Культура народов Казахстана как фактор консолидации казахстанского общества
Известно, что с развитием экономики
развиваются все отрасли социальной инфраструктуры. Одной из наиболее важной
сфер этой отрасли является культура, именно культура играет консолидирующую
роль казахстанского полиэтнического и поликонфессионального общества. В своем
Послании Президент РК Н.А. Назарбаев народу Казахстана «Нүрлы жол – Путь в будущее» отметил, что «Впереди – большая и ответственная работа, Чтобы пройти
глобальный экзамен на зрелость, мы должны быть сплоченными. Мы должны крепить
доверие между всеми казахстанцами! Быть толерантными друг к другу! Это ключи к
будущему Казахстана. Межэтническое согласие
- это живительный кислород. Мы не замечаем его, когда дышим, делаем это
автоматически – мы просто живем. Мы должны сами беречь наше единство и межэтническое
согласие. Извне никто и никогда не придет делать это за нас» .
Идея
консолидации между культурами многим может показаться несбыточной мечтой.
Существуют официальные концепции, которые строятся на страхе перед другой
культурой, опираясь на прошлый опыт предрассудков, недопонимания и неудач.
Отвечая
на подобные опасения, необходимо обратить внимание на то, что Казахстан
представляет собой пример уникального сочетания азиатской и европейской
культурной среды. С древних времен по сегодняшний день ее синкретичный характер
определяет экономический и культурный подъем страны.
Казахстан
является евразийской страной. Культурное пространство Евразии оказало большое
влияние на основное направление и смысл избранного народом Казахстана пути –
построение правового гражданского общества. Этот выбор сделан с учетом
специфических особенностей, национально-исторического уклада жизни народа,
богатейшей культуры, уходящей своими корнями в глубокую древность.
Реализация
заявленных целей предполагает радикальное реформирование всех сфер жизни
общества: демократизацию государственной власти, либерализацию экономики,
преодоление бедности, сохранение и обогащение национальных духовных ценностей
достижениями науки и технического прогресса. Подобного рода трансформацию в многонациональном
Казахстане невозможно представить без консолидации этносов. Наличие в
казахстанском обществе различных этнических групп обогащает духовный и
экономический потенциал страны.
В
Казахстане развитие демократических реформ позволяет обеспечить основные права
человека, включая право на свободу вероисповедания. Власти страны смотрят на
религию, ее культурную и образовательную роль с конструктивных позиций.
Толерантность по отношению к другим этносам, межконфессиональное
сотрудничество, укрепление гражданского мира и консолидации общества являются
основными элементами государственной политики, выраженной в лозунге «Казахстан
– наш общий дом».
Как
известно, консолидация возможна лишь при существовании различий между
субъектами (людьми, нациями, религиями, цивилизациями и пр.), вступающими в
отношения друг с другом. Таким образом, так как Казахстан является
полиэтническим государством, то одним из ярких проявлений консолидации стало
межэтническое согласие и стабильность в стране. Формирование консолидирующего
сознания в значительной степени выражается и в появлении национально-культурных
центров, обществ и в их деятельности по возрождению национальных культур
различных этносов.
Раскрытие
консолидации в сознании народа Казахстана можно проследить на примере
христианско-мусульманских отношений. Потому что, именно этот вид отношений
является наиболее актуальным, так как абсолютное большинство проживающих на
территории Казахстана народов являются приверженцами именно этих двух религий.
В стране созданы и создаются все условия для формирования консолидации сознания
народа. Только консолидация является главным условием для экономического,
социального, политического и культурного развития нашей многонациональной
республики.
