Уроки 9-11. История воззрений на общество
Уроки 9-11. История воззрений на общество
Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.
Плутарх
Цели: ознакомить с основными этапами развития наук об обществе, развивать умения сравнивать различные философские точки зрения, выявлять общее и различия, делать выводы, работать с разными видами информации.
Тип урока: урок изучения нового материала.
(Учитель объявляет итоги контрольного тестирования по модулю «Познание» и по мере необходимости проводит беседу, чтобы исправить допущенные учащимися ошибки.
Учитель называет модуль (содержательную линию), характеризует кратко ее содержание, определяет тему и цели урока.)
Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Древние мыслители о мире, обществе и человеке.
1.1. Мифы древности и их значение для объяснения окружающей действительности.
1.2. Взгляды древнеиндийских мудрецов.
1.3. Религиозно-философские воззрения Древнего Китая (даосская школа и конфуцианство).
2. Древнегреческие мыслители об обществе и государстве.
3. Развитие взглядов об обществе в новое время.
3.1. Теория общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк).
3.2. Теория разделения властей (Дж. Локк, Ш. Монтескье).
3.3. Адам Смит - «отец» экономики.
3.4. О. Конт - «отец» социологии.
3.5. Учение социалистов-утопистов.
3.6. Гражданское общество Г. Гегеля.
3.7. Марксистское учение об обществе.
4. Развитие обществознания в XX в.
II. Проверка домашнего задания
- Первые пирамиды Древнего Египта были построены в 3 тысячелетии до нашей эры. Время же появления наук - середина V в. до н. э., родиной первых наук считается Древняя Греция. Нет ли здесь противоречия? (Нет, потому что при построении пирамид использовали знания по геометрии, арифметике, географии, а ученые Древней Греции систематизировали эти знания.)
- Уже в древности ученые пытались не только объяснить природу и место человека в ней. Не меньший интерес представляли вопросы устройства и взаимодействия человеческого общества. Так появились первые общественные науки. Сегодня их несколько десятков. Назовите хотя бы некоторые из них и укажите предмет их изучения. (.Антропология - происхождение и эволюция человека как биосоциального существа. Археология -развитие общества по памятникам материальной культуры. Демография - закономерности народонаселения. История - закономерности развития общества в разные периоды, многообразие конкретных событий и фактов прошлого и настоящего человечества. Культурология - культура как целостная структура. Политология - взаимоотношения государства, общества и гражданина. Правоведение - законы. Социология - взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальная структура общества. Философия - наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого познания. Экономика -как при ограниченных ресурсах удовлетворить безграничные потребности человека и общества. Этнография - проблемы происхождения, расселения, быт, нравы, поведение и жизнь отдельных народов.)
(Для активизации учитель может использовать игру «Буква». Ученики называют науки в алфавитном порядке или на определенную букву, которую называет вызванный ученик. Учитель раздает жетоны разного цвета за ответы (например, синий цвет означает полный и правильный ответ, желтый цвет - отсутствие одного из компонентов, неполный ответ). Два синих жетона и три желтых жетона дают 1 балл, следовательно, чтобы получить оценку «4» нужно получить 8 синих или 12 желтых жетонов. Этот принцип можно использовать при ответах на любые вопросы, когда нужно дать краткий ответ. Можно жетоны суммировать при изучении вопросов одного модуля (содержательной линии).)
Несмотря на множество наук об обществе и предметов их изучения, можно найти общие проблемы, которые в разном аспекте эти науки изучают: идеальное устройство общества и государства; развитие общества - это игра случая или подчинение определенным законам; каждый последующий этап в развитии человечества лучше или хуже предыдущего и т. п.
Как на все эти вопросы отвечали ученые в разные периоды развития общества и есть предмет изучения нового материала.
III. Изучение нового материала
Можно предложить несколько вариантов изучения нового материала:
• первый вариант—классический (рассказ учителя с элементами беседы);
• второй вариант - семинар (темы сообщений распределяются заранее);
• третий вариант - самостоятельная работа с текстом учебника, обучающими текстами и последующее обсуждение выводов, к которым пришли учащиеся. Обучающие тексты содержит раздел «Дополнительный материал». В любом случае учитель делает краткие четкие обобщения по каждому вопросу, учащиеся записывают их в тетрадь.
