Урок 10 УСТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
Цели: знакомить учащихся с особенностью устных
выступлений как жанра публицистического стиля речи; формировать умение
выступать во время проблемной дискуссии.
Тип урока: комбинированный.
Методы: самостоятельная работа,
создание эмоционально-нравственных ситуаций, выработка и совершенствование
усвоенных навыков.
Ход урока
1. Этап организации совместной
деятельности по освоению материала урока.
Доклад подготовленных учащихся о результатах
мини-исследования по теме урока (опорный материал дан на с. 291–294).
2. Этап первичной проверки понимания
изученного.
Подготовка устных выступлений в парах по
предложенным темам.
Методика
работы: пара (или
мини-группа) получает текст и исследует (в зависимости от уровня
подготовки класса) основные проблемы, поднятые автором. В «сильном» классе
старшеклассники могут сами определить проблему, по которой будут строить свое
выступление.
Л. Н. Андреев. Отрывок из рассказа
«Красный смех».
Текст:
(1)
Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой
комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и
снова кладя обратно. (2) Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:
–
(3) Сам посуди. (4) Нас учили добру, уму, логике – давали сознание. (5) Главное
– сознание. (6) Можно стать безжалостным, привыкнуть к слезам, но как возможно,
познавши истину, отбросить ее? (7) С детства меня учили не мучить животных,
быть жалостливым. (8) Тому же учили меня книги, какие я прочел, и мне
мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9) Но вот проходит
время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в
обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые
сильные возбуждения. (10) Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум
отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11)
Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим
действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково
несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?
(12) Брат обернулся и вопросительно
уставился на меня своими близорукими глазами.
– (13) Я скажу тебе правду. – (14) Брат
доверчиво положил холодную руку на мое плечо. – (15) Я не могу понять, что это
такое происходит. (16) Я не могу понять, и это ужасно. (17) Если бы кто-нибудь
мог объяснить мне, но никто не может. (18) Ты был на войне, ты видел – объясни
мне.
– (19) Какой ты, брат, чудак! (20) Пусти-ка
еще горячей водицы.
(21) Мне так хорошо было сидеть в ванне, как
прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое,
простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым
рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22) Я
снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он
ходит, как он смеется и шалит. (23) И снова буду писать – об умных книгах, о
новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24) А то, что он сказал,
было участью всех тех, кто в безумии своем становится близок безумию войны.
(25) Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я
видел там.
– (26) Мне надо вылезать из ванны, –
легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребенку, как младшему, хотя я
был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого
большие и тяжелые мысли.
(27) Брат позвал слугу, и вдвоем они вынули
меня и одели. (28) Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить
можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился
работать. (29) Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не
решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (30) Как
много во всем этом ума и чувства красоты!
Основные
проблемы:
1. Проблема нравственной оценки факта войны. (Почему
человеческое сознание не может принять сам факт войны?)
2. Проблема войны и сохранения человеческого в
человеке. (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие
трагедии на душевное состояние людей, на их способность чувствовать,
сострадать?)
3. Проблема смысла жизни. (В чем
заключается смысл человеческого существования?)
4. Проблема памяти о пережитых испытаниях. (Как
долго человек хранит память о прошедших трагических событиях?)
В. Ф. Тендряков. По повести
«Расплата».
Текст:
(1) До сих пор вспоминаю тот разговор с отцом
Сони Потехиной, который случился у меня после родительского собрания. (2)
Василий Петрович тогда сам начал его:
(3) – Слышали: прямая линия короче кривой –
геометрия! (4) И все верят в это, понять не хотят – в жизни-то геометрия совсем
иная, там кривые пути всегда прямых короче. (5) А чему вы, преподаватель
литературы, детей учите?
(6) – Русской литературе хотя бы. (7) А она
тем знаменита, что лучше других разбирается в запутанной жизни. (8) Да, в
запутанной, да, в сложной!
(9) – Вы учите – будь только честным и никак
по-другому?
(10) – Учу.
(11) – И зла никому не делай – учите?
(12) – Учу.
(13) – И сильного не бойся, слабому помогай,
от себя оторви –
тоже учите?
(14) – Тоже.
(15) – А-а! – восторжествовал мой собеседник.
– И это не по линеечке жить называется! (16) Не геометрию из книжек преподаете!
(17) Запутанно, сложно, а прямолинейненько-то поступай!
(18) – А вам бы хотелось, чтоб я учил – будь
бесчестным, подличай, изворачивайся, не упускай случая сделать зло, перед
сильным пасуй, слабому не помогай… (19) Неужели, Василий Петрович, вам хочется
такой вот свою дочь видеть?
