Главное меню

  • К списку уроков
Вечер классической музыки 7 класс
23.02.2014 2874 0

Музыкальная гостиная.

Вечер классической музыки 7 класс

Музыка — единственный всемирный язык,

его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.    (Бертольд Ауэрбах)

Цели: развивать эстетические вкусы учащихся; прививать любовь классической музыке.

1.Учитель: приветствие гостей – Здравствуйте, уважаемые гости нашего праздника! Здравствуйте, дети! Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание!

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше и краше,        

Но пусть в нашем классе вам будет светло,   

Пусть будет уютно и очень легко!         

Поручено нам вас сегодня встречать,               

Но начнем же на праздник, не будем зря время терять.

 

2.Психологический настрой.

-Спасибо! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием порадуются за наши успехи. А теперь, ребята, возьмите друг друга за руки – почувствуйте тепло рук ваших товарищей, мысленно подарите добрые слова друг другу. Вам понадобится  их  поддержка и помощь. Молодцы, садитесь.

    Дорогие ребята, сегодня у нас необычный праздник. Двери нашей музыкальной гостиной открылись, чтобы мы смогли почувствовать всю прелесть классической музыки, воспетую поэтами и композиторами. Сегодня  мы будем говорить  о классической музыке,  у которой мы учимся любить. Все краски и звуки как бы приглушены, но таится в них скрытая могучая сила, которую может почувствовать только любящее сердце.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Можете ли вы представить свою жизнь без музыки? Вообразите, что завтра ты не услышишь любимой группы или артиста, радио и телевидение станут серыми и однообразными, даже птички перестанут вытягивать свои трели. Ужасная картина, не правда ли? Ведь музыка - это настоящее чудо, созданное самим человеком.

Ведущий 2. Еще в древности было сложено множество интересных легенд о том, как возникла музыка. Древние греки считали ее великим даром богов. Бог Аполлон был у них покровителем искусства, в частности музыки. Обычно его изображали с музыкальным инструментом в руках. В русских сказаниях о певце-гусляре Садко и древнегреческой легенде об Орфее отразились любовь человечества к музыке, восхищение ее красотой.

Ученик:  СТРАНА МУЗЫКИ

Есть на земле одна страна,

Зовется музыкой она.

Созвучья в ней живут и звуки,

Но чьи их открывают руки?

Кто заставляет мир звучать,

Когда он устает молчать?

Когда он будто бы струна,

Которая звенеть должна?

Конечно, это музыкант,

Его порыв, его талант,

Его желание творить

И людям красоту дарить.

Он учит душу ввысь смотреть

И, не боясь преград, лететь

В страну, где звуки дарят счастье,

Где все у музыки во власти.

Ведущий 1. Еще при первобытном строе, на заре человеческого общества, музыка играла очень важную роль. Матери, напевая, укачивали детей, воины устрашали врагов воинственными песнями-кличами, пастухи протяжными зовами собирали стада. Если из племени кто-то умирал, то его провожали песней-плачем. Музыка входила в игры первобытных людей. Люди постепенно учились отбирать из множества шумов музыкальные звуки, научились связывать их между собой.  Музыка первобытных людей была довольно простая, но в то же время с достаточно сложным ритмом, который помогал найти им ритм в работе.

Ведущий 2. В Древней Греции музыка уже звучала в театральных представлениях, даже стихи поэты декламировали словН0 песню, аккомпанируя себе на лире или кифаре. Пифагор, знаменитый философ-математик, положил начало особой науке - музыкальной акустике. Названия многих музыкальных терминов берут начало в Древней Греции. А греческие мудрецы Платон и Аристотель придавали музыке особое значение в воспитании разностороннего, гармонически развитого человека.

Ученик:

О, Музыка, блистательный каскад! 
Стихи твои небесные звучат. 
Ни капли нет в тебе обмана, 
Ты – в пенье скрипки, арфы и органа. 
Твой голос – в танце, в хороводе, 
А сердце и душа – в природе. 
О, Музыка, ты там и тут. 
Салют тебе, о, Музыка, салют! 

