Августовские педагогические чтения. Использование этнопедагогики в воспитательной работе
Солтүстік Қазақстан облысы
Айыртау ауданы
Саумалкөл № 1 орта мектебі
Северо-Казахстанская область
Айыртауский район
Саумалкольская средняя школа № 1
Использование этнопедагогики в воспитательной работе
Учитель географии и
истории: Харламова Е.В.
2014г.
Использование этнопедагогики в воспитательной работе
Этнопедагогика
– наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их
педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода,
племени, народа.
В настоящее время одной из актуальных проблем становится
возрождение культурно-исторического наследия прошлого, важнейшим компонентом
которого является этническая педагогика с ее богатейшими традициями и опытом
воспитания подрастающего поколения.
1.1 Реализация
национально-культурных интересов в сфере образования в Казахстане
Воосоздание в Казахстане независимого государства
– важнейшее событие в истории нашей республики, поворотный момент в судьбе
народов, населяющих нашу древнюю землю. Появились объективные условия для
формирования многонационального народа Казахстана, единого в устремлениях, в
любви к Родине и во взаимодействии. Этнокультурное наследие каждого этноса
Казахстана – это уникальный вклад в сокровищницу культуры республики, мировую
цивилизацию. Внеклассные мероприятия «Круглый стол» «От кочевой цивилизации
– до современности» среди учащихся старших классов, позволили рассмотреть
знаменательные события, сыгравшие важную роль в обретении Независимости и
становлении нашего государства, отдать дань уважения национальным героям,
выдающимся государственным деятелям, великим сынам и дочерям казахской земли –
борцам за свободу своей Родины. Интеллектуальный
турнир между учащимися 10-11 классов «Друзья, Отчизне посвятим души прекрасные
порывы…» был направлен на выявление знаний школьников об историческом пути
развития своей страны сквозь толщу веков и показ достижений Республики
Казахстан в контексте 20-летнего развития.
Воспитать из
ребенка человека будущего – это значит воспитать в нем лучшие качества. Каждый
ученик должен научиться быть патриотом своего народа. Патриот – это человек,
служащий родине, а родина – это, прежде всего, народ.
Своей задачей учителя истории и
гражданина своей страны я считаю делать все возможное для сохранения связи
поколений, воспитывая в детях патриотизм и гражданственность. Воспитанию
патриотизма в нашей школе уделяется особое внимание: силами учителей и
учащихся был создан
историко-краеведческий музей, в котором 2 зала: «Боевой славы» и « Краеведения».
Специфика содержания школьного
историко-краеведческого музея характеризуется многопредметной направленностью –
археология, история края Айыртауского района, история школы.
При музее есть лекторская группа, которая проводит экскурсии
по музею по темам: «Из истории нашей села», «Герой Советского Союза М.Е. Янко»,
«Учитель в солдатской шинели», «Герои всегда рядом с нами», «Тыл и фронт едины»
и др.
Музей призван
способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств,
расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей,
овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской
деятельности, осуществлять поддержку
творческих способностей детей, формировать
интерес к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным
ценностям прошлых поколений, служить целям совершенствования образовательного
процесса средствами дополнительного обучения. Ежегодно проводятся встречи с ветеранами педагогического
труда, ветеранами Великой Отечественной Войны, участниками Афганской войны, с
выпускниками школы, поступившими в военные высшие учебные заведения. Ежегодно
наш музей посещают учащиеся школ района.
Гости делятся своим опытом, дают советы по развитию музея и
совершенствованию форм и методов музейной работы. Эти встречи позволяют реально
ощутить подросткам нерушимую связь поколений через выполнение общего социально
- значимого дела и как следствие - активизировать свою гражданскую позицию,
ощущая чувство гордости за страну, в которой они родились и растут.
Взаимодействие с различными
организациями и живыми свидетелями событий дают богатый материал для осмысления
своей значимости.
Традиционно используются следующие формы работы для сбора
материалов для школьного историко-краеведческого музея:
- Сбор произведений народного творчества (предметов быта,
труда, одежды).
- Поисковая работа совместно с родителями по
составлению родословной.
- Работа по сбору сведений и документальных материалов об
участниках Великой Отечественной войны, тыла.
- Изучение истории школы и образования в селе.
Важно знание и изучение широких пластов культуры
общества, народных традиций, содержание социальных идей народной культуры. В
тесной взаимосвязи с этим находится уровень их значимости для школьника, члена
определенной группы, созданной по интересам. Реализация интересов осуществляется прежде всего через
соответствующие кружки. Так в школе был создан кружок «Юный поисковик» задачей, которого было
обновление и пополнение экспонатами и интересным материалом уже существующего
музея.
Наш район уникален многообразием
ландшафта, природными богатствами, замечательной историей. Об этом
свидетельствуют 11 памятников истории 4 памятника монументального искусства 26
памятников археологии, 72 памятника, павшим в годы ВОВ. Мы с чувством
гордости можем говорить, что наш край богат историческим наследием. Мавзолей
батыров Карасай и Агынтай, историко-этнографический музей Шокана
Уалиханова, усадьба Айганым в селе Сырымбет, древнее поселение людей
в селе Ботай, композиция «Акана сере» в ауле Акана сере являются ценными
памятниками. Являясь в течение многих лет классным руководителем ежегодно
организовываю поездки во все эти памятные места и учащиеся тем самым обретают
знания в истории родного края.