При наличии достаточного количества часов (зависит от учебного плана) можно провести интегрированный урок (история, обществознание, литература) «Судьба философов и философии в России».
На уроке 9 изучаются вопросы 1 и 2.
IV. Закрепление изученного материала
- Назовите основные этапы развития взглядов об обществе.
- Что общего и каковы различия в учениях древнеиндийских и древнекитайских мудрецов?
- Как вы объясните интерес к древневосточной философии в наше время?
- Что общего и различного во взглядах Платона и Аристотеля?
- Насколько актуальны их взгляды для современного этапа развития общества?
Итак, на ранней стадии развития общества основным способом понимания природы, мира и человека является мифология. Учения древнеиндийских и древнекитайских мудрецов проблему человека решали «извне», через сопоставление человека с природой, обществом, Богом, самим собой. Древняя философия Востока в поисках сущности человека сделала вывод о том, что человек -часть природы; часть Великой Триады - «Небо - Человек - Земля». Отношения между равными людьми должны быть основаны на гуманизме, добре и милосердии. Древнегреческие мыслители отстаивали идею первенства государства перед личностью. В их трудах государство обладало широкими правами по отношению к человеку, вопрос же о правах человека по отношению к государству вообще не ставился.
Домашнее задание
1. Напишите эссе, взяв в качестве темы один из афоризмов древневосточных мудрецов.
2. Сделайте письменный анализ мифа (по выбору) как источника знаний по обществознанию.
На уроке 10 изучается вопрос 3.
IV. Закрепление изученного материала
- В чем значение теорий социалистов-утопистов?
- Чем объяснить появление множества теорий о развитии общества в новое время?
- Какие из идей обществознания актуальны в наше время?
- Почему в начале XXI в. снова возник интерес к марксизму-ленинизму?
Итак, в Средневековье общественные науки развивались слабо. Главная причина - господство религиозного мировоззрения. Ученые смутно представляли природу общественных отношений, а расцвет или упадок государства объясняли провидением господним или злым умыслом государей. В XV-XVII вв. начинается быстрое развитие знаний об обществе благодаря духовной и политической борьбе с засилием церкви. В XIX в. появились общественные науки, которые начали исследование законов и закономерностей общественного развития.
(Учитель подводит итог урока.)
Домашнее задание
1. Учебник Кравченко: задания 4 и 5 (с. 22).
2. Учебник Боголюбова: задания 2, 3, 4 (с. 90).
На уроке 11 изучается вопрос 4.
IV. Закрепление изученного материала
- Выполните задания 3-6, с. 22 (учебник Кравченко) или задания 3-6, с. 90-91 (учебник Боголюбова).
Итак, в XX в. появилось много общественно-политических и философских теорий, которые подтверждают многообразие и сложность развития общества. Но они отмечают общую тенденцию развития - складывается целостный взаимосвязанный и взаимозависимый мир. Значительный вклад в изучение обществоведческих проблем внесла российская наука.
(Учитель подводит итог урока.)
Домашнее задание
1. Учебник Кравченко: соответствующие пункты § 2, проблема и практикум (с. 22-23).
2. Учебник Боголюбова: соответствующие пункты главы 1.
Тестовый контроль
Время выполнения тестовых заданий - до 15 минут.
Тест 1
1. Сторонники технократизма считают, что решающим фактором общественного развития выступает...
а) духовная культура;
б) производственная технология;
в) рыночные отношения.
2. Миф - это...
а) просто вымышленный рассказ о богах и героях;
б) рассказ об отдельных проявлениях мироздания;
в) ранняя форма понимания природных и общественных действий.
3. Общественные науки так же, как и естественные...
а) широко используют в познании мира метод эксперимента;
б) нацелены на добывание объективной истины;
в) развиваются преимущественно в крупных научных центрах;
г) базируются на единой общепринятой теории.
4. Роль народа в истории трактуется так:
а) народ консервативен, его страшат любые перемены;
б) народ как субъект исторического процесса стремится к совершенствованию общественных отношений;
в) народ - это прежде всего трудящиеся, которые живут преимущественно интересами экономики.
5. Социалисты-утописты изображали общественный строй, в котором...
а) царят гармония и общность интересов всех граждан;
б) есть эксплуатация человека человеком;
в) правитсильная личность. , ...................
6. Аристотель считал главной опорой государства...
а) бедные слои населения;
б) средний класс;
в) самых богатых людей.
