Календарное планирование Русская литература 11 класс естественно-математического направления
Всего – 68 часа (по 2 часа в неделю, всего 34 недели)
№ п. п. |
Содержание программного материала |
Теория
литературы |
Кол.часов |
Дата |
Введение |
||||
1. |
Проблема
периодизации русской литературы ХХ века. Историко-литературное обоснование
основных периодов: 1) революция и литература (1917-1929) – переход от
литературы XIX века и века «серебряного» к советскому
периоду; литература в условиях нового, советского тоталитаризма; 2) художник
и тоталитарная власть (1930-е – середина 1950-х гг.) – начало «большого
террора», искаженный характер литературного процесса – легальная и запрещенная
литература; 3) приспособление советских ценностей к общечеловеческим (1956 –
конец 1980-х гг.) – «потепление» и новое «похолодание»
общественно-политического климата в СССР, литературно-идеологическое
диссидентство, традиция «эзопова» способа художественного выражения правды;
4) неодекаданс, или постмодернизм в условиях краха советского тоталитаризма
(1990-е гг.). Переходный этап от классической литературы к литературе нового
столетия, ознаменованной революциями, войнами, нарастанием «большого террора»
в процессе укрепления тоталитаризма в СССР. Противостояние литературного
процесса режиму большевиков с постепенным уходом в «подполье» запрещенной
литературы и доминированием «разрешенной» литературы соцреализма.
Литературно-идеологическая борьба 20-х гг., начало «огосударствления»,
политизации литературы) |
Литература и социальный заказ в эпоху 20-х
гг., эволюция теории социального заказа); |
1 |
|
2.
|
«В.В. Маяковский». (Лирика:«Ода революции»,
«Приказ по армии искусств», «Рабочим Курска», «Юбилейное», «Письмо товарищу
Кострову», «Письмо Татьяне Яковлевой»; поэмы «В.И. Ленин», «Хорошо!» (обзор);
комедия «Баня» (обзор). Отношение В. Маяковского к революции и Советской
власти: от романтической идеализации к патетико-сатирическому диалогу со
временем. Мутация политического голоса после Октября: освоение новых жанров,
искусств, их социализация (героико-политический театр, кино, «Окна РОСТА»),
усиление лирической искренности и сатиры. Тема Человека-Поэта-Гражданина
«повсеместного» сердца.
Для
заучивания наизусть:В.В. Маяковский.
«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»; |
|
1 |
|
3. |
Идеализация революции, вождя и Советской
власти в «парных» поэмах «Ленин» и «Хорошо!». Плакатность и
патетико-сатирическая тенденциозность, лирическая присяга автора на верность
В. Ленину и партии как детски чистая и наивная вера в справедливость и
человечность советского «революционного потопа». «Баня» как сатира на
партийную бюрократию. Эволюция поэта от «хорошо» к «плохо». Символический
характер ухода в «мир иной», в противоречии с поэтической декларацией «жизнь
прекрасна и удивительна». Новое о В. Маяковском после падения советского
тоталитаризма); |
|
1 |
|
4. |
«А.А. Ахматова». (Лирика: «Сжала я руки под
темной вуалью…», «Столько просьб у любимой всегда…», «На шее мелких четок
ряд…», «Мне голос был, он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю…»,
«Клевета», «Муза», «Приговор» («И упало каменное слово…»), «Родная земля»,
«Творчество» (по выбору учителя); поэма «Реквием». Предельная искусность и
высокая духовность лирики А.Ахматовой.
Для заучивания наизусть:А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно…»; |
|
1 |
|
5. |
Традиции
русской классической поэзии и акмеизм в ее творчестве. Трагедийность
мироощущения и внутреннее мужество ахматовской поэзии. Эволюция образа
лирической героини – женщины трагической эпохи, поэта, противостоящего
тоталитаризму и вдохновляющего современника на духовную стойкость. Эпическая
тема малой (личной) и большой истории в «Реквиеме», слияние судьбы поэта с
судьбой народа); |
|
1 |
|
6. |
«М.И. Цветаева». (Лирика:«Кошки», «Идешь на
меня похожий...», «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи о Москве»,
«Стихи к Блоку», «Ахматовой», «Вчера еще в глаза глядел...», «Скоро уж из
ласточек - в колдуньи!..», «Поэт - издалека заводит речь...», «Попытка
ревности», «Мой письменный верный стол!..», «Вскрыла жилы: неостановимо...»,
«Тоска по родине! Давно...» и др. (по выбору учителя). Личность и драматизм
творческой судьбы. Система наиболее устойчивых мотивов лирики: «поэт и
поэзия», «любовь - смерть», «разрыв», «время и вечность», «рождение -
смерть», «одиночество», «ученичество». Концепция времени, современности и
истории, человека и природы. Насыщенность произведений мифопоэтическим
содержанием. Фольклоризмы и фольклорные имитации. Особенности языка и стиля,
жанровые формы и стих. Поэзия М. Цветаевой и современное искусство (кино,
эстрада и др.)); Для заучивания наизусть:М.И. Цветаева. 1 стихотворение по выбору учащихся |
|
1 |
|
7. |
Вн.чтение. А.А.
Ахматова. «Дверь полуоткрыта…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Любовь»,
«Я научилась просто, мудро жить…», «Я пришла к поэту в гости…», «А ты думал –
я тоже такая…», «Тот город, мной любимый с детства…», «Уводили тебя на
рассвете…», «Клятва», «Памяти Александра Блока», «Смерть поэта», «Поэма без
героя»; |
|
1 |
|
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.