.Урок № 24.Тема урока: Концерт народной музыки.
Цель урока: - закрепить и проверить знания по разделу
«Казахская музыка»
Задачи:
обобщить знания учащихся об истории казахской музыки, народных инструментах,
жанрах, носителях и формах бытования народной музыки, а также о процессе
формирования профессиональной казахской музыки;воспитать уважение к народной
музыке, являющейся основой развития музыкального искусства;сформировать
патриотическое сознание на основе усвоения исторических национальных
духовно-нравственных ценностей; способствовать развитию коммуникативных умений
и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе,
прислушиваясь к мнению других ее членов).
Ход урока:
Вступительное
слово учителя:
-
Из седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном,
сверхъестественном происхождении музыки. Она рассказывает о том, что парящая
высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью
казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от
природы наделен большим музыкальным даром. А еще в народе говорят: «Бог вложил
в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Не случайно, издавна
иноземные путешественники удивлялись тому, что большинство «хранителей степи»,
независимо от того, был ли это ребенок, взрослый человек или старец, мог
наиграть мелодию на домбре или кобызе, сочинить или исполнить песню.
1. Музыка всегда была важной и
неотъемлемой частью в жизни казахского народа и сопровождала человека с момента
его рождения до последнего вздоха.
Богатое
музыкальное наследие казахского народа стало основой для развития
профессиональной музыки Казахстана в 20 веке. С предпосылками формирования
музыки европейского типа мы с вами начали знакомиться в этой четверти, и
поэтому следующий тур нашей игры будет посвящен важным датам в истории
профессионального искусства Казахстана.
«Творческие портреты»Команда «А» –
«Композиторы-кюйши 19 века: Курмангазы, Даулеткерей,
Таттимбет, Ыхлас, Дина»
КУРМАНГАЗЫ
Сагырбаев - занимает особое место в
музыкальной культуре Казахстана. Если вы захотите услышать пульс и дыхание
казахской земли, если вы хотите знать, о чем поет вольный ветер бескрайних
степных просторов, ощутить радость от стремительного бега летящих коней, если
вы хотите понять, в чем сила казахского народа – послушайте кюи Курмангазы. Его
кюи "Сарыарка”, "Балбырауын”, "Серпер”, "Адай” ассоциируются у казахов с
образом Родины.
ДАУЛЕТКЕРЕЙ
Шыгайулы – выходец из султанской среды, был сторонником духовного развития
человека, всегда отстаивал свои принципы и убеждения. Он много путешествовал,
встречался с представителями искусства, духовенства, изучал быт и жизнь
простого народа. Произведения Даулеткерея демонстрируют философию жизни, лирику
времени, историю народа. Кюи Даулеткерея – "Акбала кыз”, "Ат калган”,
"Байжума”, "Жигер”, "Кудаша” и многие другие вошли в сокровищницу казахской
музыкальной культуры.
ТАТТИМБЕТ
Казангапулы – кюйши, домбрист, один из
основателей школы исполнения кюев в стиле "шертпе”. Таттимбет является автором
свыше 40 кюев: "Косбасар”, ”Саржайляу”, "Сары озен”, ”Былкылдак”,"Кара жорга” и
др. Кюи Таттимбета отличаются особенной глубиной и преобладанием лирического
начала. Произведения Таттимбета, несмотря на ощущение простоты при восприятии,
отличаются сложностью исполнения. Таттимбет является ярким представителем
традиции "шертпе”, которому характерны философское отношение к жизни и
удивительная чувственность.
Ыхлас
Дукенулы – выдающийся музыкант и исполнитель. С его именем связано эпоха яркого
развития кобызовой музыки. До Ыхласа кобыз использовался только как священное
магическое орудие для обрядов бахсы. Благодаря Ыхласу кобызовые кюи
превратились в масштабные, развернутые композиции. В историю музыки вошли такие
знаменитые кюи Ыхласа как: «Аққу», «Жезкиік»,
« Қорқыт», « Қоңыр» и многие
другие.
НУРПЕИСОВА
ДИНА– выдающийся представитель традиционного искусства, композитор и
исполнитель, ученица великого Курмангазы, народная артистка КазССР. Творчество
Дины смыкает прошлое с современностью. В этом смысле ее творческий путь
представляет собой своего рода переходный этап, связующее звено между
классическим прошлым и современным состоянием домбровой музыки. Сочинения Дины:
кюи – "Булбул”, "Байжума”, "Асем коныр”, "Той бастар”, и многие другие стали классикой казахской домбровой
музыки.
Работа по
учебнику.
Итог
урока. Объявление победителя игры, награждение команды-победителя и самых
активных игроков дипломами.
Сегодня мы с вами еще раз вспомнили и
закрепили свои знания о казахской музыке.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.