В современных условиях
трансформации казахстанского общества особое значение приобретает осознание
новых возможностей для осуществления общественных преобразований и роста
энтузиазма населения по поводу реализации прорывных направлений социального,
экономического, духовного развития. Кризисное состояние культуры, в которой она
оказалась в первые годы реформирования казахстанского общества, в силу
нарушения естественного баланса между материальными и духовными потребностями
общества по причине примата экономики над духовной сферой, в последнее время
постепенно преодолевается. Начинают оставаться в прошлом такие негативные
факторы и явления, связанные с глубоким кризисом, пережитым казахстанской
культурой, как:
- распад общего культурного
пространства;
- культурная изоляция;
- ухудшение материального
состояния сферы культуры.
Несмотря на существующие
проблемы и трудности, связанные с нерешённостью многих других важных задач
функционирования и развития культуры, в последнее время чётко просматривается
тенденция постепенного восстановления и возрождения культурной сферы
казахстанского общества. Сегодня ни для кого не является секретом, что
реформирование казахстанского общества и его переход к рынку достались дорогой
ценой и крайне неблагоприятно отразились на культурной сфере и на культуре межэтнического
общения. Это и отчуждение людей от лучших образцов национальной культуры и
искусства, и распространение массовой культуры Запада.
В то же время необходимо
признать, что в результате проведенных реформ появились новые условия и
открылись немалые возможности для дальнейшего развития консолидации этносов.
Правда, все эти условия и возможности надо ещё четко осмыслить, ясно понять и
найти им правильное применение. К этим условиям, в первую очередь, относятся:
внедрение рыночных отношений; освобождение от идеологического диктата; рост
свободы творчества; усиление интенсивности культурного обмена и др.
Важным условием возрождения
культуры, которое служит мощным импульсом её дальнейшего развития консолидации
этносов, является переход от преимущественно внешней регуляции культурного
процесса к его внутренней саморегуляции.
Причём, это происходит на основе новой мотивации, важное место в которой
занимает стремление к новаторству, поиск новых креативных решений, выражение
многообразных культурных и художественных потребностей и формирование
соответствующих художественных предложений. Всё это заметно расширяет
консолидации разных групп общества и помогает сплоченности и единения социума
на основе новых и вновь создаваемых культурных ценностей.
Необходимо отметить, что
важными условиями и факторами повышения консолидирующей роли культуры в
казахстанском обществе становятся в последнее время новые тенденции
социокультурной динамики, которые всё в большей мере начинают проявляться в
нашей современной жизни. Эти социокультурные факторы и условия могут в немалой
степени определять не только общий ход общественного развития, но и
минимизировать социальные риски кризисных фаз циклических волн.
Указанные выше тенденции
социокультурной динамики дают новые ориентиры глобальному развитию и создают
важные условия для консолидации современного казахстанского общества по всем
сферам и векторам его развития, разрушая классовые, социальные,
конфессиональные, идеологические перегородки между этносами. Новые
закономерности культуры консолидации выступают важным фактором аккумуляции
социальных ресурсов общества и открывают новые возможности и перспективы для
преодоления социальной аномии и усиления объединительных, интеграционных
тенденций в жизнедеятельности социума
С обретением независимости
Казахстан вступил в новый исторический этап развития, характеризующийся
глубокими политическими трансформациями на фоне подъема национальной
консолидации, обусловленной полиэтничностью общества. Без учета решения этой
проблемы не может решаться ни одна политическая и межэтническая задача.
Опыт Казахстана показывает,
что консолидацию современных обществ обеспечивает не только политическая
воля власти. Здесь речь идет о поиске
ответа на вопрос, возможно ли в современном Казахстане формирование гражданской
нации, объединенной узами солидарности, независимой от этнонациональной
принадлежности.
Население республики, как и в других
странах мира, дифференцировано по образу жизни: по экономическим, культурным,
языковым и религиозным показателям. Это дает основание определить ее как
сложносоставное государство. Вместе с тем исторический опыт Казахстана
существенно отличается от опыта других стран. На усложнение этнокультурного
состава ее населения влияют некоторые факторы. Во-первых, унитарное
государство, основанное на унаследованном от Советского Союза
территориально-административном принципе, существующем титульное и не титульное
население. Во-вторых, масштабная, пестрая по социальному и этнокультурному
составу, внутренняя и внешняя миграция.
