Тема: Р./Р. Стилистика. (№ 3) (Н и НН в суффиксах различных частей речи.)
Цели: закрепить функционально-смысловые
типы речи; повторить н и нн в суффиксах
различных частей речи; воспитание языкового чутья.
Тип урока: урок
речевого общения.
Оборудование:
тесты, таблица «Стили и типы речи», «Н и НН в суффиксах различных частей речи».
Ход урока.
I.
Слово учителя «Н
и НН в суффиксах различных частей речи».
II.
Проверочная работа по теме «Н и НН в суффиксах различных частей речи».
I.
В каком примере
к выделенному слову применяется правило: «В суффиксе отымённых прилагательных
–ЕНН- пишется НН»?
1)
«Город» и
«ограждение» - однокоре..ые слова.
2)
Дежурным блюдом
в столовой была жаре..ая картошка.
3)
Летом мы
занимались сбором лекарстве..ых трав.
4)
Из-за угрозы
обвалов пришлось отклониться от намече..ого маршрута.
II.
В каком примере
к выделенному слову применяется правило: «В суффиксе полных страдательных
причастий прошедшего времени пишется НН»?
1)
Эпизод с
солдатом имеет лишь косве..ое отношение к сюжету романа.
2)
Я всегда
сторонился самоувере..ых людей.
3)
В назначе..ое
руководителем экспедиции время я с небольшим багажом явился на теплоход.
4)
Пассажиры
теплохода были в основном прекло..ого возраста.
III. В каком примере к выделенному слову применяется правило: «В
суффиксе отымённых прилагательных –ОНН- пишется НН»?
1)
Обслуживание электро..ой
техники требует высоких знаний.
2)
В каждом номере
газеты были сенсацио..ые сообщения.
3)
Художник
изобразил всадницу на воро..ом коне.
4)
Вместо ухи
кашевары сварили суп на бульо..ых кубиках.
IV. Укажите пример с прилагательным, в котором пишется НН, так как
оно образовано от существительного с основой на –Н с помощью суффикса –Н-»?
1)
От кашля детям
давали жжё..ый сахар.
2)
Увлечё..ые
игрой, ребята не услышали, что прозвенел
звонок.
3)
Стрелки баше..ых
часов как будто замерли.
4)
На освещё..ой
прожекторами площади царило веселье.
V.
В
каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна
буква Н?
Вдали, на крутом известковом
берегу, подмытом разливами, в утре(1)нем редком воздухе стра(2)о ясно виднеется
село с белой церковью и ветря(3)ыми мельницами.
1) 1,2 2) 2 3) 3 4) 2,3
VI.
В
каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна
буква Н?
Айвазовский обладал
исключительно разносторо(1)ним дарованием, в котором были счастливо сопряже(2)ы
качества, соверше(3)о необходимые для художника мариниста.
1) 1,2 2) 2 3) 3 4) 2,3
VII.
В
каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна
буква Н?
В 21-ой симфонии
представле(1)ы лучшие качества оркестрового стиля Н.Я. Мясковского: мощное
звучание, напоминающее манеру Брамса, повыше(2)ое внимание к стру(3)ой группе,
делающее звучание оркустра мягким и тёплым.
1) 1 2) 1,2 3) 2,3 4) 1,2,3
VIII.
В
каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
На картине изображе(1)а
весёлая деревенская свадьба, пёстрая масса людей удачно вписа(2)а в пейзаж –
широкий, с прекрасно нарисова(3)ым высоким голубым небом.
1) 1,2 2) 2 3) 3 4) 2,3
IX.
В
каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Жизнь художника Айвазовского,
великого труже(1)ка, была поглоще(2)а творчеством, насыще(3)ым импровизацией и
фантазией.
1) 1,2 2) 2 3) 3 4) 2,3
X.
В
каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
На стра(1)ом и грозном фоне
закатного неба зубчатая стена хвойного леса казалась отчётливо нарисова(2)ой, а
кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки берёз словно были
очерче(3)ы на небе лёгкими штрихами.
1) 1 2) 1,2 3) 2,3 4) 1,2,3
2) Вставьте пропущенные
буквы.