7. Понятие «сверхчеловек» ввел...
а) Ленин;
б) Платон;
в) Ф. Ницше;
г) Конфуций.
8. «Правильные» и «неправильные» формы правления были определены.. .
а) Платоном и Аристотелем;
б) Н. Макиавелли;
в) социалистами-утопистами.
9. Имя немецкого философа XIX в. - основоположника законов диалектики...
а) К. Маркс;
б) Г. Гегель;
в) И. Кант.
10. Теория, утверждающая, что в основе прогресса общества лежит прогресс техники, называется...
а) теория технократизма;
б) теория конвергенции;
в) утопическая теория.
Тест 2
1. То, что прогресс технический есть прогресс общества, считал (считали)...
а) Сартр; б) Гэлбрейт; в) Сорокин.
2. Марксистскому учению не соответствует характеристика:
а) народные массы являются движущей силой истории;
б) роль народных масс более всего проявляется в развитии производительных сил;
в) для народа характерны только нравственные связи, сознание духовного единства;
г) народ - это трудящиеся, создающие материальные ценности.
3. Понятие «социология» как научное изучение явлений общественной жизни введено...
а) О. Контом; б) Марксом;
в) Гегелем; г) П. Сорокиным.
4. Основная идея, положенная в основу утопического социализма, - это...
а) установление диктатуры пролетариата;
б) революция неизбежна;
в) идея равенства людей.
5. Платон считал, что главное в общественных отношениях, - это... а) человек; б) государство; в) общество.
6. К. Маркс считал основным элементом производительных сил общества...
а) рабочую силу;
б) природные богатства;
в) предпринимательскую деятельность;
г) собственность на средства производства.
7. Определите основные черты философского мировоззрения.
а) эмоциональность, символизм;
б) опора на разум (рационализм), сомнение, универсализм;
в) догматизм, опора на авторитет.
8. Что означает понятие «карма» в древнеиндийской философии?
а) духовное начало бытия;
б) «закон жизни»: бесконечная цепь перерождений;
в) «закон возмездия»: закономерное воздаяние человеку за его прежнее поведение.
9. В чем выражена главная идея эпохи Просвещения?
а) разум человека - единственный источник познания мира;
б) убеждение, что изменить мир, его нравы, недостатки возможно лишь путем просвещения;
в) вера в беэтраничные возможности человека.
10. Произведение монаха, написанное в тюрьме, где были изложены идеи об идеальном государстве...
а) «Утопия»; б) «Город Солнца»; в) «Кодекс природы».
Тест 3
1. В основе изменений общественной жизни лежит...
а) техника;
б) ценности;
в) внутренняя свобода;
г) существуют разные теории и убеждения.
2. Философы-экзистенциалисты в центр внимания ставят...
а) проблемы государства;
б) проблемы сущности человека;
в) межгосударственные отношения.
3. Определяющим в жизни общества является...
а) жесткая зависимость действительности от экономических, биологических, технологических факторов;
б) полная свобода и внутренняя независимость личности;
в) оба ответа верны.
4. Метод социального познания в общественных науках...
а) эксперимент: он допустим, так как действуют объективные законы развития общества;
б) люди действуют под влиянием интересов, мотивов, настроений. Общественные науки неточные и эксперимент неуместен;
в) эксперимент допустим, но пользоваться им надо очень осторожно. Общие законы развития общества надо рассматривать через призму отношения человека к восприятию мира.
5. Русский социолог Сорокин считал, что любое общество можно оценить через категорию...
а) вера, надежда, любовь;
б) производительные силы и производственные отношения;
в) красота, добро, мир.
6. Понятие «Дао» - это...
а) эквивалент Бога;
б) свод законов и норм поведения человека на Востоке;
в) невидимый закон природы и общества, который управляет всем миром.
7. Древнеиндийская философия - это...
а) учение о вечном круговороте жизни;
б) учение о чудесных психологических и нравственных возможностях человека;
в) учение о возможностях Всевышнего.
8. Наиболее общие знания об обществе в целом дает...
а) политология; б) философия;
в) география; г) история.
9. Какая из перечисленных идей не соответствует воззрениям со-циалистов-утопистов?
а) капиталистическое общество противоречиво и негармонично;
б) на смену существующему обществу должен прийти справедливый общественный строй;
в) осуществить переход к новому обществу можно только путем социальной революции;
г) в новом обществе будет отсутствовать эксплуатация человека человеком.
