Урок 29 АЛЕКСАНДР БЛОК: СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО. «СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ»
Урок 29
Александр Блок: судьба и творчество.
«Стихи о Прекрасной Даме»
Цели: познакомить с основными этапами
жизни и творчества А. Блока; отметить своеобразие поэтического мира раннего
Блока, проявление его творчества в символизме; рассмотреть основные темы и
образы первого сборника «Стихи о Прекрасной Даме».
Ход урока
Блок является одним из чудотворцев русского стиха... Обыкновенный поэт
отдает людям свои творения, людям самого себя.
Н. Гумилев
I. Лекция учителя.
Сегодня в центре нашего внимания – судьба и творчество Александра
Александровича Блока. Его наследие уже целый век не теряет своей ценности для
русского читателя. Вот как пишет об этом доктор филологических наук профессор
Л. Ф. Алексеева.
«Теперь, когда ХХ век позади, по-новому воспринимается творческое
наследие многих поэтов. Опять, как и в 1910–1920-е годы, выделяется на
многообразном и пестром фоне литературы этих исторических десятилетий
поэтический голос Александра Блока. В нем не только предельная искренность, то
есть достоверность чувств и настроений конкретной неординарной личности,
свидетеля эпохи, воспринимающего ее всеми силами души, но и глубокое
предчувствие перспективы истории, способность расслышать в звуках современности
голоса грядущего».
– Что вы знаете
об этом поэте, может быть, раньше уже читали его
стихи?
Блок –
одна из ярких фигур поэзии серебряного века. Его читали и почитали не
только простые читатели,
но и поэты
разных литературных течений.
М. Цветаева посвятила ему такие строки:
Имя твое
– птица в руке,
Имя твое
– льдинка на языке.
Одно-единственное
движение губ.
Имя твое
– пять букв.
БЛОКЪ – так по правилам грамматики дореволюционной России писали это имя.
Александр Блок родился и воспитывался в высококультурной
дворянско-интеллигентской семье 16 ноября (28 ноября) 1880 г. Его отец,
Александр Львович, вел свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в
Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского
университета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был
способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его
деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра
Андреевна, литератор, переводчица, была вынуждена уйти от мужа. Так в 1881 году
А. Л. Блок возвращается в Варшаву, а А. А. Бекетова-Блок остается в Петербурге
в доме своего отца, Андрея Николаевича Бекетова, известного ученого-ботаника,
общественного деятеля, ректора Санкт-Петербургского университета. В семье
Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не
только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков. Бабушка,
Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных
произведений. «Список ее трудов громаден», – вспоминал позднее внук.
Литературной работой систематически занимались и ее дочери – мать Блока и его
тетки.
Атмосфера литературных
интересов очень рано
пробудила в нем непреодолимую тягу
к поэзии. В 1894 г. становится
«редактором-издателем» домашнего рукописного журнала «Вестник», готовит
переводы, пародии, рецензии, стихотворные и прозаические опыты, привлекает к
сотрудничеству двоюродных и троюродных братьев.
В 1894–1897 годах гимназист
Блок выпускает 37
номеров журнала. «Тогда уж меня пленила в нем (Блоке) любовь к
технике литературного дела и особенная аккуратность», – вспоминал Сергей
Соловьев, кузен Блока, будущий поэт-младо-символист.
В юности Александр Блок мечтал стать актером,
занимался декламацией, участвовал в любительских спектаклях. 1 августа 1898
года, будучи в гостях в соседнем имении Менделеевых Боблово (где и
познакомился со своей будущей женой, дочерью великого русского химика Дмитрия
Ивановича Менделеева, Любой), играл в сценах из трагедии Шекспира «Гамлет».
Роль Гамлета исполнял Блок, роль Офелии – Любовь Менделеева. Так начиналась
история любви.
Диалог по письмам и воспоминаниям А. Блока и Л. Менделеевой.
Выразительное чтение или чтение наизусть подготовленными учениками.