Ведущий 1. К сожалению, сейчас молодежь чаще предпочитает современную эстраду классической музыке. Конечно, большие и сложные сочинения могут показаться сложными и неинтересными. Поэтому знакомиться с серьезной музыкой надо постепенно, начиная с легких вещей, которые воспринимаются даже неопытным слушателем. Главное, понять, что по-настоящему образованным и культурным человеком быть невозможно без знаний творчества Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского и многих других великих композиторов.

Учитель: - Уважаемые гости, ребятам было дано дом.зад. приготовить сообщение об одном из знаменитых композиторов. Итак, первая команда представляет Иогана Штрауса

 

 Иоганн Штраус

Штраус Иоганн (Штраус-сын) (1825— 1899), австрийский композитор, скрипач, дирижёр. Родился 25 октября 1825 г. в Вене в семье известного композитора и дирижёра И. Штрауса. Теории музыки обучался у И. Дрекслера. Быстро овладел техникой игры на фортепиано и скрипке и с 1844 г. начал выступать как дирижёр собственного оркестра, конкурировавшего с оркестром Штрауса-отца. После его смерти Штраус объединил оба оркестра в один, с которым стал гастролировать по Европе, исполняя произведения как других композиторов, так и свои собственные. Кроме того, он занимал пост дирижёра венских придворных балов (с 1863 по 1870 г.).

Излюбленным жанром стала для Штрауса танцевальная музыка: польки, мазурки, а особенно вальсы. Композитором написано около 500 произведений танцевальной музыки, пользующихся и сейчас огромной популярностью. Штрауса называли королём вальсов за такие шедевры, как «На прекрасном голубом Дунае», «Жизнь артиста» (оба 1867 г.), «Сказки Венского леса» (1868 г.), «Императорский вальс» (1890 г.) и др.

 

Помимо танцевальной музыки в творчестве композитора основное место занимает оперетта. Всего им создано 16 произведений этого жанра. Особую популярность получили «Римский карнавал» (1873 г.), «Летучая мышь» (1874 г.), «Цыганский барон» (1885 г.). Следует отметить,что творчество Штрауса как мастера венской оперетты оказало значительное влияние на таких виртуозов этого жанра, как И. Кальман, Ф. Легар и др.С гастролями композитор неоднократно бывал в России, где его музыка восторженно приветствовалась. Он регулярно проводил гастрольные летние сезоны в Павловске в период с 1856 по 1865 г., затем в 1869 г. Именно благодаря впечатлениям от этих поездок родился знаменитый вальс «Прощание с Петербургом» (1858 г.). Штраус посещал Россию также в 1872 и 1886 гг. Умер 3 июня 1899 г. в родном городе. Творчество композитора, светлое, яркое, жизнерадостное, признано и любимо во всём мире.

 

Учитель: А кто из нас не любит вальс? А вальсы Штрауса. Это что-то удивительное! Иначе его музыку не назовешь. Его музыка легкая для восприятия, воздушна, красива. Нет такого человека, который не знал бы вальсы Штрауса. Вашему вниманию ребята приготовили венский вальс.

 

      Казахский народ богат песнями и кюями.  Русский этнограф и путешественник Потанин говорил,  что у казахов, сколько цветов, столько песен и кюев.

         До Октябрьской революции наш народ мечтал о свободе,  о счастье,  о мирном,  созидательном труде. Эту мечту он воплотил в песнях. Он гордился своими, сыновьями и дочерьми,  творцами музыкальных произведений о борьбе за будущее,  за счастливую жизнь. А их было много. Одним из них и является великий народный композитор,  кюиши-домбрист - Курмангазы Сагырбаев.

