Урок 60 ТРАГИЧЕСКОЕ ЗВУЧАНИЕ «РЕКВИЕМА» А. АХМАТОВОЙ
Урок
60
Трагическое звучание «Реквиема» А. Ахматовой
Цели: познакомить с особенностями жанра и композиции поэмы
«Реквием»; расширить представление о поэме как жанре литературы; определить
роль художественных средств в поэме; развивать навыки анализа поэтического
текста.
Ход урока
Я вижу все,
Я все запоминаю.
А. Ахматова
I. Проверка
домашнего задания.
1. Чтение наизусть и анализ стихов Ахматовой
из предложенного списка (см. предыдущее домашнее задание).
2. Обобщение по вопросам:
– С помощью
каких поэтических средств воссоздается внутренний мир героини стихов Ахматовой?
(вопрос 2, с. 184.)
– Как проявляются в стихах
Ахматовой традиции русской поэтической классики? (Вопрос 6, с. 184.)
– Чем привлекла и что
открыла вам поэзия Ахматовой?
II. Поэмы
А. Ахматовой.
1. Повторение теории литературы.
– В чем
особенности поэмы как жанра литературы?
– Каков лирический герой
поэмы?
– Чем отличается
эмоциональный настрой поэмы от произведений других поэтических жанров?
2. Индивидуальное сообщение учащихся.
«Поэма без
героя» Ахматовой (на основе прочитанного текста и материала учебника под ред.
Журавлева, с. 182–184).
III. Эпоха
и человек в поэме Ахматовой «Реквием».
1. Слово учителя.
Ахматову не миновали прокатывающиеся по
стране волны сталинских репрессий: в 1935 году был арестован ее единственный
сын Лев Николаевич Гумилев. Вскоре освобожденный, он еще дважды подвергался
аресту, тюремному заключению и ссылке.
Переживаемую ею
трагедию Ахматова разделяла
со всем народом. И это – не метафора: много часов
провела она в страшной очереди, что вытягивалась вдоль мрачных стен старой
петербургской тюрьмы «Кресты». И когда одна из тех, кто стоял там рядом с нею,
едва слышно спросила: «А это вы можете описать?», Ахматова ответила: «Могу».
Так рождались стихотворения, вместе составившие «Реквием» – поэму, которая стала
данью скорбной памяти о всех невинно загубленных в годы сталинского произвола.
Завершенная в предвоенном
1940 году, поэма была опубликована много лет спустя после смерти ее автора, в
1987 году, и прочитывается оно как заключительное обвинение по делу о страшных
злодеяниях кровавой эпохи. Но предъявляет эти обвинения не поэт, а время, и не
возмездия взыскивает Ахматова – она апеллирует к истории, в которой
закрепляется память человечества.
Спустя
два десятилетия после завершения поэмы, в 1961 году, ей был предпослан эпиграф,
в котором позиция Ахматовой в жизни и в поэзии получила итоговую –
поразительную по суровой строгости и выразительному лаконизму – характеристику:
Нет, и не под чуждым
небосводом,
И не
под защитой чуждых крыл, –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к
несчастью был.
– В эпиграфе
слова «чуждый» и «мой народ» повторяются. В чем
смысл усиливаемого таким повтором противопоставления?
– В поэме черты
обобщенного человеческого портрета становятся чертами облика эпохи. Подтвердите
это, обратившись к эпилогу.
2. Работа с текстом. Чтение и анализ
произведения.
Примерные вопросы при анализе
1. Реквием – заупокойная
католическая месса, оплакивание погибших. Почему Ахматова дала своему
произведению такое название? В чем его смысл?
2. Какие моменты истории
легли в основу произведения? Как в поэме семейная беда (в 30-е годы были
арестованы и осуждены муж Ахматовой, профессор Всероссийской Академии художеств
Н. Пунин и ее сын Л. Гумилев) перерастает в народную драму?
3. На какие части делится
«Реквием», как его композиция отражает смысловую многомерность и глубину
текста?
4. Каков смысл эпиграфа
(1961) и предисловия (1957) к поэме, написанной в 1935–1940 годах?
5. Как поэтесса объясняет
выбор темы?
6. Почему «надежда все
поет вдали» среди «осатанелых лет»?
7.
Какие картины возникают, когда вы читаете строки:
Звезды смерти стояли над
нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных
Марусь.
8. Как борются
в поэме желание смерти и воля к жизни? В каких контрастных образах запечатлен
этот поединок?
9. Как Ахматова проводит
границу между прежней жизнью и безумием, охватившим страну?
10. Почему образом
распятия заканчивается поэма?
11. В чем смысл эпилога?
12. Почему Ахматова
просит поставить ей памятник «…здесь, где стояла я триста часов // И где для
меня не открыли засов»?
13. Какой
представляется вам лирическая героиня «Реквиема»?
14. Какими приемами
достигает Ахматова общечеловеческого звучания своей темы?
3. Самостоятельная работа.
а) Класс разбить
на группы в
соответствии с количеством
частей в поэме.
б) Исследование. Какие
средства художественной выразительности помогают раскрыть идею «Реквиема»?
в) Слушание и обсуждение
получившихся работ.
IV. Итог
урока и обобщение.
– Какие
впечатления остались после прочтения поэмы Ахматовой?
– Какова роль средств
художественной выразительности в данном произведении?
Учитель. Памятником страшной эпохе стал
«Реквием», посвященный самым «проклятым датам» массовых убийств, когда вся
страна превратилась в единую очередь в тюрьму, когда каждая личная трагедия
сливалась с национальной.
Ахматова не жертва, а
страдающий участник и строгий судья истории.
Голос
Ахматовой стал голосом всего русского народа, голосом его совести, его веры,
его правды. Всей своей жизненной и творческой судьбой поэтесса оправдала
произнесенные еще в 1922 году слова:
Я – голос ваш, жар вашего
дыханья,
Я – отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны
трепетанья, –
Ведь все равно я с вами до
конца.
(«Многим».)
Домашнее
задание (может быть выполнено в группе).
Придумать и
оформить обложку книги с поэмой Ахматовой «Реквием». Подготовиться к защите
своего проекта обложки.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.