Менделеева. Первый и
единственный за все эти годы мой более смелый шаг навстречу Блоку был вечер
представления «Гамлета». В костюме и гриме я чувствовала себя смелее. Венок,
сноп полевых цветов, распущенный напоказ всем плащ золотых волос, падающий ниже
колен... Блок в черном берете, со шпагой. Мы сидели за кулисами, в полутайне,
пока готовили сцену. Блок сидел у моих ног, потому что табурет мой стоял выше.
Мы говорили о чем-то более личном, чем всегда, а главное, жуткое: я не бежала,
я смотрела в глаза, мы были вместе, мы были ближе, чем слова разговора. Да, был
и этот разговор, и возвращение после него домой. Как-то вышло, что после
спектакля мы ушли с Блоком в костюмах (переодевались дома) и очутились вдвоем
Офелией и Гамлетом в этой звездной ночи. Мы были еще в мире того разговора, и
было не страшно, когда перед нами в широком небосводе медленно прочертил путь
сияющий голубизной метеор.
Перед
природой, перед ее жизнью и ее участием в судьбах мы с Блоком, как оказалось
потом, дышали одним дыханием...
Даже руки
наши не встретились, и смотрели мы прямо перед собой. И было нам шестнадцать и
семнадцать лет.
Блок. Помните Вы-то эти
сумерки? Вдруг в тусклом свете появлялась Ваша фигура. Когда я догонял Вас, Вы
оборачивались, смотрели всегда сначала недружелюбно, скрытно, умеренно. Рука
еле дотрагивалась (и вообще-то Ваша рука всегда торопится вырваться)... Я
путался, говорил ужасные глупости, падал духом; вдруг душа заливалась какой-то
душной волной. И вдруг, страшно редко, – но ведь было же и это! – тонкое слово,
легкий шепот, крошечное движение... После этого опять еще глуше, еще
неподвижнее.
Менделеева. Раз, идя по
Садовой мимо часовни у Спаса на Сенной, я заглянула в открытые двери. Образа,
трепет бесчисленных огоньков восковых свечей, припавшие, молящиеся фигуры.
Сердце защемило от того, что я вне
этого мира, вне этой древней
правды... Я пошла дальше и почти машинально зашла в Казанский собор. Я
не подошла к богатой, в бриллиантах, чудотворной иконе, а дальше – за колоннами
– остановилась у другой Казанской. Я опустилась на колени, еще плохо умея
молиться... Потом это стала наша Казанская, к ней же приходила за помощью и
после смерти Саши... Я стала приходить в собор к моей Казанской и ставить ей
свечу.
В сумерки октябрьского дня я шла к собору и
встретила Блока. Мы пошли рядом. Я рассказала, куда иду и как все это вышло.
Позволила идти с собой.
Блок. Вошли внутрь. В соборе
почти никого не было. Вас поразила высота, громада, торжество, сумрак. Голос
понизили даже. Потом ходили по диагонали. Солнце лучилось косо. Отчего Вам
тогда хотелось сумрака, пугал Вас рассеянный свет из окон? Он портил собор,
портил мысли, что же еще? Стало поздно, вышли, прошли на Сенную... Мне
показалось ужасно близко!
Менделеева. Так начались
соборы – сначала Казанский, потом и Исаакиевский. Встречи наши на улице
продолжались. Мы все еще делали вид, что они случайны. Но часто... мы шли
вместе далекий путь и много говорили. Все о том же. Много о стихах. Раз Блок
спросил, что я думаю о его стихах. Я ответила, что думаю, что он поэт не меньше
Фета. Это было для нас громадно! Мы были взволнованы оба, когда я это сказала,
потому что в ту пору мы ничего не болтали зря.
