Урок 43 МАЯКОВСКИЙ И РЕВОЛЮЦИЯ. ВЫРАЖЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПЕРИОДА 1917–1921 гг.
Урок 43
Маяковский и революция.
Выражение авторской позиции
в произведениях периода 1917–1921 гг.
Цели: дать понятие об
отношении Маяковского к революции, научить определять авторскую позицию в
поэтическом тексте; развивать навыки анализа поэтического текста.
На доске
записать цитаты, которые зададут тон дискуссии: «Его место в революции, внешне
столь логичное, внутренне столь принужденное и пустое, навсегда останется для
меня загадкой» (Б. Пастернак). «А я скажу, что без Маяковского русская
революция бы сильно потеряла, так же как сам Маяковский – без Революции» (М.
Цветаева).
Ход урока
I. Слово учителя.
Произведения Маяковского периода 1917–1921 годов, как пожаром, охвачены
победительным пафосом отрицания. Поэт лихорадочно заклинает с угрожающей
воинственностью и самоуверенностью: «Мы разливом второго потопа / перемоем
миров города»; «Только тот коммунист истый, кто мосты к отступлению сжег»;
«Стодюймовками глоток старье расстреливай!»; «Жаром, жженьем, железом, / светом
жарь, / жги, / режь, рушь!». Это ведущий пафос более ранних произведений:
«Нашего марша», «Радоваться рано», «Левого марша», двух «Приказов по армии
искусств», «150 000 000», отчасти «Мистерии-буфф». Вечное
бесповоротно превращается в прошлое и в упор расстреливается из оружия новых
видов, ибо для Маяковского «революции нет без насилия». Обложив мир сплошным
«Долой!», любого сомневающегося в необходимости революционного давления
Маяковский обзывает обывателем, а «демократизмы, гуманизмы» откровенно
зачисляет в разряд самых ядовитых противников пролетариата и подтверждает свои
убеждения решимостью на примере в буквальном смысле самом кровном и
убийственном:
А мы –
не Корнеля с каким-то Расином –
отца, –
предложи на старье меняться, –
мы
и его
обольем керосином
и в улицы пустим –
для иллюминаций.
Разумеется, все это далеко от традиций русской литературы,
которые разрушаются на наших глазах.
Даже в «Оде революции» «твоих шестидюймовок тупорылые боровы / взрывают
тысячелетие Кремля». Но не зря все-таки ведущие у поэта в это время жанры –
марш, мистерия, ода и еще – плакат. Логика революции, по Маяковскому, исключает
серединность. Отсюда – контрастная плакатная палитра, восторженное вознесение
сопровождается и усиливается сатирой и руганью.
Поэтическое в какой-то
мере измеряется причастностью
к партийности, творец слов
уподобляется пролетарию, хотя бы и солнцеподобному (стихотворения «Владимир
Ильич!», «Поэт и рабочий», «Необычайное приключение...»). Свергнув с престола
Царя небесного, Маяковский назначает Богом человека, но не любого, разумеется,
а человека новой, особой породы («Товарищи, мы, большевики, – люди особого склада.
Мы особого закала» –
такими словами Сталин
открывал свою речь «На смерть
Ленина»).
Эволюцию темы революции можно проследить на примере
стихов 1917–1920-х годов.
II. Литературная дискуссия (работа идет в группах).
1. Домашняя подготовка:
1-я группа
представляет произведения, в которых Маяковский приветствует революцию («Моя
революция», «Ода революции», «Левый марш»).
2-я группа –
поэзию 20-х годов, в которой отражено стремление автора увидеть ростки будущего
(поэмы «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо»).
Основной вопрос
для обсуждения: как расценивать произошедшие
перемены? Есть ли
логика в развитии
художника? Или сдвиг необъясним?
2. Слово учителя.
