Урок 80 ДРАМАТУРГИЯ 50–90-х годов. НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПЬЕС ВАМПИЛОВА
Урок
80
Драматургия 50–90-х годов.
Нравственная проблематика пьес Вампилова
Цели: дать обзор жизни и творчества Вампилова; раскрыть
своеобразие пьесы «Утиная охота»; развивать умение анализировать драматическое
произведение.
Ход урока
I. Вступительная
беседа.
– Когда так
говорят: «сон в руку», «вещий сон»?
– Бывают ли на самом деле
сны «вещими»?
«Дорогая Тася! –
обращается к жене отец Вампилова в ожидании его рождения… – я уверен, все будет
хорошо. И, вероятно, будет разбойник-сын, и боюсь, как бы он не был писателем,
так как во сне вижу писателей.
Первый раз, когда мы с
тобой собирались, в ночь выезда, я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым
искал дроби, и нашли…»
19 августа 1937 года:
«Молодец, Тася, все-таки родила сына. Как бы не оправдал второе… У меня,
знаешь, вещие сны».
Сны, действительно,
оказались вещими. Сын, четвертый ребенок в семье, вырос в писателя-драматурга
Александра Валентиновича Вампилова.
II. История
жизни Александра Вампилова (1937–1972).
Год рождения
Вампилова был годом
100-летия со дня
смерти Пушкина, в честь которого
он и был назван Александром. В этот год, несмотря на скромный быт большого
семейства, отец, Валентин Никитич, подписался
на полное собрание
сочинений любимого поэта: для
детей. А жители Кутулика, одного из самых отдаленных сибирских поселков,
надолго запомнили вечер в клубе, где директор школы, учитель литературы В. Н.
Вампилов, самозабвенно читал им стихи великого поэта.
Но в пророческих снах отца
было не только светлое. По народным приметам, круглое – дроби – к слезам: они
пролились в 1939 году, когда, репрессированный, Валентин Никитич погиб 40 лет
от роду.
…На руках Анастасии
Прокопьевны – четверо детей, старшему из которых было семь лет.
– Каким
остался сын в памяти матери? («…Каким он был, каким рос? – часто теперь
спрашивают меня близкие и совсем незнакомые люди из многих городов страны…)
– Проявился ли
в детстве драматургический талант, выделялся ли он среди своих сверстников в
отрочестве?
Драматургический,
наверное, нет: человеческий – да, хотя мне трудно говорить о
каких-то особенных чертах
его характера и
впечатлительной натуры.
Он не выделялся среди
остальных моих детей… Был спокойным и любознательным, любимцем братьев и сестры
– младший ведь! Любил книги, особенно сказки, которые читала и рассказывала ему
бабушка…
В школе
он ничем не выделялся среди своих товарищей, которых у него всегда было много.
Получал пятерки по литературе и не ладил с немецким языком. Увлекался сразу и
музыкой, и спортом, и драматическим кружком. Писал стихи:
Моей весны цветы давно
увяли.
Я перестал уже о них
жалеть,
Огнем своим они меня
сжигали,
И я решил: им больше не
гореть.
И я их забывал. Мои
старанья
Вернули в душу тишь и
благодать –
Приятно пережить любви
страданье.
И все ж страдания приятней
забывать.
Уходил в
туристические походы на несколько дней
или просто уезжал на лодке или велосипеде в соседнее
село с драмкружком или футбольной командой. Я иногда очень беспокоилась за эти
отлучки. Любовь к путешествиям по родной земле он сохранил до конца своей
короткой жизни».
Верной оказалась и его
любовь к родному краю: «После школы, помню, уезжал я без сожаления, рвался в
город…. Но, отдаляясь, не чаще ли я стал
возвращаться сюда в своих мыслях?» – читаем в очерке Вампилова «Прогулки
по Кутулику», написанном 30-летним человеком, за плечами которого уже был
Иркутский университет, поездки по России, Высшие литературные курсы в Москве.
А в очерке «Дом окнами в
поле» можно прочитать: «…Отсюда была видна дальняя Берестенниковская гора, по
ней, как струйка желтого дыма, поднималась к горизонту дорога. Её вид волновал
меня, как в детстве, когда эта дорога казалась мне бесконечной и обещала
множество чудес.
…Травы пахнут здесь
сильней, чем где-либо, и нигде я не видел дороги заманчивей этой вот, что по
дальней горе вьется среди берез и пашен.