Учитель. История любви двух
молодых людей не была безмятежной. Были и недопонимание, и временный разрыв
отношений. А. Блок болезненно переживал разлуку с любимой девушкой, которая стала
его поэтической Музой. 29 января 1902 года Блок пишет ей: «...Моя
жизнь… немыслима без исходящего от Вас ко мне некоторого непознанного, а только
еще смутно ощущаемого мной Духа». В дневниках Блока даже появляется тема
самоубийства.
7 ноября Блок пишет предсмертную записку и, с револьвером в
кармане, отправляется в зал Дворянского собрания, на вечер Высших женских
курсов. После вечера происходит решительное объяснение. Л. Д. Менделеева
соглашается стать женой поэта.
Еще в 1898 году Блок стал студентом юридического факультета
Петербургского университета, но растет увлечение литературой и философией, и в
1901 году Блок начинает учиться на 1 курсе славяно-русского отделения
историко-филологического факультета Петербургского университета. В этом же году
он начинает писать стихи, которые позже войдут в сборник «Стихи o Прекрасной
даме». В 1903 г. в книге «Северные цветы. Третий альманах книгоиздательства
«Скорпион» опубликован цикл из 10 стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме».
Именно в этом году состоялся литературный дебют Блока.
22 ноября молодой поэт получает письмо от Брюсова с предложением
сотрудничать в журнале «Весы» (это был влиятельнейший журнал русского
модернизма).
В 1906 г. Блок предлагает московскому издательству «Скорпион»
вторую книгу стихов. В этом же году он начинает работу над первой пьесой
«Балаганчик». Заканчивает Санкт-Петербургский университет с дипломом 1-й
степени.
30 декабря состоялась премьера
спектакля «Балаганчик» в
театре В. Комиссаржевской.
В 1906 году под впечатлением от знакомства с актрисой театра
Комиссаржевской Натальей Волоховой Блок пишет цикл стихотворений «Снежная
Маска».
Летом 1908 года в родовом имении Шахматове написан цикл
стихотворений «На поле Куликовом».
В 1910 году в Обществе ревнителей художественного слова выступает
с программным докладом «О современном состоянии русского символизма». В журнал «Русская мысль» отсылает цикл стихов «Страшный мир». Эти стихи стали
символом «пробуждения» лирического героя, осознания им реальности страшного
мира. Названия стихов этого цикла говорят сами за себя: «Песнь ада», «Пляски
смерти», «Унижение».
В 1913 году слушает оперу «Кармен» в постановке
петербургского Театра музыкальной драмы. Заглавную партию пела Любовь Дельмас.
Еще не будучи знаком с актрисой, поэт пишет ей: «Я смотрю на Вас в «Кармен»
третий раз, и волнение мое растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюбляюсь в Вас, едва
Вы появитесь на сцене». В течение марта этого года пишет цикл стихотворений
«Кармен».
В начале Первой мировой войны пишет поэмы «Возмездие», «Соловьиный
сад». Выходит его книга «Стихи о России».
В июле 1916 года призван в действующую армию, зачислен табельщиком
в инженерно-строительную дружину.
В мае 1917 года назначается редактором стенографического отчета
Чрезвычайной следственной комиссии, учрежденной Временным правительством для
расследования деятельности царских
министров и сановников.
После Октябрьской революции соглашается «сотрудничать с
большевиками», но душу терзают сомнения. Первая восторженность случившимся историческим
событием прошла. В
дневниках 1917 года можно прочитать...
Художественное чтение подготовленными учащимися.
16 июля.
...Я
притупился, перестал расчленять, события пестрят в глазах, противоречивы; то
есть это утрата некоторая пафоса, в данном случае революционного.
30 июля.
Большевизм
(стихия) – к «вечному покою»... Это ведь только сначала – кровь, насилие,
зверство, а потом – клевер, розовая кашка... Буйство идет от вечного покоя и
завершается им. Мои «Народ и интеллигенция», «Стихия и культура». Сковывая
железом, не потерять этого драгоценного буйства, этой неусталости...
Последовательность метаний, способность жить в вечном разногласии с собой...
6 августа.