(20) – Я хочу… – Василий Петрович даже
задохнулся от негодующего волнения. – Одного хочу – чтоб Сонька моя счастливой была,
приспособленной! (21) Чтоб загодя знала, что и горы крутые, и пропасти в жизни
встретятся, пряменько никак не потопаешь, огибай постоянно. (22) Ежели можно
быть честной, то будь, а коль нельзя – ловчи, не походи на своего отца,
который лез напролом да лоб расшиб… (23) Хочу, чтоб поняла, и крепко поняла,
что для всех добра и люба не станешь и любви большой и доброты особо от других
не жди. (24) Хочу, чтоб не кидалась на тех, кто сильней, кто легко хребет
сломать может, а осторожничала, иной раз от большой нужды и поклониться могла.
(25) Хочу, чтоб дурой наивной не оказалась. (26) Вот чего хочу! (27) Ясно ли?
(28) Вот если бы этой сноровистой науке вы мою Соньку научили, я бы первый вам
в ножки поклонился.
(29) – Всех этому научить или только одну вашу
дочь?
(30) – Всех, всех, чтоб вислоухими не были!
(31) – Так что же получится, Василий Петрович,
– все науку воспримут, все станут не вислоухие, а ловкачи, все будут стараться
обманывать друг друга, хребет ломать тем, кто послабей… (32) В дурном же мире
Соне жить придется. (33) Не пугает это вас?
(34) – А что делать-то, когда он, мир, таков и
есть, доброго слова не стоит? (35) И сменять его на другой какой, получше,
нельзя – один всего. (36) Выхода нет – приспособляйся к нему.
(37) – Сменять наш мир на другой нельзя, а вот
попробовать как-то исправить его…
(38) – Ой, не учите вы детей наших мир
исправлять. (39) На что мне весь мир! (40) Могу ли я с ним, со всем миром,
справиться? (41) Иль надеяться могу, что справится Сонька? (42) С ума еще не
сошел – ни себя, ни ее Наполеоном великим не считаю! (43) Я маленький человек,
и она в крупную не вырастет.
(44) Нужно мне совсем мало – чтоб дочь родная
счастливо жила. (45) А остальные уж пусть сами как-нибудь без меня
устраиваются… (46) А вы!
Основные
проблемы:
1. Проблема нравственных ценностей и их выбора
в воспитании подрастающего поколения. (Чему нужно учить детей? Как в этом
помогает русская литература?)
2. Проблема взаимоотношений человека и
мира. (Может ли человек в одиночку изменить мир, сделать его лучше?)
И. А. Маслов. Текст о подростках.
Текст:
(1)
Нынешние подростки, рожденные в начале девяностых годов XX века,– первое
поколение, выросшее в «обществе потребления». (2) У большинства из них,
несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая
слогану: «Бери от жизни все». (3) Всё взять, всё иметь, всё успеть. (4)
Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. (5) По
велению души. (6) Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне
убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. (7)
Всё возрастающих. (8) Дети хотят быстрее вырасти. (9) Почему спешат? (10) Чтоб
свободно распоряжаться деньгами. (11) Как заработать, пока не знают, не
задумываются.
(12)
Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. (13) Российские психологи
считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые
нацелены на потребление. (14) Однако не всё так плохо. (15) В целом молодежь
очень разношерстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу:
свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных
ориентации в стране.
(16) У современной молодежи немало и
положительных ориентаций. (17) Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого
готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё
даст государство.
(18) Тенденция к самореализации – знаковое
направление для сегодняшнего юного поколения. (19) А повышенное внимание
подростков к определенным товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит
в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников.
(20) Надо быть как все.
(21) Что же наиболее значимо в жизни, по
мнению самих подростков? (22) На первом месте у них – хорошая работа, карьера и
образование. (23) Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо
приложить к этому собственные усилия. (24) Многие старшеклассники хотят
получить высшее образование, и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни
киллеров, что наблюдалось еще десять лет назад. (25) Для достижения своих целей
они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда реализуют
себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо зарабатывать.
(26) Нынешние подростки не лучше и не хуже
своих предшественников. (27) Просто они другие.
Основные
проблемы:
1. Проблема определения жизненных приоритетов.
(Что влияет на выбор жизненных установок современных подростков? Каковы их
жизненные приоритеты?)
2. Проблема влияния эпохи на формирование
нравственных ориентиров и основных жизненных установок молодого поколения. (Как
влияет характер эпохи на формирование отношения к жизни и нравственных
ценностей молодежи?)
3. Проблема сравнения современных подростков и
подростков прошлых времен. (Стали ли современные подростки хуже?)
А. Н. Вертинский. Текст о мимолетности славы.
Текст:
(1)
Моя дружба с Иваном Мозжухиным (первым актером российского кино) началась очень
давно. (2) И зародилась она в 1912 году. (3) Оба мы были молоды, легкомысленны,
веселы и свою работу в кино не считали ни работой, ни искусством. (4) Впрочем,
и само кино тогда было очень молодо.
(5)
Настоящие, серьезные актеры не хотели играть для кино, и кинодеятелям
приходилось искать актеров и чуть ли не умолять их сниматься. (6) Когда я
вспоминаю первые картины Ханжонкова, в которых мы снимались с Мозжухиным, я
невольно начинаю смеяться.