·
Герои Шукшина – простые люди – озабоче..ы не благами
материальными, а осознанием души в себе – сущности личности, продолжающейся в
ней жизни бессме..ого, исторического человека, не сломле..ого време..ыми
невзгодами.
·
Кто бывал в деревнях под Владимиром, тот надолго
запомнил дома, украше..ые деревя..ой резьбой, подобной тонкому кружеву,
рассматривая которое можно мысле..о побывать в сказке.
·
Петербург Гончарова как город «искусстве..ых чувств,
безжизне..ой суматохи» не приемлет непосредстве..ости, простоты,
естестве..ости, господствующих в глуши.
·
Фигура Мольера занимала Булгакова на протяжении ряда
лет: кроме «Кабалы святош», он создаёт пьесу «Жизнь господина де Мольера»,
которая не была опубликова..а, а также стилизова..ую комедию по произведениям
Мольера – «Полоумный Журден», которая не была поставле..а.
·
Опорой семьи Турбинных в романе Булгакова «Белая
гвардия» является Елена, воплощение женстве..ости, преда..ости, уюта, которая
тщетно пытается сохранить прежний нравстве..ый уклад дома.
·
Москва в русской литературе противопоставле..а
Петербургу как символ естестве..ого течения русской жизни: жизнь в Москве не
была бурной и стремительной, а сам город нёс на себе печать стари..ы, которая
проявилась в особой степе..ости, размере..ости и неторопливости.
·
О роговых оркестрах XVIII века напоминают лишь
стари..ые гравюры, на которых изображе..ы играющие музыканты, да стихотворение
М.В.Ломоносова, поражё..ого красотой «пасторальной» музыки.
·
В отличие от большинства соотечестве..иков, живших
за границей, И.Ф. Стравинский чувствовал себя на Западе увере..о и естестве..о,
но свою музыку он всегда считал частью русской культуры.
·
Протест Маяковского против совреме..ых ему
социальных и моральных норм не самоценен, он является следствием внутре..ей
драмы «ране..ого, загна..ого» героя.
III.
Функционально-смысловые типы речи.
Для решения задачи по определению типа
речи (помимо приёма «фотографирования»), если текст для анализа объёмный, и
предлагается такой алгоритм: определение
цели,
структуры и средств выразительности
текста – выбор правильного ответа.
Рассмотрим один из вариантов:
Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в
предложениях 34-36, 39?
повествование
описание
рассуждение
описание
и рассуждение
Для удобства предложим указанный отрывок
текста:
«(34)Дежурный
раскрыл одну из синих книжек. (35) И я стал переводить с листа, сам себе
приказав: «В темпе!» (36) Потом проделал то же самое с выхваченным наудачу трофейным
приказом… (39) И наконец, не глядя на схему, отбарабанил структуру двух дивизий
вермахта: пехотной и танковой».
Задание для двух минут не сложное. Если
применить приём «фотографирования», то мы можем увидеть ряд кадров: дежурный
раскрывает книжку, повествователь переводит с листа, потом приказ, и, наконец,
структуру военных подразделений. Перед нами повествование. Об этом же говорит и
лексика отрывка (потом, наконец). И структура – последовательность
действий.
Каким же образом это задание может
помочь при написании сочинительной части ЕГЭ по русскому языку? Правильный
ответ оберегает выпускника от фактической
ошибки
в сочинении. Допустим, что основной тип речи предложенного текста – рассуждение.
У экзаменуемого есть возможность написать: «Автор рассуждает…». А
не «описывает или рассказывает», как это зачастую
пишут школьники на экзамене. За что, естественно, им снижают баллы.
Прокомментируем ответ на подобный вопрос
к тексту С. Львова: Определите стиль и тип речи текста.
разговорный
стиль; повествование
художественный
стиль; повествование
научный
стиль; рассуждение-доказательство
публицистический
стиль; рассуждение
Тот факт, что автор, говоря о пользе
совместного чтения вслух, пытается воздействовать на наше отношение к предмету
разговора, позволяет нам говорить о публицистическом характере текста С. Львова. Структура текста: тезис –
доказательства – выводы, так же убеждает нас в этом. Эмоциональность, которой
автор нас пытается «заразить», – один из приемов публицистики. Следовательно, и
ведущий тип речи – рассуждение. Поскольку нельзя
«сфотографировать» чувства, которые С.Львов пытается нам «внушить» своими многократными
повторами: попробуйте, советую вам, прошу вас, уговариваю, надеюсь,
уверен, вы не пожалеете. Правильный ответ – 4.