…Мне попадались
стихотворные и прозаические высказывания о том, что землю можно любить всю
сразу от Карельского перешейка до Курильской гряды, все реки, леса, тундры,
города и деревни будто бы возможно любить одинаково. Тут, как мне кажется,
что-то не то…»
Конечно же,
двадцатилетний Александр Вампилов не знал, что начальные слова его первого,
опубликованного в 1958 году, рассказа «Стечение обстоятельств» станут для него
пророческими: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся
самыми драматическими моментами в жизни человека». В его жизни стечение
обстоятельств было трагическим: 17 августа 1972 года на Байкале лодка на полном
ходу натолкнулась на бревно-топляк и стала тонуть. Вода, остуженная недавним
штормом до пяти градусов, отяжелевшая куртка… Он почти доплыл… Но сердце не
выдержало за несколько метров до берега…
– Что дают нам
эти воспоминания, очерковые страницы для понимания истоков творчества,
духовного мира Александра Вампилова?
III. Анализ
пьесы Вампилова «Утиная охота».
1. За свою
короткую жизнь Вампилов стал автором пьес, которые привлекли внимание не только
читателей, но и театральных режиссеров: «Провинциальные анекдоты», «Прощание в
июне», «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске». Но судьба его
драматических произведений была не из легких: «Очень много времени и сил
уходило в те годы на то, что мы называем «пробиванием» его пьес на сцены
московских театров», – вспоминала Е. Якушкина.
– В чем же
особенность произведений Вампилова? Прочитайте статью в учебнике (с. 346–348) и
ответьте на этот вопрос.
2. Пьеса А. В.
Вампилова «Утиная охота» написана в 1968 готду и опубликована в 1970. Мотив
трагичен и одновременно снижен до фарса. Многие сцены спектакля автор предлагал
сопровождать траурным маршем, который вскоре преображался бы в легкомысленную
музыку.
Вникнем в сказанное об
«Утиной охоте» главным режиссером МХАТа О. Ефремовым: «У критиков не нашлось ни
одного слова, чтобы объяснить природу появления такого персонажа, как Зилов….
Странный и «безнравственный» герой «Утиной охоты», предложенный обществу для
осмысления, даже не был принят в расчет…
…Зилов – это боль
Вампилова, боль, рожденная угрозой нравственного опустошения, потери идеалов,
без которых жизнь человека совершенно обессмысливается».
«…Он был молод, но
удивительно хорошо знал людей и жизнь, которую наблюдал непрестанно,
сосредоточенно и серьезно. Точность своих наблюдений он точно выражал и в
характерах своих героев. Он писал только правду, настоящую правду жизни и
человеческих характеров.
…Но эта внимательность, серьезность
и строгость Вампилова-драматурга, его активное стремление раскрыть правду жизни
во всей её сложности и многообразии воспринималась некоторыми как «пессимизм»,
«акцентирование темных сторон жизни» и даже – «жестокость», – продолжает мысль
Е. Якушкина.
И это о пьесах, где в
каждой, как считает В. Распутин, открываются читателю и зрителю вечные истины:
«Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты,
человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что
уготовлено тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже и
противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и
фальшь, благо и порабощение… Тут нельзя не вспомнить Зилова, который, не имея
сил сопротивляться, позволил, чтобы первые названия перешли во вторые…»
– Так кто же
он, по-вашему, главный герой пьесы?
Оценки его
всегда были противоречивы, даже полярны. Одни критики отмечают в нем
даровитость, незаурядность, человеческое обаяние. Да, ему скучно жить, но он
способен возродиться. Что-то в нем оставляет надежду на обновление. Другие
считают, что перед нами человек падший, деградация его завершена. Все лучшее в
нем утрачено безвозвратно. Он не знает сыновних чувств, отцовской гордости,
уважения к женщине, дружеских привязанностей.
Зилов не доверяет людям,
не верит даже отцу, который зовет его попрощаться перед смертью: «От папаши.
Посмотрим, что старый дурак пишет. (Читает.) Ну-ну… О, боже мой. Опять он
умирает (Отвлекаясь от письма.) Обрати внимание, раз или два в году, как
правило, старик ложится помирать. Вот послушай. (Читает письмо.) «… на сей раз
конец – чует мое сердце. Приезжай, сынок, повидаться, и мать надо утешить, тем
паче, что не видела она тебя четыре года». Понимаешь, что делает? Разошлет
такие письма во все концы и лежит, собака, ждет. Полежит, полежит, потом,
глядишь – жив, здоров и водочку принимает».
Циничными объяснениями
чувств и поступков людей Зилов освобождает себя от необходимости воспринимать
жизнь всерьез. Но когда отец действительно умирает, потрясенный Зилов сломя
голову летит на его похороны, боясь не успеть. И все-таки задерживается у
Ирины, девушки, которую он встретил случайно и не случайно, как он думает,
полюбил. Зилов живет без ощущения долга перед другими и перед самим собой.
