Урок 23 НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЕВ И АКМЕИЗМ. ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА ЛИРИКИ Н. С. ГУМИЛЕВА
Урок 23
Николай Степанович Гумилев и акмеизм.
Проблематика и поэтика лирики Н. С. Гумилева
Цели: познакомить с жизнью и
творчеством Н. С. Гумилева; отметить особенности образа романтического героя
лирики Гумилева (яркость восприятия мира,
действенность позиции, неприятие серости, обыденности существования); развивать
навыки анализа поэтического текста.
Ход урока
Он возвысил слово над «низкой жизнью». Он преклонил пред ним колени – как
мастер, всегда готовый к продолжению ученичества, как ученик, свято верующий в
возможность научиться волшебству, стать мастером в ряду мастеров.
С. Чупринин
I. Проверка домашнего задания.
Вопросы для проверки см. в
домашнем задании прошлого урока.
II. Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
Гумилев
Николай Степанович, 33 года, б. дворянин,
филолог, поэт, член коллегии «Издательство Всемирная литература», беспартийный,
б. офицер (так сказано в постановлении Петроградской ГубЧК) был казнен в
августе 1921 года по обвинению в принадлежности к «таганцевскому заговору».
Недавно обнародованные материалы свидетельствуют о том, что это
обвинение ложно и к расстрелу поэт был приговорен лишь за то, что не сумел
поступиться «предрассудками офицерской дворянской чести» и не донес органам
советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую организацию, от
чего он, кстати, категорически отказался.
Можно предложить учащимся
прочитать об этом в журнале «Новый мир», № 12, 1987.
– Каким же был
он – один из
ярких авторов акмеистической группы?
Хотя исследователь творчества Николая Гумилева Николай Богомолов отмечал,
что «акмеизм Гумилева внутренне конфликтен».
Дело в том,
что Гумилев пробовал себя не в одной, заранее «предызбранной манере», «старался
разрушить уже на глазах каменеющие традиции русского символизма, найти иные
способы выражения, чем уже опробованные ранее... Его акмеизм тесно сближается с
символизмом. Далее в своей статье «Читатель книг» Боголюбов отмечает:
Видимо,
в этом и заключается первостепенное значение поэзии Гумилева для русской
литературы: ему удалось снять противопоставление символизма и постсимволизма,
непротиворечиво объединить их в рамках своего творческого метода, сделать взаимодополняющими... он осуществил
очень значительный шаг в поэзии. И еще, думается, не лишним будет
процитировать дарственную надпись, которую сделал Блок на одной из своих книг: «Дорогому
Николаю Степановичу Гумилеву – автору «Костра», читанного не только
«днем», когда я «не понимаю» стихов, но и ночью, когда понимаю».
2. Домашняя подготовка
учащихся: выразительное чтение или чтение наизусть стихотворения Н. Гумилева.
–
Поделитесь с нами своими впечатлениями от прочитанных стихотворений.
3. Лекция по теме урока.
– По ходу
лекции сделайте записи, которые помогут вам представить образ лирического героя
стихотворений Н. С. Гумилева.
а) Индивидуальное сообщение ученика
о жизненном пути
Гумилева (на основе материала учебника с. 137–138).
б) Давайте вместе перелистаем «книгу поэзии» Николая Гумилева.
1) Характерной
особенностью уже ранней лирики поэта стало перенесение себя и читателя в мир
грез:
И кажется
– в мире, как прежде, есть страны,
Куда не
ступала людская нога,
Где в
солнечных рощах живут великаны
И светят
в прозрачной воде жемчуга.
Стоит только дать волю грезе – и начинается карнавальная смена то ли
масок, то ли жребиев: «Я конквистадор в панцире железном...», «Однажды сидел я
в порфире златой, горел мой алмазный венец...», «...я забытый, покинутый бог,
созидающий, в груде развалин старых храмов, грядущий чертог», «Я – попугай с
Антильских островов...», «Древний я открыл храм из-под песка, именем моим
названа река, и в стране озер пять больших племен слушались меня, чтили мой
закон...»
2) С ранних
стихов Гумилев утвердил исключительность своей мечты, спасающей от скуки
обыденного существования. В сборнике «Романтические цветы» была развита тема
«битвы» за небывалую красоту. На этом пути лирический герой смело зовет «смерть
любую»:
Я с нею буду биться до конца,
И, может быть, рукою мертвеца
Я лилию добуду голубую.
3) Поклонение «сокровищам немыслимых фантазий»
проявилось и в стихах, написанных по впечатлениям от путешествий, в
частности, в Африку. Что это – жизнь или мираж – в стихотворении «Лесной
пожар»:
Резкий
грохот, тяжкий топот,
Вой,
мычанье, стон и рев,
И
зловеще-тихий ропот
Закипающих ручьев.
Вот
несется слон-пустынник,
Лев
стремительно бежит,
Обезьяна
держит финик
И пронзительно визжит.
С вепрем
стиснутый бок о бок
Легкий
волк, душа ловитв,
Зубы
белы, взор не робок –
Только время не для битв.
–
Прочитайте еще два стихотворения об Африке.