1.2 Этнопедагогика как социокультурный феномен
хлеба, земли, трудолюбие,
терпение, скромность, гостеприимство и другие.
Одним из
актуальных вопросов этнопедагогики является развитие национального образования
в многонациональном обществе. В Казахстане нет ни одного города, ни одного
села, где бы ни жили люди разных национальностей. Например, в Айыртауском
районе живут переселенцы с многих районов бывшего Союза: татары, туркмены,
узбеки, украинцы и другие. Нужно ли представителей разных национальностей
приобщать к казахской культуре, воспитывать подрастающее поколение на основе
средств народной педагогики? Это делать необходимо, если будут учитываться
культурные традиции каждого народа, социальная сфера, в которой они жили
раньше. Школа и семья должны формировать личность школьника на основе
социально-этнических особенностей данной нации. Практика показывает, что дети
разных национальностей, обучающиеся в смешанных школах, с удовольствием
участвуют в народных праздниках: «Наурыз мейрамы», «Масленница», «1 мая» и т.д.
и, с интересом познают культуру каждого народа. В нашей школе является
традицией проводить такие внеклассные мероприятия на знание государственного
языка как «Поле чудес», «Викторина».
1.3 "Использование
этнопедагогики в проектной деятельности школьников как средства
воспитания"
Специфическими средствами воспитания в педагогике
этнокультуры могут рассматриваться те, которые целенаправленно выбраны
педагогом для формирования межэтнической толерантности и формирования этнического
самосознания детей. В основе метода проектов лежит развитие познавательных
навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и
творческого мышления. Метод проектов ориентирован на самостоятельную
деятельность учащихся: необходимо научить мыслить, находить и решать проблемы,
привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать
результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение
устанавливать причинно-следственные связи. Возрастная логика обучения, основанная
на принципе идти от простого к сложному, предполагает формы самостоятельной
работы учащихся: творческую работу (подбор примеров, оформление иллюстраций,
написание мини-сочинений, проектов и т.д). Учащиеся видят перед собой конечный
результат – вещь, которую они сделали своими руками, вложили в неё душу.
Вопрос об использовании этнопедагогики в
учебно-воспитательном процессе требует, прежде всего, создания такой системы,
которая способствовала бы комплексному ее использованию. Комплексное использование этнопедагогики позволяет метод
проектов во внеурочное время в старших классах. Проект «История национальной
одежды», над которым работала группа восьмиклассников оказалась достаточно
обширным. Поэтому, черпая знания в литературе изучали не только стиль одежды в
разные времена, но и символическое значение орнаментов.
1.4
Экологическое воспитание в этнопедагогике
В настоящее
время требования экологической образованности и культуры становятся
неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Экологическое воспитание в этнопедагогике имеет гораздо большее
значение, чем было принято
считать до сих пор в школьной педагогике.
Народная экология содержит в себе
большой потенциал для развития
познавательных процессов детей,
их духовного и эстетического воспитания. Народ и природа, народность и
естественность неразделимы. В их
единстве – высшая гармония жизни на земле. Воспитание уважительного отношения к
окружающей среде изо дня в день дает положительный результат. Заинтересовать
ребят не так уж сложно, главное- информация должна быть доступной, касающаяся
их родного, близкого. В последствии учащиеся всё чаще активнее проявляют
интерес и стремятся узнать больше. Мои ученики регистрируются на различных
информационных сайтах, где черпают достаточно обширную и ценную информацию,
которую затем с удовольствием делятся и обсуждают на конференциях, диспутах. Учащиеся нашей школы Кулаков Юрий, Мерекеев
Айдар и Мирошниченко Татьяна ежегодно участвуют в различных экологических
конкурсах, где занимают призовые места.
Одним словом, если мы хотим, чтобы образование было
своеобразным «цветущим и плодоносящим деревом», то его надо посадить в хорошую
почву. Только тогда его корни – национальная культура – будут питать его крону
– образование, придадут ей жизненную силу. А мировая культура, ценности
человека, не имеющие национальных границ, но национальные особенности – это то
солнце, благотворные лучи которого и могут вызвать основу жизни. Важно, чтобы
учителя и родители стремились в общении с детьми как можно чаще использовать
материалы этнопедагогики, поясняя их смысл и значение с точки зрения
современных задач. Будучи творением коллективной народной мысли, народная
педагогика и сегодня питает умы и сердца людей.
Рекомендовать 1. Воспитывать подрастающее поколения, используя
культурно-историческое наследие народа и
его традиции .
2. Учителям
истории, географии делать все возможное
для сохранения связи поколений, воспитывая в детях патриотизм и
гражданственность.
3.По возможности
открывать школьные музеи, которые способствуют
расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и
способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой,
исследовательской деятельности,
формировать интерес к
отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям
прошлых поколений.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.