(7) Что это были за картины! (8) Мы не умели
ни двигаться, ни смотреть с экрана, не знали, что говорить, чтобы создалось
впечатление разговора (текста ведь не было никакого). (9) Сценарии примитивные,
режиссеров нет. (10) Мы были предоставлены самим себе и играли, как кому
вздумается. (11) Это было жуткое время!
(12) Позже появились первые режиссеры:
Евгений Бауэр, Чердыкин, Протазанов. (13) Стали появляться и киноактеры. (14)
Сразу же выяснилось, что удачнее всех «выходит» Мозжухин. (15) Он был очень
фотогеничен и как-то сразу уловил тот внутренний ритм, который надо было
сочетать с ритмом киноаппарата; он прекрасно чувствовал свет, и к тому же он
был еще и красив. (16) Словом, его имя очень скоро выдвинулось на первый план.
(17) А после «Пиковой дамы» и «Отца Сергия» по Толстому он был уже
признанным королем экрана.
(18) После революции Мозжухин остался в Париже
и скоро занял ведущую роль во французской кинематографии. (19) Постепенно он
стал первым киноактером Европы.
(20) Тот успех, та популярность, то
восхищение, которые выпали на его долю, редко достаются актерам. (21)
Необычайно общительный, веселый и остроумный, он покорял всех. (22) Даже своих
врагов, которых у него, выдающегося артиста, было достаточно. (23) Он был
широк, щедр, очень радушен и расточителен. (24) Целые банды приятелей, а иногда
и совершенно посторонних людей жили и кутили за его счет. (25) Он никогда не
принимал всерьез своей славы, обожал людей неожиданных, неустроенных; терпеть
не мог буржуазии – довольства, комфорта.
(26) Но фильмовый век короток. (27) Говорящее
кино убило Мозжухина, и его очень скоро забыли. (28) Он умер в бедности и
одиночестве.
(29) Слава – это дым, это то, что проходит
легко и бесследно. (30) И одна из самых быстро проходящих «слав» – это слава
актера.
(31) Актеры сыграли в эмиграции самую
благородную, самую нужную роль: они разнесли по свету славу нашей Родины. (32)
Они покоряли другие народы величием нашего искусства.
(33) Но ими гордились, пока они были на своем
посту, и забывали, как только они с него уходили.
(34) Иван Мозжухин. (35) Это имя,
конечно, неизвестно нашей молодежи.
(36) Шаляпин, Анна Павлова, Глазунов…
(37) Кто чтит, кто помнит их?
(38) Всё проходит.
Основные проблемы:
1. Проблема длительности
человеческой, актерской славы. (Долговечна ли слава?)
2. Проблема отношения общества к
знаменитостям. (Как может измениться отношение общества к знаменитым людям,
актерам?)
3. Проблема жизни творческих людей в
эмиграции. (Могут ли творческие люди в эмиграции приносить пользу родине?)
С. Л. Львов. Отрывок из книги
«Быть или казаться?»
Текст:
(1) Сострадание – активный помощник.
(2) Но как быть с теми, кто не видит, не
слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3) Постороннему, какими
они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем,
тоже часто равнодушны. (4) Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и
самим равнодушным?
(5) С самого детства воспитывать – прежде
всего самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь
тому, кто в беде. (6) И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать
сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.
(7) Сочувствие – великая человеческая
способность и потребность, благо и долг. (8) Людям, такой способностью
наделенным или тревожно ощутившим в себе недостаток ее, людям, воспитавшим в
себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется
труднее, чем бесчувственным. (9) И беспокойнее. (10) Но их совесть чиста. (11)
У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12) Их, как правило, уважают
окружающие. (13) Но даже если правило это нарушится и если окружающие их не
поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной
позиции.
(14) … кажется, что им хорошо. (15) Они-де
наделены броней, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16)
Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17) Рано или поздно –
как аукнется, так и откликнется!
(18) На мою долю недавно выпало счастье
познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своем
отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по
душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни,
но и на сложные жизненные темы. (21) Он умеет вселить в них надежду и бодрость.
(22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому
не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной
бедой, оказывается не готовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает
он такое испытание. (24) Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность
жестоко мстят за себя. (25) Слепым страхом. (26) Одиночеством. (27) Запоздалым
раскаянием.
(28) Одно из самых важных человеческих чувств
– сочувствие. (29) И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет
действием. 30) Содействием. (31) К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя
он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32) Нет радиоприемника
более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если ее настроить на
волну высокой человечности.
Основные
проблемы:
1. Проблема воспитания сострадания. (Нужно
ли воспитывать в человеке способность к сочувствию?)
2. Проблема способности человека к сочувствию.
(Как влияет на жизнь человека способность сочувствовать и отсутствие у него
такой способности? Нужна ли человеку способность к состраданию?)
3. Проблема взаимосвязи сочувствия и активной
помощи человеку. (Какая связь существует между сочувствием и содействием?)
3. Этап закрепления и применения изученного.
Защита устных выступлений.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.