Руководители любого
государства, независимо от формы его политического устройства, стремятся к
консолидации и сплочения, которые служат
фундаментом для всей политической системы. Низкая сплоченность межэтнической консолидации
создает предпосылки для дестабилизации общества и возникновения, как внешних,
так и внутренних проблем существованию государства.
В настоящее время, несмотря
на столь значимую роль социальной сплоченности в жизнедеятельности государства,
она еще требует некоторой доработки в программах государственных и общественных
организациях республики. Причина – еще не до конца научно проработана данная
проблематика и потребности в этом у органов государственной власти.
Государственные и политические деятели должны высоко оценивать значение роли
межэтнической консолидации в практической деятельности, которая является
основным критерием сплоченности казахстанского общества. Социологический
контент-анализ их выступлений и публикаций, документов политических партий
показывает, что данное словосочетание практически мало встречается в
отечественной политической лексиконе.
Поэтому в условиях кризиса мы можем оказаться
в состоянии социальной разобщенности. Это создает потенциальную возможность для
социальной потрясений. Избежать их можно, лишь занявшись практическим решением
задачи межэтнической консолидации казахстанского социума перед угрозой
всеобъемлющего системного экономического кризиса. В Европе на протяжении
последнего десятилетия, социальная сплоченность, этническая консолидация
используется в качестве стратегической идеи европейского сообщества. По мнению
руководства Совета Европы, социальная сплоченность заключается в общественном
благополучии всех граждан, в создании для них гармоничных и стабильных условий
и включения их на этой основе в жизнь общества.
Такое понимание, хоть и носит
расширительный характер, не противоречит основам, существующим толкованиям
этнической консолидации. Стержнем этнической сплоченности является этническая
солидарность, когда люди объединяются ради общей цели и осознают, что имеется
реальная перспектива достижения общего блага. Благодаря этнической общности
люди ощущают себя связанным с обществом и разделяют общепринятые в нем ценности
и социальные цели, они видят в существующей политической системе залог своего
социального благополучия. В уровне этнической сплоченности и солидарности
проявляется способность общества обеспечить благополучие всех народов,
минимизировать диспропорции национального развития и не допустить его
поляризацию.
В консолидации между этносами
невозможно достичь без развития гражданской активности. Стимулирование
активности для формирования этнической консолидации должно основываться на
деятельности института гражданского общества и диалога с ними государственной
власти. Республиканские и областные органы власти обязаны установить
конструктивное взаимодействие с общественными национальными культурными
центрами и организациями. Это позволит выявить общие ценности, преодолеть
национальные барьеры, снизить уровень этнической напряженности. Многосторонний
диалог власти с не правительственными организациями и создании гражданского
общества должен стать ключевым инструментом в решении и неотъемлемой составляющей
в формировании национальной политики.
Для этого необходимо
переосмыслить деятельность всех органов власти, все принятые и вновь
предлагаемые проекты и программы по национальной политике. Нужно понять в какой
степени они социально сплачивают или разобщают общество. Совместно с
общественными и политическими организациями необходимо сформулировать стратегию
достижения национально-справедливого и консолидированного общества. Для этого
следует воспользоваться мировым и собственным историческим опытом культуры
межэтнической консолидации.
С момента обретения
независимости в республике последовательно проводится работа по консолидации
всех этнических групп в единый народ Казахстана. Все этносы, несмотря на
существующие культурные, языковые и бытовые различия, сообща строят общий дом.
Сложился устойчивый менталитет, результатом которого стало то, что все
казахстанцы считают Республику Казахстана своей Родиной.