Варианты заданий А30 для
самостоятельной проработки
I.
Какой(-ие)
тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях?
Тридцать
лет прошло с тех пор. Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и
бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические
закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я
нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому
и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. И наша жизнь пошла по другой
дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
А
эта книга… Колёк, да я отдал бы тебе всю
библиотеку! Да мы бы всё тебе отдали…
1)
повествование и описание
2)
рассуждение
3)
описание и рассуждение
4)
повествование
II.
Какой(-ие)
тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях?
Я
думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими
земляками? Всё ушло навсегда – хорошее и плохое, - плохое не жалко, а хорошего
не вернёшь. Я вытравливаю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к
нему.
Надо
быть современным.
Надо быть безжалостным к прошлому.150
1)
рассуждение и описание
2)
рассуждение
3)
описание и повествование
4)
повествование
III.
Какой(-ие)
тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях?
И
двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического
магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга локтями, но невольно
приплясывая от жестокой стужи. Они уже более пяти минут торчали перед этой
великолепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой мере их умы и желудки. Здесь,
освещённые ярким светом висящих ламп, возвышались целые горы красных крепких
яблок и апельсинов; стояли правильные пирамиды мандаринов, нежно золотившихся
сквозь окутывающую их папиросную бумагу; протянулись на блюдах, уродливо
разинув рты и выпучив глаза, огромные копчёные и маринованные рыбы; ниже,
окружённые гирляндами колбас, красовались сочные разрезанные окорока с толстым
слоем розового сала… Бесчисленное множество баночек и коробочек с солёными,
варёными и копчёными закусками довершало эту эффектную картину, глядя на
которую оба мальчика на минуту забыли о двадцатиградусном морозе.
1)
описание и рассуждение
2)
повествование
3)
повествование и описание
4)
повествование и рассуждение
IV.
Какой(-ие)
тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях?
Дальше
всё происходило, как в кинокартине, где торжествует справедливость. Поднялись
все мужчины, ехавшие в вагоне, в том числе и преодолевший свой испуг «человек в
шляпе», и негодяев, мгновенно утихнувших, вышвырнули из вагона. Приземляясь в
осенней луже, они верещали:
-
За что? Хулиганы!
Вагон
тронулся. «Папаша» сказал:
-
Видывали таких. Трусы!
Он
прав. Хулиганы всегда трусы – их «геройство» гроша ломаного не стоит.
1)
повествование
2)
описание и повествование
3)
повествование и рассуждение
4)
описание и рассуждение
V.
Какой(-ие)
тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях?
В
тавернах, в театрах – везде пристально смотрю, как и что делают, как веселятся,
едят, пьют; слежу за мимикой, ловлю эти неуловимые звуки языка, которым
волей-неволей должен объясняться с грехом пополам, благословляя судьбу, что
когда-то учился ему: иначе хоть не заглядывай в Англию. Здесь как о редкости
возвещают крупными буквами на окнах магазинов: «Ici on parle français». Да,
путешествовать с наслаждением и с пользой – значит пожить в стране и хоть
немного слить свою жизнь с жизнью народа, который хочешь узнать: тут непременно
проведёшь параллель, которая и есть искомый результат путешествия. Это
вглядывание, вдумывание в чужую жизнь, в жизнь ли целого народа или одного
человека отдельно, даёт наблюдателю такой общечеловеческий и частный урок,
какого ни в книгах, ни в каких школах не отыщешь. Недаром ещё у древних
необходимым условием усовершенствованного воспитания считалось путешествие. У
нас оно сделалось роскошью и забавою.
1)
присутствуют все типы речи
2)
повествование
3)
повествование и описание
4)
рассуждение и повествование
IV.
Итог урока.
V.
Домашнее
задание.
1. 107-116;
2. составить 2 варианта задания А 29 по упр.
533, 541.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.