Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте
Игра как ведущая
деятельность в дошкольном возрасте
Детство должно быть прожито в играх, с легким отношением к собственным
и чужим ошибкам. Научиться быть счастливым - такова основная цель человеческого
детства. Научиться любить жизнь и мечтать. Действовать на встречу своей мечте -
вот основа счастливого будущего.
В жизни ребенка все очень серьезно. Дети очень чутко воспринимают
жизнь. Ребенок живет чувствами и познает мир эмоционально. Важно научить детей
понимать свои настроения, понимать себя и других, понимать не умом, а сердцем.
Не противопоставлять себя миру, другому человеку, не бояться ошибаться, а
научиться быть в ладу со всем что окружает и, прежде всего, с собой самим.
Часто у ребёнка создаётся впечатление, что ему только еще предстоит
стать Человеком: ведь он так часто слышит, что не умеет хорошо учиться и
работать, безответственный, «неумеха»... Дети растут в условиях, когда его на
каждом шагу оценивают. Это трудно, надо соответствовать огромному количеству
самых разных требований. И ребёнок может устать и начать не принимать жизнь, не
чувствовать радости.
Но, если ребёнок не может наслаждаться сегодняшним днём, то он сможет
потерять интерес к жизни, к развитию, так и не обрести цель. Он не проживет
детство и не сможет полноценно прожить молодость, зрелость, старость... Что
может быть страшнее уныния и неумения жить радостным настоящим?!
Как важно взрослым понять, что значит игра в жизни ребенка. С помощью
игры можно повлиять на внутренний мир малыша: научив его многим важным для
взрослой жизни вещам, освободить от существующих комплексов и страхов, да и
просто стать чуть ближе своему ребенку.
Когда ребенок встречает истинное
понимание и принятие своего естественного состояния игры - он преодолевает свои
внутренние конфликты, психологический дискомфорт, невротические состояния и
становится способен к личностному росту и развитию.
Игра - это волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка
читать считать, писать, а главное думать, рассуждать изобретать и доказывать
Игра это не только развитие, но и общение
с детьми. Дети особенно тянуться к людям, которых они любят. Для них
счастье, когда взрослые уделяют им внимание, играют с ними. Поэтому, играя с
детьми, мы выполняем сразу несколько функций: развитие, обучение общение и
просто делаем детей счастливее, а значит здоровее.
Развитие представляет собой не последовательность развития в отдельных
областях, а сложное взаимодействие между различными областями развития
человека и носит целостный, системный
характер, вследствие чего изменения в одной области влекут за собой перемены в
другой.
Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие
способностей имеет логическую
последовательность.
Этапы этой последовательности:
- восприятие учебного
материала,
- его осмысление, доведенное до понимания внутренних
связей и противоречий
- запоминание и сохранение в памяти,
- применение
усвоенного в практической деятельности.
Стремление приобщиться к миру взрослых в сочетании с
отсутствием необходимых в этом знаний и умений приводит к тому, что ребёнок
осваивает этот мир доступной для него игровой форме
Особого внимания заслуживают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дошкольники
воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности
взрослых. Хорошо смоделированная сюжетно- ролевая игра наиболее полно формирует
позитивно-направленную личность ребёнка в социуме, поэтому является важным
средством воспитания.
Содержание ролевых игр тесно связано с характером
отношений между играющими детьми. Необходимо также отметить, что разные игрушки
по-разному влияют на характер игры: наличие одних игрушек способствует игре
коллективной, наличие других, наоборот, стимулирует к индивидуальной игре. Так,
у мальчиков автомобиль и мяч оказывают наибольшее коллективизирующее влияние. У
девочек наибольшее коллективизирующее влияние имеет посуда (девочки в качестве
сюжетов игр выбирают главным образом бытовую деятельность своих матерей, а
мальчики более склонны воспроизводить мужскую профессию шофера).
Затевая игру, распределяя роли, дети относятся друг к
другу не как те или иные персонажи, а как товарищи. Но и в процессе игры, когда
отношения между детьми определяются взятыми ролями, они не перестают относиться
друг к другу как товарищи по игре, не теряют реального плана отношений друг с
другом.
Все сюжетно-ролевые игры можно
классифицировать по:
-
Содержанию (оно может быть разнообразным: в них
отражается быт семьи и детского сада,
труд людей разных
профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание);
-
По организации, и
количеству участников;
а)
индивидуальные;
б) групповые;
в) коллективные.
-
По виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети. По
мере того,
как у
детей воспитывается интерес к труду людей разных профессий, как ими
осознается
значение этого труда, изменяются мотивы выбора сюжета игры и
роли в
ней).
В зависимости от
количества элементов и типа связи между ними можно выделить следующие
структуры сюжетов игры:
1.
Сюжеты
(предпосылочные, "усечённые"), включающие в себя одного персонажа, одно
действие в одной предметной ситуации (шофёр едет на
машине,
мама варит кашу, и т.д.). Усложнённым вариантом этой структуры
будет сюжет, включающий не одно, а несколько действий 2-3 и более (мама
варит
кашу, моет посуду, накрывает на стол). Связь элементов в
этой
структуре
определяется одной предметной ситуацией.
2.
Сюжеты, включающие
в себя несколько персонажей с одинаковыми
видами
действий в одной предметной ситуации (два солдата маршируют, две
мамы
варят обед и т.д.). Усложнение этой структуры связано с увеличением
количества персонажей.
3. Сюжеты, включающие два
взаимодополнительных персонажей (мама-дочка,
врач-больной), взаимодействующих
в одной предметной ситуации. Усложнение
структуры достигается увеличением количества предметных ситуаций, а также
увеличением количества дополнительных ролей. Связь между отдельными
элементами сюжета задаётся как бы через функциональное
взаимодействие персонажей.
4. Сюжеты, где наряду с функциональным
взаимодействием персонажей (дети должны подчиняться требованиям воспитателя,
медсестра - требованиям врача и т.п.). Таким образам, объективная простота или
сложность игры может быть охарактеризована не только с точки зрения её тематического
содержания, но и через структуру сюжета
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.