Л. КАССИЛЬ. «ДОРОГИЕ МОИ МАЛЬЧИШКИ». ЭТИКЕТНЫЕ ЖАНРЫ И СЛОВА ВЕЖЛИВОСТИ
Учащиеся должны
знать: в чем заключается роль речи
(диалога) в характеристике персонажа; виды этикетных жанров, их характерные
признаки; особенности использования.
Учащиеся должны уметь: проводить с помощью учителя исследовательскую работу;
делать выводы; использовать данные анализа речи для характеристики персонажей;
самостоятельно создавать этикетные диалоги по заданной характеристике.
Оборудование: детские рисунки к пословицам, таблички
с этапами исследовательской работы, таблица «Характеристика персонажа»,
набор карточек для игры «Найди своего собеседника».
Ход урока
I.
Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
«Чтение» закодированных
этикетных пословиц.
На доске рисунки, выполненные детьми, получившими
индивидуальные задания. Дети узнают пословицы, которые они слышали на
предыдущих уроках:
Хорошее слово – половина дела.
С умным разговориться, что
меду напиться.
Сперва подумай, а потом
скажи.
Говорить не думая, что
стрелять не целясь.
Сердечное слово до сердца
доходит.
Учитель. Что объединяет все эти пословицы?
Дети. Все они об умении разговаривать, о добрых вежливых
словах.
Учитель. Зачем нужны этикетные формулы общения?
III. Проблемная ситуация.
Учитель. Какую роль играет речь в характеристике
персонажей?
Делают предположения.
Учитель открывает на доске запись:
Проблема: Какую роль играет речь в характеристике персонажей? |
IV. Формулирование темы и целей урока.
Учитель
напоминает детям, что для решения проблемы нужно провести исследовательскую
работу. По правилам такой работы необходимо определить цель и выдвинуть
гипотезы.
Дети приблизительно формулируют цель: выяснить роль
речи в характеристике персонажа. Учитель
уточняет и добавляет ответы детей. В результате открывается следующая
запись.
Цели: – выяснить роль речи в
характеристике персонажа – учиться создавать диалог |
V. Работа над
новым материалом. Частично-поисковая деятельность.
Проговаривание гипотез.
Учитель открывает запись:
Гипотезы |
Дети высказывают
свои предположения.
Воспроизведение имеющихся знаний
о художественных образах сказания о Семигории.
Работа по учебнику литературного чтения и рабочей тетради.
Задание «Говорящие имена»: выписать «говорящие» имена в два столбика, дополнить списки
выдуманными именами.
Дети выполняют:
Амальгама
Мельхиора
Дрон Садовая Голова
Изобар
Силобор
Фанфарон
Ветрочет
Поддувало
Дети объясняют
возникающие ассоциации, соотнося с характером персонажей.
Подтверждение проведенных
аналогий с помощью анализа по пунктам
таблицы:
Характеристика персонажа
Портрет |
Поступки |
Отношение персонажа |
Речь |
Используя пункты
таблиц (пока первые три), дети кратко составляют характеристику персонажей.
Уточнение знаний о диалоге как форме речи.
Предварительное повторение знакомых этикетных жанров.
Дети называют этикетные жанры: запрет, приветствие,
поздравление, просьба, благодарность, отказ, извинения, утешение, прощание,
согласие, похвала, одобрение.
Повторяют вслух
соответствующие слова, подбирая необходимую интонацию.
Например: Извините, но… К сожалению, но... Охотно, но... С
удовольствием, но... (отказ). Будьте добры... Пожалуйста... Будьте любезны...
Не могли бы вы... (просьба) и т. д.
Проведение «этикетной экспертизы» диалогов, встречающихся в тексте
сказания. Учитель открывает записи:
«Этикетная экспертиза» |
|
Вывод |
Выборочное
чтение.
Дети находят в тексте отрывка из произведения Л.
Кассиля «Дорогие мои мальчишки» диалоги, зачитывают, определяют этикетный жанр:
џ просьба (от слов «Видишь, как я добр...» до слов
«...сделаю тебя королевой»);
џ похвала (от
слов «Ты прекрасней...» до
слов «...насмотреться на тебя»);
џ просьба и отказ
(от слов «Говорят, что ты скучаешь...» до слов «...перед лицом истинной
красоты»);
џ согласие (от
слов «Ты посмел ослушаться...» до слов «...я сделаю такое зеркало»).
Соотнесение выбранного
автором жанра с
характеристикой персонажа.
Обратить внимание на цели, поставленные детьми в
начале урока.
VI. Формулирование выводов.
Дети вспоминают высказанные гипотезы и делают выводы:
Учитель. Диалог имеет большое значение в характеристике
персонажа. С помощью него можно более ярко представить себе образ. Диалог не
напрямую, а косвенно влияет на наше представление о персонаже.
Выявление связи между образами произведения и пониманием главной
мысли.
Учитель. Сказка и быль в одном произведении... Зачем?
Дети проводят аналогии между образами сказочными и
образами реальными.
Подтверждают
свои высказывания девизом, встречающимся в произведении: «Отвага, Верность,
Труд – Победа!».
Дети сравнивают
выдуманную Л. Кассилем страну и страны из стихотворения «Королевство Нигде».
VII. Практическая работа.
Учитель говорит о том, что любые выводы, сделанные в ходе экспериментальной
работы, должны быть подтверждены на практике, и открывает последнюю запись:
Практическая работа |
Подтверждение
роли речи в диалоге.
џ Игра «Найди своего собеседника».
Учитель раздает детям карточки, на которых записаны
реплики участников диалога.
Дети должны
объединиться в пары и дать краткую характеристику участникам диалога.
џ Игра «Почетный гость».
Учитель. Представьте, что к нам на урок пришла Золушка.
Составьте диалог приветствия, диалог похвалы, предложения и согласия. Но перед
этим поставьте цель: какие качества участников диалога вы хотите подчеркнуть.
Дети ставят цели. Делают предположения о том, какие
несловесные средства можно будет использовать, какие обращения.
VIII. Итоги урока.
К этому моменту на доске полностью открыты все этапы
исследования. (Приложение.)
Дети составляют небольшой «отчет» о проведенной работе
и повторяют сделанные выводы.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.