Вся пьеса Вампилова
построена как ситуация ожидания утиной охоты и воспоминаний Зилова, поясняющих
постепенно, отчего его жизнь пуста, способен ли он еще жить.
Противоречие в характере
героя задано уже авторской характеристикой: «Он довольно высок, крепкого сложения;
в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от
уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в
жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение
которых невозможно определить с первого взгляда». Драматург подсказывает театру
и читателю задачу, которую они должны решить на протяжении пьесы.
3. Кто
окружает главного героя?
Кушак, вполне уверенный в себе, в своем
начальственном кресле, вечно сомневается и на всех оглядывается вне работы.
«Холостяк» (по причине отъезда жены на курорт), он ищет «знакомств» и тщательно
маскирует это, как и любовь к выпивке (которую, по догадке Зилова,
удовлетворяет в одиночестве по ночам). Но, вероятно, больше всего волнует
Кушака его машина. О чем бы ни говорили, какой бы волнующей ни была ситуация,
Кушак время от времени подходит к окну, чтобы посмотреть, стоит ли на месте его
автомобиль.
Мещанство Валерии подчеркивается автором
прямолинейно. Прогуливаясь по новой квартире Зилова, Валерия постоянно
восклицает: «Красота!» «Из туалета слышится звук спускаемой воды, голос
Валерии: «Красота!» Вслед затем появляется Валерия: «Ну, поздравляю. Теперь у
вас будет нормальная жизнь. (Саяпину.) Толечка, если через полгода мы не въедем
в такую квартиру, я от тебя сбегу, я тебе клянусь!»
Ради желания получить
квартиру Валерия бросает Саяпину обвинение
в том, что он уступит начальнику жену «с удовольствием», как «другу
семейства». Зритель убежден в совершенном цинизме Саяпина, когда видит, как
«друг» Зилова, поверив в его близкую смерть, осматривает квартиру приятеля.
4. Зилову
около 30 лет, но от жизни, где ему все так легко достается, остается только
тяжесть, тысячелетняя усталость. От этой жизни и бездумного отношения к ней
Зилов становится «покойничком», как выражается Саяпин. В начале пьесы друзья
посылают Зилову траурный венок на его могилу, а кончается пьеса попыткой
реального самоубийства.
– Почему же
Зилов остался жить? И, действительно, живой ли он еще человек?
Зилов живой,
потому что в нем при
всех его грехах нет равнодушия. И
течение пьесы подчеркивает углубление конфликта героя с окружением. При всем
равнодушии, усталости, пошлости слов и поведения Зилов отличается от других
способностью хотеть чего-то бескорыстно, ни для чего, ни за чем. И ощущением
того, что возможна другая жизнь, чистая и высокая.
5. В чем
смысл названия произведения?
Каково значение финала пьесы?
Когда друзья,
пришедшие на новоселье, спрашивают Зилова, что он больше всего любит и что ему
подарить, он просит: «Подарите мне остров. Если вам не жалко». Потом
оказывается, что охотничье снаряжение, которое ему дарят, – самое желанное: «Утиная
охота – это вещь». Для Зилова утиная охота – тот же остров, куда он рад
уйти от опостылевшей ему жизни.
После скандала, получив ответную
шутку «друзей», объявивших о его смерти, Зилов хочет застрелиться. То, что
существует в умах приятелей как игра, может осуществиться на деле. И только
сопротивление крохоборству «воронов», которые, по его мнению, слетелись, чтобы
поделить квартиру, заставляет его взять себя в руки.
Зилов прогоняет всех
«спасателей». То ли слезы, то ли прояснившееся небо («К этому времени дождь за
окном прошел, синеет полоска неба, и крыша соседнего дома освещена неярким
предвечерним солнцем») помогли. Зилов возвращается к жизни и говорит по
телефону Диме: «Да, хочу на охоту… выезжаешь?..
Прекрасно… Я готов… Да, сейчас выхожу».
Станет ли
Зилов теперь жить
по-другому или все
вернется в прежнюю колею? Финал пьесы загадочен и заставляет нас своей
неопределенностью искать ответа в логике жизни, вернуться к началу и еще раз
все обдумать.
Думается, что общее
направление пьесы Вампилова оптимистично. И как ни робко предвечернее солнце,
освещающее конец пьесы, оно пробилось сквозь серое небо и дождливый день.
IV. Итог
урока.
– О чем
заставила задуматься пьеса Вампилова «Утиная охота» лично вас? Каково звучание
фразы Вампилова, запомнившейся его друзьям: «Писать надо о том, от чего не
спится по ночам…»?
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.