Биография Курмангазы Сагырбаев

Курмангазы Сагырбаев родился в 1806 г., умер в 1879 г. В его кюях нашли отображение суровые страницы истории казахского народа и личные невзгоды музыканта, его размышления о жизни и яркие зарисовки казахской степи, народных празднеств. Одним из наиболее ярких произведений Курмангазы является кюй "Кишкентай" ("Меньшой"). На какие бы темы ни создавал кюй Курмангазы, они несли в себе всю гамму человеческих чувств - влюбленность, нежность, доброту, сострадание.  

 

Жизнь Курмангазы была богата событиями. Он был очевидцем народного восстания казахов Букеевской орды (1836-1837) под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова супротив хана Джангира. Пламенные песни Махамбета и бунтарские кюи Курмангазы неслись тогда по степи и зажигали сердца людей. За бунтарские взгляды и неподчинение властям Курмангазы подвергался преследованиям и арестам. Он был вынужден подолгу существовать вдалеке от родных мест. Курмангазы был знаком с представителями русской прогрессивной культуры - филологами, историками, этнографами, которые собирали материал о казахской музыке, музыкантах и народных инструментах.  

Вершиной творчества Курмангазы является кюй "Сары-Арка" ("Широкая степь"), наполненный светлой тональностью, рисующий картину бескрайних просторов казахской степи. Музыкальное наследие Курмангазы творчески употребляется в оперных, симфонических, инструментальных, песенно-хоровых и фортепианных произведениях композиторов Казахстана.

 

Одним из главных хранителей и популяризаторов кюев Курмангазы Сагырбаева является заслуженный коллектив Республики Казахский Академический оркестр народных инструментов, названный его именем.

Творчество композитора является не только великолепным памятником передовой казахской народной культуры, но и входят в многонациональную советскую музыкальную культуру,   как её неотъемлемой часть. Оно служит вечно-живым источником,  из которого черпают вдохновение новые и новые поколения музыкантов и исполнителей Казахстана.

 

Учитель: Скитаясь бесконечно по казахским степям, видя как живет народ, как он веселится, несмотря на все невзгоды, Курмангазы сочиняет кюй «Балбырауын». Это произведение передает радостное восприятие жизни, энергию, оптимизм.   Популярность этого кюя в народе необычна.

Вашему вниманию ребята представляют  куй «Балбырауын» 

Память народная хранит поэтические предания. Курмангазы, польщенный вниманием девушки,  посвятил ей кюй,  который в народе получил название "Адай".

Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский родился в уральском городке Воткинске, где работал его отец горным инженером. С детства маленький Петр восхищался и с волнением слушал как классическую, так и народную музыку. Он говорил, что «с самого раннего детства проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки». Чайковский был воспитанником Петербургского училища правоведения и в 19 лет стал помощником столоначальника одного из отделений департамента Министерства юстиций. Прослужив три года, он уходит, чтобы поступить в Петербургскую консерваторию. После ее окончания он сразу стал преподавать в только что открывшейся Московской консерватории, где проработал одиннадцать лет. П.И. Чайковский создал первый русский учебник гармонии, а также активно сотрудничал с газетой «Московские ведомости» в качестве музыкального критика. Петр Ильич Чайковский оставил музыкальные произведения во всех жанрах. Он стал одним из создателей русской классической симфонии. Всего написал шесть симфоний.  

Много произведений написал Чайковский для детей и о детях. Это «Детский альбом» (24 пьесы для фортепиано). Поэтому прекрасному альбому дети занимаются и учатся нотной грамоте и в наши дни, причем интерес не падает, а растет. Композитор также писал песни для детей на стихи А.С. Пушкина. Широко известен его цикл «Времена года Писал Чайковский и романсы? например: «День ли царит» и «Средь шумного бала».