Работа по вариантам.
Самостоятельное
чтение и анализ стихотворений с опорой на материал учебника, с. 139.
1-й вариант – стихотворение
«Озеро Чад».
Основная
мысль – трагическая обреченность естественной гармонии под напором греховных
побуждений человеческой цивилизации.
2-й вариант – стихотворение
«Жираф».
Основная мысль – выражен идеал красоты
автора. Красота экзотического животного здесь – спасение от скуки городов,
скудного земного существования.
4) В конце 1903 года Николай Гумилев познакомился с Аней Горенко –
будущей Анной Ахматовой, которая станет его женой. В дальнейшем именно ей будут
посвящены шедевры его любовной лирики.
Заранее
подготовленный ученик читает наизусть.
Много
есть людей, что, полюбив,
Мудрые,
дома себе возводят,
Возле их
благословенных нив
Дети резвые за стадом бродят.
А другим
– жестокая любовь,
Горькие
ответы и вопросы,
С желчью
смешана, кричит их кровь,
Слух их жалят злобным звоном осы.
А иные
любят, как поют, –
Как поют,
и дивно торжествуют,
В
сказочный скрываются приют;
А иные любят, как танцуют.
Как ты
любишь, девушка, ответь,
По каким
тоскуешь ты истомам?
Неужель
ты можешь не гореть
Тайным пламенем, тебе знакомым?
Если ты
могла явиться мне
Молнией
слепительной господней
И отныне
я горю в огне,
Вставшем до небес из преисподней?
– Что
поведал о «тайном пламени» любви поэт?
– Какие
средства художественной выразительности помогают влюбленному поэту рассказать о
своих чувствах?
5) Стихов о
России у Гумилева мало. Такие произведения, как «Туркестанские генералы»,
«Старые усадьбы», «Почтовый чиновник», «Городок», «Змей», «Мужик», скорее
похожи на легенды, «сны» о России и русских людях. Но это ни в коем случае не
говорит о том, что Гумилев не любил
Родину. Удивительно было то, что
реальность словно бы не заботила поэта. Или – выразимся точнее – была скучна,
неинтересна ему именно как поэту. Почему? Гумилев сам ответил на этот вопрос:
Я вежлив
с жизнью современною,
Но между
нами есть преграда,
Все, что
смешит ее, надменную,
Моя
единая отрада.
Исследователь творчества Н. С. Гумилева Сергей Чупринин дал свой
комментарий: Эта несовместимость была такого рода, что исключала не только
похвалы реальности, но и порицание ее. Вот почему стихи с самого начала стали
для Гумилева не способом погружения в жизнь, а способом защиты, ухода от нее...
Гумилев не был бы Гумилевым, если бы и жизнь свою не пытался построить на
контрасте с тем, чем удовлетворяется и что ищет большинство.
У
Гумилева вообще нет политических стихов. Он уклонился от прямого диалога с
современностью. Он отказался говорить на ее языке. Он – так, во всяком случае,
кажется на первый взгляд – промолчал о том, что творилось со страной и народом в
огненное пятилетие 1917–1921 годов. Но... действительность была такова, что и
молчание осознавалось и истолковывалось как акт гражданского выбора, как
недвусмысленная политическая позиция.
Подготовленный ученик читает
наизусть стихотворение «Заблудившийся трамвай». Куда везет «заблудившийся
трамвай» народ послереволюционной России?
(«Бурей темной, крылатой» он несется навстречу кошмарам: «тут вместо
капусты и вместо брюквы мертвые головы продают». А позади остается «дом в три
окна и серый газон», пусть «серая», но спокойная размеренная жизнь.)
В
«Слове», в «Памяти», в «Заблудившемся трамвае», в «Шестом чувстве», в «Звездном
ужасе», в других вершинных созданиях Гумилева угадывались мужество неприятия,
энергия сопротивления.
Так поэт,
не написавший ни строки, которая могла бы быть названа «антисоветской», не
участвовавший ни в Белом движении, ни в контрреволюционных заговорах, был
обречен.
Его гибель, при всей кажущейся случайности и трагической нелепости,
глубоко закономерна. По-другому и не мог уйти из жизни поэт, сам себе
напророчивший:
И умру я
не на постели,
При
нотариусе и враче,
А в
какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей
в густом плюще.
– Вернемся к вопросу, поставленному в начале лекции.
Просмотрите свои записи и ответьте на вопрос: «Каким предстает лирический
герой Гумилева?»
Запись в тетради и на доске:
Лирический герой Н. Гумилева |
|
Мечтатель |
Романтик |
Боец |
|
Путешественник |
|
Страстный влюбленный |
|
Патриот |
|
Мужественный человек |
III. Итог урока.
Домашнее задание.
Продолжите знакомство с творчеством Николая Степановича Гумилева.
Выберите вопрос и подготовьте ответ на него:
1. В чем трагичность лирического героя Н. Гумилева?
2. Как
проявился идеал Гумилева в его цикле «Капитаны»?
3. Какие
этапы своего творческого пути отразил Гумилев в стихотворении «Память»?
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.