтому в зоне театральной деятельности должны быть разные виды кукольного
театра. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного
на интересы разных детей.
3. Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности
ребёнка. Развитие любознательности и исследовательского интереса основано
на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования
с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к
спектаклям. Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные
полифункциональные помещения (музыкальный и театральный залы, комната сказок и
др.), где могут проводиться театрализованные занятия и разнообразные праздники.
4. Возрастные и полоролевые особенности ребёнка. Учёт возрастных
особенностей ребёнка требует при проектировании театральной зоны в группе
предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. В группе
для детей 5 – 7 лет более широко должны быть представлены разные виды
кукольного театра, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к
спектаклям. Учитывая полоролевые особенности детей в зонах для театральной
деятельности размещают оборудование и материалы, отвечаюшие интересам как
мальчиков, так и девочек.
В содержание театрализованных
занятий необходимо включать:
- просмотр
кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры -
драматизации;
-
разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения
по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- упражнения
по социально-эмоциональному развитию детей.
Безусловно, что в театрализованной
деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что
театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную,
воспитательную и развивающую функции.
Содержанием театрализованных занятий является
не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с
жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками»
визуального языка. Необходимо не только выразительно читать или рассказывать
что-либо, уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, но и быть готовым к любому
«превращению», т.е. владеть основами актёрского мастерства и навыками
режиссуры.
Одно из главных условий – эмоциональное
отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходима не столько
артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Причём,
чем меньше ребёнок, тем определённее, акцентированнее должно быть чтение.
Однако и переигрывать не рекомендуется – дети очень тонко чувствуют
преувеличение и фальшь. Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно,
менее эмоционально выражено, чтобы не помешать самостоятельному усвоению ими
содержания. Ни в коем случае нельзя навязывать свои оценки, отношение к
прочитанному. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться,
проявить эмоциональную активность.
Подготовка к театрализованной деятельности
детей должна проходить в несколько этапов.
Вначале необходимо выразительно прочитать
произведение, затем провести по нему беседу, поясняющую понимание не только
содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем полнее и эмоциональнее
воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать
прочитанное. Поэтому при чтении желательно широко использовать весь комплекс
средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. Не следует
делать детям замечаний, призывать их сидеть тихо. Это помешает им полноценно
переживать события сказки, а педагогу не позволит наблюдать их эмоциональную
реакцию, что в свою очередь затруднит ему дальнейшую работу. Для развития у
детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий,
свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать специальные упражнения,
проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?» Например: после чтения отрывка
из сказки спросить: «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из
сказки «Волк и семеро козлят?» («Козлятушки-ребятушки, отворитеся,
отопритеся…») Почему вы так думаете?
Огромную роль в осмыслении материала играют
иллюстрации в детских книгах. При их рассматривании с детьми необходимо уделить
особое внимание анализу эмоциональных состояний персонажей, изображённых на
картинках. («Что с ним?», «Почему он плачет?» и т.д.)
После беседы о прочитанном (или рассказанном)
и подобных упражнениях необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к
проговариванию его отдельных фрагментов. Причём никогда нельзя требовать
буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно непринуждённо
поправить ребёнка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако когда текст
будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его
изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки.
Из многообразия средств выразительности в
детском саду рекомендуется:
- во 2-й
младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения
(уметь имитировать характерные движения сказочных животных);
- в средней
группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств
(интонации, мимике и пантомиме);
- в старшей
группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения, развивать
творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и
пантомимических действий.
Имитационным движениям (сказочных
животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в
свободной деятельности.
При обучении детей средствам речевой
выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые
концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств. Кроме того, именно
разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными
выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима,
движения). Помимо этого, дети знакомятся с основными эмоциональными состояниями
(радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального
и вербального выражения. При этом необходимо быть особенно тактичным,
придерживаться чувства меры. Моменты фиксации эмоциональных состояний должны
проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога
и никоим образом не превращаться в уроки мимики.
Можно предложить детям разыграть отдельные
маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой.
Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу, или как ребёнок
испугался медведя и другие.
Таким
образом, театрализованные занятия могут включать разыгрывание сказок,
каких-либо сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные
импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и
т.д.)
Занятия, в основном, строятся по
единой схеме:
1. Введение
в тему, создание эмоционального настроения;
2. Театрализованная
деятельность (в разных формах), где педагог и каждый ребёнок имеют возможность
реализовать свой творческий потенциал;
3. Эмоциональное
заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Развитию уверенности в себе и
социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной
деятельности детей, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в
какой-то роли. Для этого нужно использовать разнообразные приёмы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли
наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам
(дети берут любую карточку, на которой схематично изображён персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
Также во время занятий необходимо:
-
внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
- если они
не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;
- при
знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли
подействовать или поговорить с ними;
- в
заключение различными способами вызвать у детей радость.
Развитие театрализованной
деятельности в детских садах и накопление эмоционально-чувственного опыта у
детей – длительная работа. Желательно привлечь родителей к активному участию в
тематических вечерах в качестве исполнителей ролей, изготовителей декораций,
костюмов, авторов текста. В любом случае союз педагогов и родителей будет
способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию
детей.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.