Уроки 4–5 «И В ЭТОМ – ВЕСЬ БУНИН» (А. Н. АРХАНГЕЛЬСКИЙ). СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИЧЕСКОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ В ПРОЗЕ БУНИНА. ПСИХОЛОГИЗМ БУНИНСКОЙ ПРОЗЫ И
Уроки 4–5
«И в этом – весь Бунин» (А. Н.
Архангельский).
Своеобразие лирического повествования
в прозе Бунина. Психологизм бунинской прозы
и особенности внешней изобразительности
Цели: познакомить с разнообразием
тематики прозы Бунина; научить определять литературные приемы, использованные
Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов
Бунина; развивать навыки анализа прозаического текста.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания.
Чтение
наизусть и анализ стихотворений Бунина: «Крещенская ночь», «Одиночество»,
«Последний шмель».
II. Работа
с новым материалом.
1. Слово учителя.
Особенности
Бунина-художника, своеобразие его места среди современников и шире – в русском
реализме XIX–XX вв. раскрываются в произведениях, в которых, по его словам, его
занимала «душа русского человека в глубоком смысле, изображение черт психики
славянина». Познакомимся с некоторыми рассказами.
2. Сообщения учащихся.
а)
Повесть «Деревня» (на основе материала учебника, с. 39–43).
б) Сборник «Темные аллеи».
Работавший над
циклом «Темные аллеи»
в течение многих
лет, И. А. Бунин уже на закате своего творческого пути признался, что
считает этот цикл «самым совершенным по мастерству». Основная тема цикла – тема
любви, чувства, раскрывающего самые потайные уголки человеческой души. Любовь у
Бунина – основа всей жизни, то призрачное счастье, к которому все стремятся, но
часто упускают.
Уже в
первом рассказе, получившем, как и весь сборник, название «Темные аллеи»,
появляется одна из основных тем цикла: жизнь неумолимо идет вперед, мечты об
утраченном счастье иллюзорны, ибо человек не может влиять на развитие событий.
По мысли
писателя, человечеству отпущено лишь ограниченное количество счастья, а потому
то, что дается одному, отнимается у другого. В рассказе «Кавказ» героиня,
убегая с возлюбленным, покупает свое счастье ценой жизни мужа.
И. А.
Бунин удивительно подробно и прозаично описывает последние часы жизни героя.
Все это, несомненно, связано с общей бунинской концепцией жизни. Человек
умирает не в состоянии аффекта, а потому, что свою долю счастья в жизни он уже
получил и жить ему больше незачем.
Убегая от
жизни, от боли, герои И. А. Бунина испытывают радость, потому что боль
становится подчас непереносимой. В самоубийство вкладываются вся воля, вся
решимость, которых человеку так недостает в жизни.
Стремясь
получить свою долю счастья, герои Бунина часто эгоистичны и жестоки. Они
осознают, что щадить человека бессмысленно, ибо счастья на всех не хватит, а
раньше или позднее ты испытаешь боль утраты – не важно.
Писатель
даже склонен снять ответственность со своих героев. Поступая жестоко, они лишь
живут по законам жизни, в которой они не в силах ничего изменить.
В рассказе «Муза» героиня живет по принципу,
который продиктован ей моралью общества. Главная тема рассказа – тема жестокой
борьбы за короткое счастье, и великая трагедия героя в том, что он воспринимает
любовь не так, как его возлюбленная, эмансипированная женщина, не умеющая
принимать во внимание чувства другого человека.
Но,
несмотря на это, даже малейший проблеск любви может стать для героев Бунина тем
моментом, который человек всю свою жизнь будет считать счастливейшим.
Любовь
для Бунина – величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней висит вечный
рок. Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не
бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить.
Одиночество
становится неизбежным уделом человека, не сумевшего разглядеть в другом близкую
душу. Увы! Как часто найденное счастье оборачивается утратой,
как это случилось
с героями рассказа
«В Париже».
И. А.
Бунин удивительно точно умеет описывать сложность и многообразие тех чувств,
которые возникают у любящего человека. И ситуации, описанные в его рассказах,
самые разные.