Пушкинская поэзия и проза вдохновили Чайковского на создание замечательных опер: «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама». По повести Н.В. Гоголя была написана опера «Черевички». Петр Ильич дружил с А.Н. Островским и написал музыку к его пьесе «Снегурочка». Балеты Чайковского получили широкое признание еще при жизни автора. Сам Чайковский не раз бывал в Чехии, Германии, Франции, Италии, посетил Америку и Англию, где ему присудили почетную степень доктора Кембриджского университета. Чайковский регулярно выступал в качестве дирижера своих произведений. После сорока лет композитор поселился под Москвой, а позже на окраине небольшого тогда города Клина. Там сейчас Дом-музей П.И. Чайковского. С 1953 г. в Москве проводится Международный конкурс имени П.И. Чайковского. Музыканты со всего мира съезжаются принять в нем участие. С каждым годом этот конкурс обретает своих новых почитателей и открывает новые таланты.

Учитель: Музыка Чайковского живет всегда в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло. Потому пушкинские Татьяна Ларина и Евгений Онегин - герои его опер и балетов сопровождают нас всю жизнь. Сегодня мы с вами послушаем отрывок из произведения «Евгений Онегин» письмо Татьяны Лариной к Евгению Онегину.

Конкурс «Музыкальный кроссворд»


По горизонтали:

1. Музыкально-драматическое произведение (часто с комедийными элементами), в котором пение чередуется с танцами и диалогами. (Оперетта.)

5. Клавишный струнный музыкальный инструмент. (Фортепиано.)

7. Четырехструнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. (Скрипка.)

8. Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. (Музыка.)

9. Вид музыкальных (художественных) произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными или стилистическими признаками. (Жанр.)

По вертикали:

1. Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. (Опера.)

2. Стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом или голосами. (Песня.)

3. Смычковый музыкальный инструмент, средний по регистру и размерам между скрипкой и контрабасом. (Виолончель.)

4. Небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. (Романс.)

5. Деревянный духовой музыкальный инструмент высокого тона в виде прямой трубки с отверстиями и клапанами. (Флейта.)

6. Артист, играющий на музыкальном инструменте. (Музыкант.)

 


Музыкальные загадки

1) На листочке, на страничке –
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки. (ноты)

2) Проверяют звук и тон

Инструментом ...(камертон)

3) Шаляпин всем на зависть пел,
Талант огромный он имел,
Всё потому, что изучал
Искусство, что зовут...(вокал)

4) Перед хором я стою,
Все молчат, а я пою.
Кто же я? Что за артист?
Ну, конечно же, …(солист)

5) В нём четыре музыканта,
Виртуоза и таланта,
Пропоют любой мотив.
Как зовётся коллектив. (квартет)

6) Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре – президент! (дирижер)

7) Под музыку эту проводят парад,
Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. (марш)

 

 

8) Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок – тонкий,
Голосок – звонкий. (балалайка)

9) Заливается трёхрядка,
И народ идёт вприсядку!
А трёхрядка неплоха –
Есть и кнопки и меха. И весёлые старушки под неё поют частушки  (гармонь)

10) Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? ...(рояль)

11) Рояль с баяном подружились
И навсегда объединились.
А ты названье угадаешь
Содружества мехов и клавиш? (аккордеон)

12) Инструмент тот с давних пор
Украшал собой собор.
Украшает и играет,
Весь оркестр заменяет (орган)

13) Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент –
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале. (гитара)

14) Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит —
В ногу всем шагать велит.(барабан)

 

15) У скрипки есть огромный брат.

Огромней он во много крат.

Смычок коснется струн сейчас,

И мы густой услышим бас. (Контрабас)     


                                                                                

Ученик:

Спасибо, музыка, за то, что ты меня не оставляешь,

Что ты лица не закрываешь, себя не прячешь ни за что.

Спасибо, музыка, за то, что ты – единственное чудо,

Что ты – душа, а не причуда, что ты с мечтою заодно!

 

 Учитель: Дорогие друзья! Я думаю, что все согласятся со мной в том, что сегодня мы провели в своей гостиной удивительный час. Мы поняли, что музыка не только доставляет нам удовольствие, но и многому учит. Она, как книга, делает нас лучшее, добрее. Так любите музыку и не расставайтесь с ней (Звучит музыка)