Уроки 61–62 ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО МАРИНЫ ИВАНОВНЫ ЦВЕТАЕВОЙ. УНИКАЛЬНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКОГО ГОЛОСА
Уроки
61–62
Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой.
Уникальность поэтического голоса
Цели: рассмотреть разнообразие тематики поэзии Цветаевой,
отметив важность темы Родины и темы творчества в стихах поэта; углубить понятия
стихотворного лирического цикла и лирического героя; развивать навыки анализа
поэтического текста.
Ход уроков
Стихи – есть бытие.
М. Цветаева
I.
Вступительное слово.
Среди
блистательных имен поэтов Серебряного века наряду с именем Анны Ахматовой яркой
звездой горит и имя Марины Цветаевой. Эти женщины по силе своего дарования ни в
чем не уступали поэтам-мужчинам.
Предельная искренность,
отношение к творчеству как «к священному ремеслу», теснейшая связь с родной
землей, её историей, культурой, виртуозное владение словом позволило ей встать
в один ряд с крупнейшими лириками ХХ века.
Тягчайшие испытания
уготовила ей судьба: стремительный взлет к вершинам поэзии, обожание, поклонение
сменились жестоким, унизительным, нищенским существованием после октября 1917 года (отсутствие
собственного угла, постоянная тревога за судьбу своих близких и друзей,
сплетни, травля, невозможность печататься…). Единственное, что спасало, –
творчество, осознание своего избранничества. «Ни на какое другое дела своего не
променяла бы», – признавалась М. И. Цветаева.
Живя в грозное время,
невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни поэтесса
видела смысл своего существования в служении поэзии. Бытие, произраставшее из
упорного подвижнического труда, побеждало быт. «Стихи – есть бытие», – так
утверждала Марина Цветаева. И можно добавить: «Её бытие – в стихах».
Сегодня на уроке мы вместе
перелистаем страницы творчества этого поэта и проследим, как в стихах
отразилась судьба.
II. Лекция
учителя о жизни Марины Цветаевой (заранее подготовленные учащиеся в роли
ассистентов).
1. Учитель. Начать рассказ о жизни поэтессы
предоставим самой Цветаевой, послушайте строки из автобиографии:
Ученик. Марина Ивановна Цветаева. Родилась
26 сентября (по старому стилю) 1892 года в Москве.
Отец – сын священника,
европейский филолог, доктор Болонского университета, профессор истории искусств
сначала в Киевском, затем в Московском университете, директор Румянцевского
музея, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель первого в России Музея
изящных искусств (Москва). Герой труда. Умер в Москве, вскоре после открытия
музея. Личное состояние (скромное, потому что всегда помогал нуждающимся)
оставил на школу в Талицах. Библиотеку, огромную, трудноприобретенную, не изъяв
ни одного тома, отдал в Румянцевский музей… Мать – польской княжеской крови,
ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке. Умерла рано. Стихи от неё,
библиотеку (свою и дедовскую) тоже отдала в музей. Так от нас, Цветаевых,
Москве три библиотеки. Отдала бы и свою, если бы за годы революции не пришлось
продать.
…Стихи пишу с 6 лет.
Печатаю с 16. Писала и французские, и немецкие. Литературных влияний не знаю,
знаю человеческие…
Любимые вещи в мире:
музыка, природа, стихи, одиночество.
Полное равнодушие к
общественности, театру, зрительности. Чувство собственности ограничивается
детьми и тетрадями».
Учитель. Нельзя говорить о
Цветаевой, не вспоминая о её главной страсти – любви к книгам. Это первая и
пожизненная любовь.
Вот что писала об этой
страсти лучший исследователь жизни и творчества поэтессы Анна Саакянц: «Простое
и хотя бы приблизительное перечисление того, что прочла Цветаева к 18 годам,
показалось бы неправдоподобным по количеству и разнообразию. Пушкин, Лермонтов,
Жуковский, Лев Толстой… Немецкие и французские романтики, Гюго, Ламартин,
Ницше, Жан-Поль Рихтер. Романы Чарской и пьесы Ростана, Гейне, Гете, книги,
связанные с Наполеоном… Впрочем, лучше остановиться…»
Ученик. Интересны воспоминания о
Цветаевой её одноклассницы.