...Между
двух снов:
Спасайте,
спасайте! Что спасать?
–
«Россию», «Родину», «Отечество», не знаю, что и как назвать, чтобы не стало
больно и горько и стыдно перед бедными, озлобленными, темными, обиженными!
Но –
спасайте! Желто-бурые клубы дыма уже подходят к деревням, широкими полосами
вспыхивают кусты и травы, а дождя Бог не посылает, и хлеба нет, и то, что есть,
сгорит.
Такие же желто-бурые
клубы дыма, за
которыми – тление
и горение... стелются в миллионах
душ, пламя вражды, дикости, татарщины, злобы, унижения, забитости, недоверия,
мести – то там, то здесь вспыхивает; русский большевизм гуляет, а дождя нет,
и Бог не посылает его!
В январе 1918 года пишет
поэму «Двенадцать». 3 марта она была опубликована в газете «Знамя труда».
Приглашен
участвовать в работе издательства «Всемирная литература», учрежденного А. М.
Горьким.
В целом
этот год был чрезвычайно труден для Блока. После публикации статьи
«Интеллигенция и революция» и поэмы «Двенадцать» от него отвернулись многие
прежде близкие ему люди (Гиппиус, Мережковский, Сологуб и др.) В 1918 г. в
печати появилось около 30 откликов на поэму «Двенадцать». В большинстве своем
они содержали резкое осуждение «идей» поэмы.
24 апреля 1919 года назначается председателем Управления Большого
драматического театра.
В 1920 году избирается председателем Петроградского отделения
Всероссийского союза поэтов.
Май-июнь 1921 года – начало, постепенное обострение предсмертной
болезни.
Уничтожение
части архива.
7 августа – умер. Похоронен на Смоленском кладбище. В 1944 году
прах поэта был перенесен на Литераторские мостки Волкова кладбища.
Наш небольшой экскурс по страницам жизни Александра Блока хочется
закончить строками из его письма. Это ответ на предложение стать крестным отцом
маленького мальчика. Эти строки, написанные незадолго до смерти, стали не
просто добрыми пожеланиями новорожденному, это обращение к «человеку близкого
будущего», рожденному в России:
... пусть, если только это будет возможно, он будет человеком мира, а
не войны, пусть он будет спокойно и медленно созидать истребленное... годами
ужаса. Если же это невозможно, если кровь все еще будет в нем кипеть и
бунтовать и разрушать, она во всех нас, грешных, – то пусть уж его терзает
всегда и неотступно прежде всего совесть, пусть она хоть обезвреживает его
ядовитые, страшные порывы, которыми богата
современность наша и,
может быть, будет богато
и ближайшее будущее.
Поймите,
хотя я говорю это, говорю с болью и отчаяньем в душе... Если он будет хороший,
какой он будет мученик, он будет расплачиваться за все, что мы наделали, за
каждую минуту наших дней.
II. Раннее творчество Александра Блока.
1. Слово учителя.
Лирика
Блока – явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и
художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих –
она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как
отражение пройденного поэтом пути. На эту особенность указывал и сам Блок.
Центральный цикл первого тома стихов Блока – «Стихи о Прекрасной Даме». В нем
нашли отражение любовь молодого поэта к своей будущей жене Л. Д. Менделеевой и
увлечение философскими идеями Вл. Соловьева. Наиболее близко в это время поэту
было учение Соловьева о существовании Души Мира, или Вечной Женственности,
которая может примирить «землю» и «небо» и спасти находящийся на грани
катастрофы мир через его духовное обновление. Живой отклик у поэта-романтика
получила мысль философа о том, что сама любовь к миру открыта через любовь к
женщине.
