Методическое пособие. Орфографическая работа на уроках русского языка
Пособие предназначено для развития познавательных интересов младших
школьников на уроках русского языка.
В пособие предлагается система творческих заданий применяемых на этапах
закрепления материала по русскому языку и обучения умениям и навыкам, направленных
на развитие мыслительных операций, позволяющих усвоение учащимися знаний в
более трудных, проблемных ситуациях и обеспечивающих возможности «открытия»
усваиваемых знаний.
Предисловие
Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и
творчески при любых обстоятельствах – этот
социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть
самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности. Стремление
реализовывать себя, проявить свои
возможности – это то направляющее начало, это та тяга к
творчеству, которая может быть сама обращена в средство формирования
познавательных интересов младших школьников, в средство формирования
потребности учиться, получать знания.
Решая вопрос о развитии
познавательного интереса у младших школьников, учитель должен, прежде
всего, учитывать уровень развития
вербально-логического мышления, от которого зависит эффективность усвоения
учебной программы. Также нужно видеть, что трудности в усвоении учебного
материала во многом обусловлены неразвитостью аналитико-синтетической
деятельности, неумением сравнивать обобщать, классифицировать.
Следовательно, средством формирования
данных мыслительных операций и развития познавательных интересов на
уроках русского языка являются задания, предлагаемые в пособии.
- Задания на
сравнение.
Сравнение представляет собой «сопоставление предметов и явлений,
нахождение сходства и различия между ними». Сравнивая, сопоставляя вещи,
явления, их свойства, ребёнок вскрывает их сходство и различие. Выявляя сходство
и различие других вещей, сравнение их приводит к их классификации. Сравнение
часто является первичной элементарной формой познания.
- Анализ и
синтез.
«Анализ – мысленное расчленение предметов, явлений, ситуаций и выявление
составляющих их элементов, частей, сторон; анализом мы выявляем, вычленяем
явления из всех случайных связей, данных
в восприятии».
«Синтез - восстанавливает
расчленяемое анализом целое, вскрывая более существенные связи и отношения
выделенных анализом элементов».
Анализ расчленяет проблему, синтез
по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя,
мысль идет от представления о предмете к
понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты
существенные связи целого.
Анализ и синтез возникли сначала в практике, в плане действия, затем уже
стали операциями
мыслительного процесса. Анализ и синтез
неразрывно взаимосвязаны.
- Абстракция
Абстракция – «это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь
стороны, свойства, явления или предмета, в каком-нибудь отношении
существенного, в отвлечении от остальных».
Абстракция, как и другие мыслительные
операции, зарождаются в плане
действия,
предшествующая мысленному отвлечению, возникает в практике. Так,
рассматривая предмет, мы выделяем форму,
отвлекаясь от его цвета. Высшая форма абстракции является результатом
опосредствования, раскрытия все более
существенных вещей и явлений через их
связи и отношения. Переходя к абстрактному, мысль не отрывается от
конкретного и, неизбежно, снова возвращается к нему.
«Отталкиваясь от конкретного и
возвращаясь к нему через абстрактное,
познание
мысленно реконструирует конкретные во все большей полноте ее содержаний как
сращение… многообразных абстрактных определений».
По В.В.Давыдову, обобщение
следует рассматривать в неразрывной
связи с
операцией абстрагирования. Обобщение включает «мысленное объединение предметов и явлений по их общим и
существенным признакам». Выделение некоторого существенного качества, как
общего включает его отчленения от других качеств. Это позволяет ребенку
превратить общее качество в самостоятельный и особый предмет последовательных
действий. Знание общего, будучи результатом сравнения и фиксирования его в
слове, всегда есть нечто абстрактное, отвлеченное, мыслимое.
Движение от восприятия к
понятию – это переход от конкретного к абстрактному.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.