«Это была
ученица совсем особого
склада. Не шла
к ней ни гимназическая
форма, ни тесная школьная парта… Из её внешнего облика мне особенно запечатлелся
нежный, «жемчужный», цвет
её лица, взгляд близоруких глаз с золотистым отблеском
сквозь прищуренные ресницы. Короткие русые волосы мягко ложатся вокруг головы и
округлых щек. Но, пожалуй, самым характерным для неё были движения, походка –
легкая, неслышная. Она как-то внезапно, вдруг, появится перед вами, скажет
несколько слов и снова исчезнет, а потом смотришь, вот она снова сидит на
последней парте и, склонив голову, читает книгу. Она неизменно что-то читала
или писала на уроках, явно безразличная к тому, что происходит в классе».
Учитель. Когда Марина Цветаева отдала в
печать свою первую книгу «Вечерний альбом», ей только что исполнилось 18 лет.
Любовь заполняет эту книгу: любовь к маме, любимой сестре, к жизни, такой
прекрасной и безоблачной (как недолго будет это длиться!).
Ученик читает стихотворение
Цветаевой на фоне музыки:
В старом вальсе
штраусовском впервые
Мы услышали твой тихий
зов.
С той поры нам чужды все
живые
И
отраден беглый бой часов.
Мы, как ты, приветствуем
закаты,
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы
богаты,
Нам тобою
вложено в сердца.
…Все бледней лазурный
остров – детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно, грусть оставила в
наследство
Ты, о мама, девочкам
своим!
Учитель. 5 мая 1911 года, приехав в
Коктебель в гости к Волошину, Цветаева встретила Сергея Эфрона. Это была любовь
с первого же дня – и на всю жизнь.
Вдумайтесь:
– Марина и Сережа родились
в один день, 26 сентября, Марина была годом старше.
– 16 октября 1941 года
расстреляли Сергея.
– 31 августа 1941 года
покончила с собой Марина.
Если кто-то скажет, что это
– случай, совпадение – ошибется. Это судьба. Горькая!
2. «Поэтическая зарисовка».
Девушка. «Сергей – имя тонкое, но
несколько хрупкое, без стержня, и Сергею требуется какая-то парность…» (П.
Флоренский).
Юноша. Ему было семнадцать, ей –
восемнадцать. Он подарил ей на коктебельском берегу сердоликовую бусину…
Биограф. Письма, которые они писали друг
другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно, как образцы эпистолярного
жанра. Это – потрясение, это невозможный накал страстей, обжигающий и сегодня.
Юноша. Сергей – Марине: «Я живу верой в
нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду
требовать – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы…
Берегите себя,
заклинаю Вас… Храни Вас Бог. Ваш С.»
Девушка. Марина – Сергею: «Мой
Сереженька!.. Не знаю, с чего начинать: то, чем и кончу: моя любовь к Вам…»
Биограф. Вот так, на «Вы», они были всю
жизнь. Сквозь войны, чужие кухни, нищий быт, в лохмотьях – но на «Вы»! В этом
«Вы» была не отчужденность, а гордость суверенностью ближнего, уважение к его
сложности.
Девушка. Я с вызовом ношу его кольцо!
Да, в вечности жена, не на
бумаге! –
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно
шпаге…
В его лице я рыцарству
верна,
Всем вам, кто жил и умирал
без страху! –
Такие – в роковые времена
–
Слагают стансы – и идут на
плаху.
Юноша. Разве это
не поэтическое предвидение,
не роковое пророчество
гениального поэта и
любящей женщины? Судьба,
господа, судьба…
Биограф. 27 января в Москве состоялось
венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В феврале почти одновременно вышли в
свет их книги «Волшебный фонарь» и «Детство». На титульном листе обозначено:
«Книгоиздательство «Оле-Лукойе», Москва, 1912 год. Шутка двух юных умов…»
Учитель. Гражданская война разрушила
семейное счастье Цветаевой. Её муж вместе с Белой армией эмигрировал, она
осталась одна с двумя дочерьми. Вспоминала, как «добывала» мороженую картошку:
«Картошка на полу: заняла три коридора… Брать нужно руками… Не оттаявшая
слиплась в чудовищные гроздья. Я без ножа. И вот, отчаявшись (рук не чувствую)
– какую попало: раздавленную, мороженую, оттаявшую… Мешок уже не вмещает. Руки,
окончательно окоченев, не завязывают. Пользуясь темнотой, начинаю плакать,
причем тут же и прекращаю… Взваливая, тащу».
В феврале
20-го года умерла
от голода младшая
дочь Цветаевой. Как писала сама
поэтесса: «Старшую у тьмы выхватывая, младшей не уберегла».