Исторический синтез привел к
формированию ныне существующей этнодемографической ситуации, которая обусловила
высокую степень взаимного доброжелательства, понимания исторической
необходимости национального возрождения. Общность исторических судеб этносов Казахстана
– это целый комплекс различных исторических явлений и процессов, пережитых ими
вместе, непосредственно затрагивающих основы их жизни и вызывающих у них общее
к ним отношение. Эта общность многократно проверялась на прочность на «крутых
поворотах» истории, например, таких, как депортация народов Казахстана в годы
массовых политических репрессий, Великая Отечественная война, развал Советского
Союза и последовавший за ним финансово-экономический кризис, и наконец,
созидание суверенного Казахстана. Общая история всех этносов Казахстана – это
объективная реальность, данная современному поколению судьбой. Общая история
этносов Казахстана – это наследие, оставленное предками, и задача современного
поколения – сохранить его и приумножить, это один из основных столпов единства
казахстанского общества.
В условиях непростых
социально-экономических реформ большое значение на современном этапе имеет
отношение народов друг к другу. Как было отмечено, Казахстан многонациональная,
поликонфессиональная страна, где по последней переписи населения проживают
около 140 народов. Системный кризис постсоветского периода серьёзно затронул
различные аспекты жизни многих народов. Учитывая декабрьские события 1986 года,
наиболее сильно этот кризис охватил межэтнические отношения. Как показывает
практика, сейчас роль этнического фактора в политической жизни Республики
Казахстан значительно возросло. Этот фактор проявляется в разных аспектах, в
том числе и в укладе жизни. На жизнь народов активно влияют религиозная
обстановка, историческое прошлое, экономическая и политическая ситуация в
стране, культурные и межкультурные и бытовые особенности, степень развитости
контактов с другими этносами. «У каждого народа свое особое чувство права и
справедливости, иной характер, иная дисциплина, иное представление о
нравственном идеале, иной семейный уклад и иная церковность». Для того, чтобы решать сложные
этнополитические проблемы сегодняшнего дня все эти аспекты обязательно должны быть
учтены правительством.
В условиях все возрастающей миграции
этносов вопросы формирования консолидации, как одного из важнейших аспектов
стали особенно актуальны на современном этапе республики. В связи с этим особую
актуальность приобретают вопросы консолидации как фактора политической
стабильности современного казахстанского общества.
В начале ХХI
века у международной и казахстанской общественности увеличивается желание найти
и изучить природу консолидации этносов, используя данные знания во благо
государства и общества. Рассматривая же особенности взаимодействия Казахстана с
мировым сообществом, современные эксперты выделяют две тенденции, которые,
носят взаимоисключающий характер. Первая характеризуется укреплением
экономических и политических позиций значительного числа государств и их
интеграции в стремлении совершенствовать механизмы управления международными
процессами.
Вторая тенденция проявляется
через попытки создания структуры международных отношений на доминировании в
международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и
рассчитанный на односторонние, прежде всего, военно-силовые решения ключевых
проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.
В рамках проводимого
исследования, где консолидация как инструмент
этносов, отметим, что данная политологическая категория можно
проанализировать через призму следующих подходов.
Во-первых, консолидация
народов рассматривается в системе политической науки отдельно от образования,
воспитания, культуры и религии. Более того, данную категорию можно исследовать
в тесной связи политической теории и политической философии. В данной связи
необходим определенный анализ философских и политологических подходов к
консолидации народов с точки зрения патриотизма и защиты Отечества,
гражданственности, сохранения этносов и конкретных культур, передачи традиций,
а также процессов адаптации, ассимиляции и т.д.
Во-вторых, преследуя цель
конкретной политической значимости исследования, необходимо отметить,
консолидация этносов крайне актуальна в современном мире, когда на уровне
государств обостряются межэтнические и осложняются международные отношения. Что
в свою очередь ведет к целому комплексу как внутренних, так и внешних угроз
национальной безопасности стран.
