Урок 76 ЛИТЕРАТУРА 50–90-х годов. ПОЭЗИЯ, РАЗВИВАЮЩАЯСЯ В РУСЛЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ КЛАССИКИ. НИКОЛАЙ РУБЦОВ
Урок
76
Литература 50–90-х годов.
Поэзия, развивающаяся в русле традиций
русской классики. Николай Рубцов
Цели: определить основные темы и мотивы лирики Николая
Рубцова; проследить, как Русь, её природа и история, судьба народа и его
нравственные ценности отражены в поэзии Рубцова; отметить, как традиции русской
классической поэзии проявились в его стихах; продолжить развитие навыка анализа
поэтического текста.
Ход урока
Вечное
и прекрасное сливаются у Николая Рубцова в пленительно неповторимом образе
Родины: вечна красота отчизны и прекрасен дух народа, вынесенный из всех
потрясений его тысячелетней истории.
Василий Оботуров
I.
Вступительная беседа.
1. Как
понимаете слова, данные в эпиграфе сегодняшнего урока? В них определены
основные темы творчества этого поэта. Поиск своего места в жизни, поиск
спасительных вечных причалов – главный смысл духовного пути Рубцова.
Звучит
«Вальс» Г. Свиридова.
2.
Замечательный русский композитор ХХ века Георгий Васильевич Свиридов
(1915–1998), с какой-то трогательной нежностью относившийся и к «святой
простоте» зрелого Сергея Есенина, и к Николаю Рубцову, «ангелу Родины
незлобивой моей» (К. Фофанов),
с провидческой грустью сказал в прямой связи с сиротской судьбой этого
поэта, выделив исходную мысль: «Страшно увеличилось ощущение бездомности
русского человека. За последние годы». (Свиридов Г. В. Музыка как
судьба. – М., 2002).
Тень раннего сиротства,
жизни «в людях» без родного очага, без идеи Дома как целостного душевного
уклада коснулась многих писателей военного поколения. Разве не испытывал
чувства сиротства, бездомности Виктор Астафьев, ссыльнопоселенец в Игарке? А
безотцовщина Шукшина? Отчаяние на развалинах семьи и детдом восьмилетнего
Венедикта Ерофеева, создателя поэмы в прозе «Москва – Петушки»?
Вот и Николай Рубцов,
родившийся 3 января 1936 года в городке Емецке Архангельской области, пятый
ребёнок в семье, в шесть лет (в 1942 году) потерявший мать, а вслед за этим и
отца, погибшего на фронте, отданный в детдом, испытал горечь сиротства и
бездомности.
Поэт долго не имел
постоянной прописки, после детдома замелькали бесконечные общежитские
койки – во время работы на Кировском заводе, работы
на тральщике на
Балтике, учебы в
Литературном институте (с 1962
года).
Поэт Станислав Куняев
вспоминает, как в один из жарких дней 1962 года зашел в редакцию журнала
«Знамя» молодой человек с худым лицом, «на котором выделялись большой лоб и
глубоко запавшие глаза… Обут он был в дешевые сандалии. С первого взгляда видно
было, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках
смятый рулончик стихов.
– Здравствуйте! – сказал
он со стеснительным достоинством. – Я стихи хочу вам показать.
– Давайте ваши стихи!..
Куняев
начал читать:
Я запомнил, как диво,
Тот лесной хуторок,
Задремавший счастливо
Меж звериных дорог…
…Словно бы струя свежего
воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет…
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
– Как вас
зовут?
– Николай Михайлович
Рубцов».
С годами это
чувство одиночества, тоски по своему, родному человеку обрело почти трагическое
звучание. Наверное, поэтому так пронзительно звучит в поэзии Рубцова тема
Родины.
Один из
учащихся может подготовить сообщение о жизни Николая Рубцова.
II.
Особенности поэтического творчества Николая Рубцова.
1. Сергей
Чупринин в книге «Крупным планом. Поэзия наших дней» так писал о выходе на
«литературные подмостки» Николая Рубцова: «На поэтическую авансцену, сменяя
инженеров света и бетонщиков Евтушенко,
генеральных конструкторов и
дипломатов Рожденственского, архитекторов и мотогонщиков Вознесенского,
вышел добрый Филя Николая Рубцова,
что живет и
век жить будет
«в избе деревянной,
без претензий и льгот».
–
Познакомьтесь с этим стихотворением. (Раздать материал, подготовленный
ученик читает наизусть.)
Добрый Филя
Я запомнил, как диво,
Тот лесной хуторок,
Задремавший счастливо
Меж звериных дорог…
Там в избе деревянной,
Без претензий и льгот,
Так, без газа, без ванной,
Добрый Филя живет.
Филя любит скотину,
Ест любую еду,
Филя ходит в долину,
Филя дует в дуду!
Мир такой справедливый,
Даже нечего крыть…
– Филя! Что молчаливый?
– А о чем говорить?
1960
– Каковы ваши
впечатления от прочитанного?
О чем это
стихотворение?