В страшное время Цветаева
находила силы помогать другим. Поэт Константин Бальмонт вспоминал: «В голодные
дни Марина, если у нее было шесть картофелин, приносила мне три. Когда я тяжко
захворал из-за невозможности достать крепкую обувь, она откуда-то раздобыла
несколько щепоток настоящего чаю…»
В 1922 году Марина
Цветаева с дочерью уехали в Берлин, где после долгой разлуки встретила мужа.
Позже семья переехала в Чехию, где родился сын Георгий. Потом были долгие
метания по Франции. Об этом времени так вспоминала её дочь Ариадна Эфрон.
Ученик. …По всем своим городам и
пригородам (не об оставленной России говорю) Марина прошла инкогнито,
твеновским нищим принцем, не узнанная и не признанная ни Берлином, ни Прагой,
ни Парижем (у кого она в моде сейчас…).
Если бы она была (а не
слыла!) эмигранткой, то как-нибудь, авось да небось, притулилась бы на чужбине
среди «своих».
Если бы она была просто
женой своего мужа и матерью своих детей, то не все ли равно, в конце концов, –
где, лишь бы вместе?
Если бы
она была «поэтом-трансплантантом», как иные прочие, то богемные кафе богемных
кварталов послужили бы ей убежищем…
Если бы она не была собой!
Но собой она была всегда!
Появляются
Девушка и Юноша, они как будто не видят друг друга и разговаривают будто бы
сами с собой, то есть – мысли вслух. Звучит отрывок из «Поэмы экстаза»
Скрябина.
Девушка. «Я здесь никому не нужна. Есть –
знакомые. Но какой это холод, какая условность, какое висение на ниточке и
цепляние за соломинку. Какая нечеловечность… Все меня выталкивает в Россию, в
которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна».
Юноша. «Я подал прошение о советском
гражданстве. Мне необходима поддержка моего ходатайства в ЦИКе… Я в течение
пяти лет открыто и печатно высказывал свои взгляды, и это дает мне право так же
открыто просить и гражданство…»
Девушка. «…Там я невозможна…»
Юноша. «…Подал прошение о советском
гражданстве».
Девушка. «…Все выталкивает в Россию».
Юноша. «…Необходима поддержка моего
ходатайства…»
Биограф. В
1939 году семья
Марины Цветаевой возвращается
в Россию. Два года стали расплатой – за что? – непохожесть,
нетерпимость? Неумение приспосабливаться к чему бы то ни было? За право быть
самой собой?
Девушка. С
фонарем обшарьте
Весь подлунный свет!
Той страны на карте
Нет, в пространстве – нет!
Выпита как с блюдца, –
Донышко блестит!
Можно ли вернуться
В дом, который срыт?
Биограф. Без мужа и дочери, без жилья и
друзей, без «надобы в себе» и абсолютно без всяких надежд… Следующий документ
обличает всех убийц на свете: «В совет Литфонда.
Прошу принять меня на
работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. М. Цветаева».
Не приняли.
Город Елабуга
– последнее земное
пристанище неукротимой души поэта.
Девушка. «Мурлыга! Прости меня, но дальше
было бы хуже… Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если
увидишь – что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик».
Юноша. Мур не смог ничего передать.
Аля отбывала срок, Сергей Яковлевич будет скоро расстрелян, сам же Георгий
Эфрон погибнет на фронте.
Учитель. Перед вами
– одно из
ранних стихотворений Цветаевой (раздаточный материал). Чем
стали они сегодня?
3. Анализ и выразительное чтение стихотворения.
Моим стихам, написанным
так рано,
Что и не знала я, что я –
поэт,
Сорвавшимся, как брызги из
фонтана,
Как
искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие
черти,
В святилище, где сон и
фимиам,
Моим стихам о юности и
смерти –
нечитанным
стихам! –
Разбросанным в пыли по
магазинам
(где их никто не брал и не
берет!),
Моим стихам, как
драгоценным винам,
Настанет свой черед.
III. Тема
Родины в творчестве Цветаевой.
Учитель. Испытавшая страдания и
потери в России, отторгнутая от родины, Цветаева всегда оставалась русским
поэтом. Поэтому тема Родины – центральная в её творчестве.
Работа с
учебником (в группах): с. 77–79, 84–85. Составить план ответа по теме «Родина в
творчестве Марины Ивановны Цветаевой». Подобрать стихи к тезисам, записанным в
тетради.
В конце урока
обсуждаются выполненные работы.
Домашнее
задание.
Подготовиться к
контрольной работе по
творчеству А. Ахматовой и М.
Цветаевой.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.