В укладе жизни этносов
Казахстана огромное значение имеют ценностные установки, мировоззренческие
взгляды, правила поведения и мышления, определяющие ее характер и судьбу. При
этом содержание образования должно содействовать взаимопониманию и
сотрудничеству между этносами, независимо от расовой, религиозной и социальной
принадлежности, учитывать многообразие мировоззренческих подходов, на свободный
выбор мнений и убеждений. Необходимо отметить, что с точки зрения современной
национальной политики, участие общественных институтов актуально, обязательно и
имеет свое значение. Более эффективным и целесообразным оно будет при серьёзном
научном обеспечении и государственной поддержке.
Демократия позволила
формировать реально представительные органы в центре и на местах. Все этносы
республики получили возможность без каких-либо ограничений быть представленными
в этих органах и выражать через них свою гражданскую и национальную позицию.
Важным моментом стал крах государственной атеистической идеологии, как
основного базиса советского государства, наследие чего у людей поднялся интерес
к традиционным религиозным и культурным ценностям. Казахстанцы стали
идентифицировать себя не только как представители той или иной нации, но и как
той или иной конфессии.
В настоящее время, когда
влияние религии на социум
становится все более и более заметным, также активизируется влияние религии на
современный социум в сфере межэтнического отношения. Путем легитимации
государственного права в сознании верующих религия способна оказывать
определенное влияние на процесс укрепления в обществе как инструмент консолидации
этносов, свойственных правовому государству.
Если учесть, что современные
исследования говорят о том, что индивиды и культуры не очень глубоко
различаются в отношении того, что они считают конечными этическими ценностями.
Свидетельствуя, что существует фундаментальное единообразие в главных
морально-нравственных универсалиях, а разнообразие культур определяется
различием в этнических, традиционных деталях. И здесь можно сделать вывод:
основные ценности, признаваемые людьми, очень близки по смыслу, даже если они
берут начало в религиозных представлениях или светских пониманиях, основанных
на гуманизме. Более того в конфессиях человек рассматривается как высшая
ценность среди созданий Всевышнего. Эта концепция, указывая на основную
ценность, принятую в религии как ориентир, подтверждает, что гуманизм,
признающий главной ценностью человека, и идеи божеского понимания места
человека в этом мире очень близки и даже тождественны.
Бесспорно, в этой связи
религия оказывает большое влияние на осознанно верующих, внося в сознание
истинные добра, консолидации и справедливости этносов. Только обеспечив условия
для достойного воспитания молодого поколения, можно быть уверенным в социальной
стабильности общества и благополучном развитии и расцвете не только отдельных
этносов, но и всей полиэтнической и многоконфессиональной страны в условиях
мира, спокойствия, консолидации народов страны. Религия остается в истинном
понимании религией только в том случае, если она приносит добро и мир для
человечества.
Казахстанская культура по
своему внутреннему состоянию в полной мере может служить консолидирующим
началом для формирования культуры межэтнического общения. Культура Казахстана
вобрала в себя многовековые достижения народов, адекватно их выражает в лучших
образцах устного и письменного творчества, в зодчестве и живописи, в литературе
и фольклоре, в быту и образе жизни, во всех формах жизни, во всех формах
поведения и межэтнических отношениях. Именно культура является тем естественным
условием, которое объединяет людей разных убеждений и взглядов, пробуждает
интерес к совместному проживанию, нивелирует грани непонимания друг друга,
делает цивилизованными разные формы сосуществования, предотвращает конфликты и
даже войны. Происходит это потому, что достижения культуры, уровни культурного
развития – результат созидания многих поколений людей, итог воплощения их
интересов в социальные реалии. В полной мере можно говорить об интегрированной
роли культуры, о формирующихся в ней началах консолидирующей идентификации
казахстанского общества.
Но казахстанская национальная
культура уникальна своим местом и ролью в мировой культуре, своей способностью
передать основные черты характера казахстанского человека, его национальное
своеобразие, национальную гордость, патриотизм. Таким образом, культура сегодня
есть место межэтнического общения, есть путь возрождения национальной идеи.