А вот что
писал об этом стихотворении критик Ал. Михайлов в статье «Ритмы времени»:
«После одной из журнальных публикаций много говорили о его (Н. Рубцова)
стихотворении «Добрый Филя». В лексике стихотворения есть конкретные приметы
нашего быта и нашего времени, однако не только по форме, но и по духу своему
оно показалось патриархальным, старозаветным. Дремлющий лесной хуторок,
затерявшийся «меж звериных дорог», деревянная изба, «добрый Филя»… Все как в
сказке…
Ан нет, не сказка это.
Такая скрытая боль за виноватой улыбкой, такая жалость к человеку, обойденному
вниманием и любовью людской, что даже жутковато становится…
Одиночество на миру,
наверное, самое тяжелое и невыносимое одиночество. Горькая участь его выпадает
порою и добрым людям – не об этом ли хочет сказать Рубцов в стихотворении
«Добрый Филя», не на это ли хочет обратить внимание?.. Да, стихотворение по
строю своему как-то отдалено во времени от нас, не вписывается в атмосферу
сегодняшнего дня. Но, может быть, это и пробуждает особый интерес к загадочному
характеру «доброго Фили», может быть, эта старозаветность его и оттеняет всю
неестественность такого отчуждения человека от общества?»
–
Разделяете ли вы
мнение критика, что при чтении
«Доброго Фили» Н. Рубцова «даже жутковато становится»? Дают ли воссозданные в
стихотворении детали и его тональность основания для такого мнения?
1. Каждое
стихотворение Н. Рубцова – искренний разговор с читателем, настоящая исповедь.
Так, стихотворение «Далекое» – это воспоминания о юности, которыми поэт тоже
делится с нами. Внешне стихотворение выглядит скромно и простодушно. В нем нет
ослепительной праздничности и бурного драматизма, необычных поэтических
образов. Оно звучит как нежная и глубокая мелодия.
Стихотворение
Рубцова открывается картиной сурового края, в котором затерян дом детства:
Где вьюга полночным
набегом
Поля заметает кругом,
Стоял запорошенный снегом
Бревенчатый низенький дом.
Я помню, как звезды
светили,
Скрипел за окошком плетень
И стаями волки бродили
Ночами вблизи деревень.
Движение в
этой картине тревожно (набег вьюги, стаи волков), но дом, несмотря на свою
«малость», стоит крепко. Как будто вьюга все готова запорошить, и «скрипит под
окошком плетень», но «звезды светили». Так в начале стихотворения
движение наделено разрушительной силой, а покой – постоянством
и прочностью.
Средняя
строфа стихотворения – перелом в его течении, напев прервался, тревожно
зазвучали восклицания:
Как все это кончилось
быстро!
Как странно ушло навсегда!
Как шумно – с надеждой и
свистом –
Промчались мои поезда!
Поэт весь
отдался стихии движения, шума – «с надеждой и свистом» мчащимся поездам,
мчащимся в другой мир – мир цивилизации, городской, современной. И кажется,
будто все, что окружало в детстве, «кончилось быстро», «странно ушло навсегда».
Но
«далекое» не прошло совсем бесследно, оно оказывается не стертым жизнью, а, в
сущности, близким. И возвращается напев первых строф, и повторяются образы. Но
теперь они несколько иные и по-другому увидены. В первых строфах поэт из окошка
дома видит мир, прекрасный и одновременно пугающий. В последних строфах
деревенский мир увиден извне, как бы сверху («над крышами хат»), и манит, как
таинственно мерцающие звезды:
И все же, глаза закрывая,
Я вижу: над крышами хат,
В морозном тумане мерцая,
Таинственно звезды дрожат.
А вьюга полночным набегом
Поля заметает кругом,
И, весь запорошенный
снегом,
Стоит у околицы дом.
Раньше «звезды
светили», теперь они, «в морозном тумане мерцая, таинственно… дрожат». Звезды
стали дальше, но притягательнее. И ощущение дикости, глуши исчезло. Не стаи
волков, а крыши хат окружают дом. И стоит он у околицы, роднясь с природой.
Поэт сохраняет верность
себе, детству. Это притяжение к вечному: природе, народу, Родине – спасает
поэта от беспамятства, затерянности в шуме поездов, которые промчались «с
надеждой и свистом». Это странное соединение слов, как будто несовместимых, –
привилегия поэзии.
Перевести поэтический
образ на язык обыденных понятий трудно. Ведь образ многозначен. И в этом
выражении «с надеждой и свистом» есть и безудержный полет юности,
стремительный, порывистый, дерзкий, есть и насмешка над её неопытностью, есть и
опасение, что этот резкий свист тоже разрушителен. По Рубцову, есть бури в
природе (набег вьюги), есть порывы в
человеческой судьбе («мои поезда»), и они зовут из дома в большой
мир. Но не дано им, этим стихиям движения, разрушить родной приют, гнездо,
спокойную и ничем не отменяемую красоту мерцающих звезд. И может быть, в этом у
Рубцова – светлая надежда на гармонию бытия.
Так в стихотворении Н.
Рубцова «Далекое» мы встретились с темой суда человека над самим собой и
собственной судьбой.