10. Один из теоретиков общественной науки, считавший, что в основе политики и политического поведения лежат сила и выгода, - это...
а) Аристотель; б) Н. Макиавелли;
в) К. Маркс; г) О. Конт.
Критерии оценивания:
«5», если дано 9-10 правильных ответов;
«4», если дано 7-8 правильных ответов;
«3», если дано 5-6 правильных ответов;
«2», если дано 4 и менее правильных ответов.
Ответы:
Тест 1: 1 б, 2 в, 3 б, 4 б, 5 а, 6 б, 7 в, 8 а, 9 б, 10 а.
Тест 2: 1 б в, 2 в, 3 а, 4 в, 5 б, 6 а, 7 б, 8 в, 9 б, 10 а.
Тест 3: 1 г, 2 б, 3 в, 4 в, 5 в, 6 в, 7 а, 8 б, 9 в, 10 6.
Выскажите оценочное суждение
1. В основу трагедии Эсхила «Прометей прикованный» положен знаменитый миф о Прометее. Прометей предстает отважным борцом за счастье людей против произвола богов. Он похитил для людей огонь с Олимпа, научил их скотоводству, земледелию, арифметике и чтению, астрономии и медицине, строительному и горному делу, ремеслам и искусствам. Зевс приказал Гефесту, покровителю ремесел, приковать Прометея к скале за то, что тот дал людям знания. Прометей, мужественно перенося страдания, не только не раскаялся, но и бросил вызов всесильному Зевсу. В финале трагедии Эсхила погибшего Прометея оплакивают благодарные люди и природа.
• С каким библейским сюжетом перекликается миф о Прометее?
• С чем, по вашему мнению, связано появление в мифах посредников между богами и людьми - героев, титанов?
• Согласны ли вы с утверждением, что миф - это свидетельство «невежества» и страха человека перед силами природы?
(Осваивая окружающий мир, человек его постепенно познавал. Миф закрепляет правила поведения между людьми. Поступки и действия героев являются эталоном поведения.
Миф перекликается с библейским сказанием об изгнании Адама из рая за то, что Адам вкусил плод с древа познания, ведь именно знания являются великим даром Прометея.)
2. Плутарх приводит изречения Фалеса, одного из семи знаменитых античных мудрецов.
Что старше всего? - Бог, ибо он не рожден.
Что больше всего? - Пространство, ибо оно охватывает весь мир, в котором вмещаются все вещи.
Что прекраснее всего? - Мир, ибо все, что прекрасно устроено, является его частью.
Что мудрее всего? - Время: оно уже породило одно и породит другое.
Что обще нам? - Надежда: ее имеют и те, у кого нет ничего другого.
Что полезнее всего? - Добродетель, ибо благодаря ей все иное может найти себе применение и стать полезным.
Что самое вредное? - Порок, ибо в его присутствии портится почти все.
Что сильнее всего? - Необходимость, ибо она преодолима.
Что самое легкое? - То, что соответствует природе, ибо даже наслаждения часто утомляют.
Являются ли высказывания Фалеса философским типом мышления или это житейская мудрость?
(Ответы Фалеса рационально обоснованы и отличаются особым построением предложений.)
3. В 1516 г. появилось социально-философское сочинение Томаса Мора «Утопия», в котором дано описание идеального общества. Однако чаще всего в понятие «утопия» вкладывается негативный смысл -неосуществимая мечта, нечто надуманное, невозможное. Но до сих пор в научных трудах и религиозных учениях можно найти проекты лучшего устройства жизни.
Чем можно объяснить живучесть утопии и утопического сознания?
(Все эти проекты связаны с предвидением будущего, и как любые прогнозы они не могут быть свободны от ошибок и заблуждений.)
4. Один из героев романа Ф.М. Достоевского «Подросток» говорит: «Одна Россия живет не для себя, а для мысли; и согласись, мой друг, знаменательный факт, что вот уже почти столетие как Россия живет решительно не для себя, а для одной лишь Европы». Как вы понимаете эти слова?
5. Прочитайте высказывание К.Н. Леонтьева и определите, какие отношения существуют, по его мнению, между государством и человеком.
Человек в государстве есть в одно и то же время и механик, и колеса или винт, и продукт общественного организма.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.