Литературоведы советского периода рьяно противопоставляли двух Маяковских
с безусловным предпочтением более позднего. Теперь знаки автоматически
поменялись. Но ведь обнаруживается и преемственность, уже давно
подмеченная писателями и
критиками русского зарубежья: М. Осоргиным, Н. Оцупом и особенно
М. Слонимом.
Лирический герой ранних произведений отделяет себя от
массы, даже от семьи:
Исчезни, дом,
Родимое место!
Прощайте! –
Отбросил
ступеней последок.
Какое тому поможет семейство?!
Любовь цыплячья!
Любвишка
наседок!
Революция воспринимается Маяковским как преображение мира в космическом
масштабе, как перестройка самых основ жизни, поворот в историческом пути
человечества:
Мы разливом второго потопа
Перемоем миров города.
«Наш
марш»
Довольно жить законом,
Данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним...
«Левый
марш»
Поэт связывал свои надежды на переделку мира, но ни на
минуту не прекращается и борьба лирического героя с самим собой.
Вроде бы пропасть отделяет индивидуалиста, страдающего в безысходном
трагическом одиночестве, от автора анонимных «150 000 000», который
стремился к слиянию с массами. Но, оказывается, истоки этого явления в
футуристическом творчестве Маяковского, когда поэт рассуждал в статьях о
необходимости общественно полезного искусства. И тогда, и теперь нигилизм
распространялся лишь на буржуазное, старое общество, только революция из мечты
превратилась в действительность, поэтому пафос отрицания постепенно стал
вытесняться пафосом утверждения.
Открывая поэму «Владимир Ильич Ленин», замечаем, что она, названная
именем вождя, посвящается «множеству». Образ Ленина у Маяковского воплощает
волю миллионов, а отдельная личность теперь ничтожна: «Единица – вздор, /
единица – ноль». По содержанию поздние поэмы хроникальны: автор правдиво описал
события революции: «Этот вихрь, / от мысли до курка, / и постройку, / и
пожара дым / прибирала / партия / к рукам, / направляла, / строила в ряды». Но
в них нет прогнозов на более поздние времена.
Важно отметить еще одну особенность стихов Маяковского о революции.
Тяготение к плакату намечается у него уже накануне революции, а позже оно
программно осознается в теории «социального заказа». Многие стихотворения
Маяковского звучат как ораторские призывы, марши, лозунги: «Марш! Чтоб время
сзади ядрами рвалось...»; «Флагами небо оклеивай!»; «Твори, выдумывай, пробуй!»
Маяковский не сразу находит свое место в послеоктябрьской России. Он
принимал участие в росписи стен Страстного монастыря футуристическими
лозунгами, написал пьесу «Мистерия-буфф», поставленную Мейерхольдом как первый
спектакль революционного содержания. Но в это же время было написано
стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», в котором на чувство любви ко
всему живому наложилось и затушевало агитационный пафос пронзительное чувство
одиночества.
Подготовленный ученик читает стихотворение наизусть.
Революция увиделась поэту не в желанном пылу обновления, а
в таком разгуле стихии, террора, что ему не находилось места среди устроителей
новой жизни, пока он не примкнул к «Окнам сатиры» РОСТА.
Индивидуальное сообщение ученика «Окна сатиры»
(материал учебника, с. 292–293).
«Всюду, на протяжении всего его – прямая речь с живым
прицелом. От витии до рыночного зазывалы Маяковский неустанно что-то в мозги
вбивает, чего-то от нас добивается – какими угодно средствами, вплоть до
грубейших, неизменно удачных», – пишет Марина Цветаева.
III. Итоги урока.
Домашнее задание.
На основе изученного материала и статьи учебника «Октябрь
в поэзии Маяковского» (с. 290–293) выполнить задание 6, с. 308.
Маяковский и Блок приняли Октябрьскую революцию. В чем разница в
изображении движущих сил революции у двух поэтов? (Сделайте сравнительный
анализ поэм «Хорошо!» и «Двенадцать».)
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.