2. Опыт анализа стихотворения
Н. Рубцова «В горнице». (Можно прослушать аудиозапись этой песни на слова Рубцова
или чтение наизусть заранее подготовленного ученика.)
В горнице моей светло,
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…
Звезда,
«звезда полей», свет – центральные образы поэзии Рубцова («И меж берез, домов,
поленниц / Горит, струясь, небесный свет!»). Это секрет «легкой светописи» всей
поэзии Рубцова – светлые души и мгновения всегда с ним. Они все ближе и ближе…
«В душевном порыве, в красках его поэзии, – писал о Рубцове Г. Свиридов в своем
дневнике, – в итоге побеждает именно неземной свет», сберегающий связь времен,
отгоняющий все беззвездные кошмары, способные оцепенить природу и народ.
«Слово «свет» и другие
слова этого корня… встречаются в стихах Николая Рубцова более ста раз, – писал
В. Кожинов… Свет в поэзии Николая Рубцова – это душа мира и в то же время
истинное содержание человеческой души, «святое» в ней».
–
Стихотворение насыщено символами,
придающими глубокое идейное содержание произведению. Найдите их и
попробуйте объяснить их значение.
В горницу, освещенную даже
не светом луны, что вполне возможно, а невероятным светом звезды, явилась
молчаливая мать, названная нежно «матушка». Не частица ль это страдающей
сиротской души поэта?
Неожиданно возникает
ведро, внесенное в горницу, полное живой воды (полное ведро – к счастью).
Скорее всего, это – тема какой-то жгучей жажды душевной, чувства неисполненного
долга.
Две
последующие строфы стихотворения о неполитых, увядших цветах «в садике моем», о
лодке забытой, догнивающей на речной мели, наконец, обещание:
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе, –
все это выражение глубокой
душевной драмы. По содержанию стихотворение очень похоже на сон.
– Вспомните значение сна в
художественной литературе. с
какой целью чаще всего вводит сон в свое повествование писатель? В сновидении
утоплены боли и обиды, здесь поэт спасает свое «я».
Анализ
черновых вариантов этого исповедального стихотворения, в котором безмолвная
тень матери всколыхнула душу, а ночная звезда ярко осветила вечное
обязательство взращивать цветок, знак благодарности матери, любви («буду
поливать цветы»), позволяет создать множество дополнительных версий понимания.
И его, и всей лирики поэта, тоже его «горницы». Да, это сон, а свет звезды –
это небесный свет, замерцавший в душе… В черновиках остались две чудесные строфы,
к сожалению, вычеркнутые, явно расширяющие «Горницу»:
Сколько же в моей дали
Радостей прошло и бед?
Словно бы при мне прошли
Тысячи
безвестных лет.
Словно бы я слышу звон
Вымерших пасхальных сел…
Сон, сон, сон
Тихо затуманит все…
III. Итог
урока.
При жизни Николай Рубцов
выпустил всего четыре небольшие книги лирики: «Лирика» (1965), «Звезда полей»
(1967), «Душа хранит» (1969) и «Сосен
шум» (1970). Он
наспех вписался в
среду так называемых «деревенщиков», заступившихся за «неперспективную»,
как говорили тогда, деревню:
Ах, город село таранит,
Ах, что-то пойдет на слом!
Меня все терзают грани
Меж городом и селом.
Но его
деревенская хата – малая модель вселенной! Его деревня – любимая Россия! В его
стихах – жгучая связь с Родиной. Если художественное произведение – это дом из
слов, в котором можно жить всем, то горница Николая Рубцова – именно
спасительный очаг для всех, спасительный огонек над Россией.
В
стихотворении Рубцова о духовном подвиге основателя монастыря и живописца
Дионисия как пророчество отражено и значение его поэзии для русской литературы:
И однажды возникли из
грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как
березы,
Диво
дивное в русской глуши!
И небесно-земной Дионисий,
Из соседних явившись
земель,
Это дивное диво возвысил
До
черты, недоступной досель.
Неподвижно стояли деревья,
И ромашки белели во мгле,
И казалась мне эта деревня
Чем-то
самым святым на земле.
– Какой след в вашей душе
оставили стихи Николая Рубцова?
А вот какие
строки посвятил памяти поэта в одноименном стихотворении Станислав Куняев.
Он был поэт
Как критики твердят,
Его стихи лучились добрым
светом,
Но тот, кто проникал в
тяжелый взгляд,
Тот мог по праву
Усомниться в этом.
В его натуре открывалась
мне
Печаль по бесконечному
раздолью,
По безнадежно брошенной
земле,
Ну, словом, всё,
Что мы зовем любовью.
Домашнее
задание.
Проследите,
как отражены традиции русской классической поэзии в творчестве Рубцова.
Прочитайте статью в учебнике «Изменчивость неизменного» (с. 343–348) и ответьте
на вопросы 1, 2:
1. Какой смысл
вы вкладываете в понятие «традиция»? Предполагает ли оно для вас подражание,
заимствование?
2. Почему
именно тютчевская традиция оказалась столь важной и продуктивной для русских
поэтов второй половины ХХ века?
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.