Многопланов
облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина: «Она
стройна и высока, / Всегда надменна и сурова». Герой видит ее «каждый день
издалека». С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ «Девы»,
«Зари», «Величавой Вечной жены», «Святой»... То же можно сказать и о герое
цикла. «Я и молод, и свеж, и влюблен», – вполне «земная» характеристика. А
далее он же «безрадостный и темный инок» или «отрок», зажигающий свечи. Для
усиления мистического впечатления Блок щедро использует эпитеты «призрачные»,
«неведомые тени» или «неведомые звуки», «надежды нездешние» или «нездешние
видения», «непостижимая тайна», «грусть несказанных намеков» и т. п.
Об этой особенности данного цикла В. Я. Брюсов писал:
...В стихах о
«Прекрасной Даме» как
бы совсем нет
ничего реального, – все чувства,
все переживания перенесены в какой-то идеальный мир. Всему, что совершалось в
жизни, поэт в стихах придает смысл иносказаний. В ранних стихах Блока река – не
просто река, но символ границы, отделяющей его от Идеала, белая церковь вдали,
которая утром кажется приближенной, не просто церковь; «терем», «дверь»,
«ступени», «дорога», «заря», «небеса» – едва ли не все слова берутся поэтом в
особом условном значении. Надо освоиться с этим языком иносказаний, чтобы верно
понимать смысл стихов...
И все же это стихи о любви. Так считал поэт Н. Гумилев, называвший Блока
«одним из чудотворцев русского стиха»: О блоковской Прекрасной Даме много
гадали – хотели видеть в ней – то Жену, облаченную в Солнце, то Вечную
Женственность, то символ России. Но если поверить, что это просто девушка, в
которую впервые был влюблен поэт, то, мне кажется, ни одно стихотворение в
книге не опровергает этого мнения, а сам образ, сделавшись ближе, станет еще
чудеснее и бесконечно выиграет от этого в художественном отношении. В этой
книге... нам явлен новый лик любви; любви, которая хочет ослепительности,
питается предчувствиями, верит предзнаменованиям и во всем видит единство;
любви, которая лишний раз доказывает, что человек – не только
усовершенствованная обезьяна.
2. Работа с текстом.
Подготовленный
ученик (или учитель) читает наизусть:
Мы
встречались с тобой на закате,
Ты веслом
рассекала залив.
Я любил
твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Были
странны безмолвные встречи.
Впереди –
на песчаной косе
Загорались
вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.
Приближений,
сближений, сгораний –
Не приемлет
лазурная тишь...
Мы
встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.
Ни тоски,
ни любви, ни обиды,
Все
померкло, прошло, отошло…
Белый
стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.
– Какие
картины предстали в вашем воображении?
–
Какими чувствами, по
вашему мнению, наполнены
строки стихотворения?
– Что вы
скажете о цветописи в этом произведении?
С первого взгляда, это рассказ о любовном свидании. Молодой человек со
своей девушкой встречает вечернюю зарю на реке. Но для внимательного читателя
история земной, вполне реальной любви преображается в романтико-символический
миф. У него своя фабула и свой сюжет. Основа фабулы – противопоставление
«земного» (лирический герой) «небесному» (Прекрасная Дама) и в то же время
стремление к их соединению вопреки всему: «приближений, сближений, сгораний не
приемлет лазурная тишь». Так представлен поэтом светлый и чистый мир трех
канонических цветов юности: розовый закат, лазурная река, белое платье девушки.
III. Итог урока.
– Каковы ваши впечатления от первой встречи с поэтом и человеком
Александром Александровичем Блоком? (можно предложить письменно ответить на
вопрос).
Домашнее задание.
1. Пользуясь материалом лекции и статьи в учебнике на с. 186–188,
рассказать, в чем особенности раннего творчества Блока и стихов цикла «Стихи о
Прекрасной Даме».
2. Прочитать
статью (с. 188–194 учебника) и ответить на вопрос, какое содержание и
настроение проникает в творчество Блока в 1905–1908 гг.
3.
Индивидуальное задание:
– В чем
проявляется в «Стихах
о Прекрасной Даме»
отражение реальной жизни, родной природы, отголосков мировых событий?
(Вопрос 1, с. 209.)
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.