Фундаментальные ценности культуры суть межэтнического общения ценности. История
учит нас, что нельзя слепо копировать западный мир. Мы прошли наш собственный
путь цивилизационного развития, и не считаться с тем, что присуще
казахстанскому национальному сознанию, значит заранее обрекать Казахстан и ее
народы на духовное убожество. Именно культура несет в себе национальное
сознание и самосознание народа: историческую ответственность перед
человечеством.
Сегодня самый реальный путь
консолидировать общество, идентифицировать общественную деятельность с лучшими
образцами отечественной культуры. Современная культура должна быть
«многомерна», то есть концентрировать в себе интересы разных слоев общества.
Это возможно, если учесть весь спектр национальных и конфессиональных интересов
этносов страны. Культура должна
регламентироваться интересами этносов республики, руководствоваться здравым
смыслом, историческим опытом и реальностями дня. В этом случае мы подходим к
вопросу самоидентификации казахстанского человека, основой которой может быть
его историческая культура. Пока мы в полной мере не поймем, что наша держава,
великий Казахстан, потому и великодержавная, что он мультиэтнический,
мультикультурный, поликонфессиональный, полиязыч-ный; пока мы не осознаем, что
не может в ХХ1 в. существовать национальное государство с однородной
структурой, что без сохранения языка и культуры любой народности нет общего
государства – мы обречены на идеологическую фрустрацию и идейную трансформацию.
Духовное богатство личности
как носителя новой культуры предполагает
осознанное восприятие окружающей действительности. А это невозможно без
соблюдения норм исторической памяти. Общество вряд ли может двигаться вперед
без консолидации, без объединения своего интеллектуального потенциала. Такое
возможно при развитии науки и образования, при приоритетном внимании к
искусству и институтам художественной культуры, при новом отношений к человеку
как субъекту духовного единства.
Разумеется, возможны
различные пути решения задачи консолидации народов. Прежде всего, необходимо
проявить мудрость и искусство в деле их реализации. Поскольку к настоящему
времени в Казахстане исторически сложился определенный культурный тип личности,
для которого характерны терпение и самоограничение, то новая консолидация
этносов должна по своему духу быть
культурой милосердия, сострадания, жертвенности.
Это значит, что надо
отказаться от дискриминации по национальному и этническому признакам, вести
политику светского государства, которое в равной степени уважает и защищает
интересы всех казахстанских этносов. Пути формирования консолидирующего
культуры межэтнического общения не однозначны. Здесь выдвигается еще одна очень
важная проблема формирования консолидирующей культуры межэтнического общения –
выбор реальных приемов и методов консолидации общества.
Все это свидетельствует о том,
что консолидация этносов в Казахстане
может быть только государственной идеологией, которая опирается на совокупность духовных ценностей.
Выражают интеллектуальную консолидацию общества и выполняют охранительную
функцию по отношению к устоям государства. В настоящее время, когда речь идет о
стабилизации в обществе, когда существует разноголосица мнений по методам и
способам решения конкретных вопросов жизни государства, когда еще не в полной
мере определены базовые ценности, составляющие казахстанскую национальную идею,
значительным условием в деле формирования консолидирующей идеологией должна
быть культурная политика.
Ключевые слова: культура,
межэтнические отношения, этносы, нации, национальная идея
Литература
1.
Назарбаев Н.А. Послание
Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Нүрлы жол –
Путь в будущее» // Казахстанская правда.- 12 ноября 2014.
2.
См.: Худяков С.
Социокультурная динамика и консолидация российского общества // Власть.- 2009.-
№ 3.- С. 37-38.
3.
Ильин И.А. О грядущей
России.- М.:- 1991.- С. 114.
4.
Урушанян К.Г. Некоторые
вопросы межкультурной компетентности как форма политической стабильности
// Власть.- 2007.- С. 102.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.