В
рассказах «Пароход «Саратов», «Ворон» Бунин показывает, как причудливо может
переплетаться любовь с чувством собственничества.
В
рассказе «Натали» писатель говорит о том, как ужасна страсть, не согретая
настоящей любовью.
Любовь в
бунинских рассказах может вести к разрушению и горю, потому что она возникает
не только тогда, когда человек «имеет право» полюбить («Руся», «Кавказ»).
В
рассказе «Галя Ганская» речь идет о том, какой трагедией может закончиться
отсутствие в людях духовной близости, когда они по-разному чувствуют.
А героиня
рассказа «Дубки» сознательно идет на смерть, желая хоть один раз в жизни
ощутить настоящую любовь. Таким образом, многие рассказы Бунина трагичны.
Подчас в одной короткой строке писатель раскрывает крушение надежд, жестокую
насмешку судьбы.
Рассказы
цикла «Темные аллеи» – образец удивительной русской
психологической прозы, в которой любовь всегда была одной из тех вечных тайн,
которую стремились раскрыть художники слова. Иван Алексеевич Бунин был одним из
тех гениальных писателей, который ближе всех подошел к разгадке этой тайны.
3. Работа с текстами (проверка
домашней подготовки).
А) «Господин из Сан-Франциско».
В своем
творчестве Бунин продолжает
традиции русской классики. Следом за
Толстым, философом и
художником, Бунин обращается к широчайшим социально-философским
обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско», написанном в 1915 году, в
разгар Первой мировой войны.
– Как
донесена авторская концепция мира в рассказе?
В
рассказе «Господин из Сан-Франциско» заметно мощное влияние Льва Толстого –
философа и художника. Подобно Толстому, Бунин судит людей, их тягу к
наслаждениям, несправедливость общественного устройства с точки зрения вечных
законов, управляющих человечеством.
Мысль о
неотвратимой гибели этого мира с наибольшей силой отразилась в данном рассказе,
в котором, по словам критика А. Дермана, «с какой-то торжественной и праведной
печалью художник нарисовал крупный образ громадного зла – образ греха, в
котором протекает жизнь современного гордого человека со старым сердцем».
Гигантская
«Атлантида» (с именем затонувшего мифического континента), на которой
путешествует к острову наслаждений – Капри – американский миллионер, – это
своего рода модель человеческого общества: с нижними этажами, где без устали
снуют ошалевшие от грохота и адской жары рабочие, и с верхними, где жуируют
привилегированные классы.
Обнажая
паразитизм «пар чистых», населяющих этот цивилизованный ковчег, пассажиры
«Атлантиды» утром «пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны, делали
гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты
и шли к первому завтраку; до 11 часов полагалось бодро гулять по палубам.., а в
11 – подкрепляться бутербродами с бульоном; подкрепившись, с удовольствием
читали газету и спокойно ждали второго завтрака, еще более питательного и
разнообразного, чем первый...»
– Каков он,
«полый» человек, в изображении Бунина?
И. А.
Бунину достаточно лишь несколько штрихов, чтобы мы могли увидеть всю жизнь
американского миллионера. Некогда он выбрал себе образец, на который хотел
равняться, и после долгих лет напряженного труда он наконец понял, что добился
того, к чему стремился. Он богат.
И герой рассказа решает, что настал тот момент,
когда он может насладиться всеми радостями жизни, тем более, что у него есть
для этого деньги. Люди его круга ездят отдыхать в Старый Свет – едет туда и он.
Планы героя обширны: Италия, Франция, Англия, Афины, Палестина и даже Япония.
Господин из Сан-Франциско поставил своей целью наслаждаться жизнью – и он ею
наслаждается, как умеет, точнее, ориентируясь на то, как это делают другие. Он
много ест, много пьет.
Деньги
помогают герою создать вокруг себя подобие декорации, которая ограждает от
всего, чего он не желает видеть.
Но именно
за этой декорацией проходит живая жизнь, та жизнь, которую он никогда не видел
и никогда не увидит.
– Что
является кульминацией рассказа?
Кульминацией
рассказа является неожиданная смерть главного героя. В ее внезапности заложен
глубочайший философский смысл. Господин из Сан-Франциско откладывает свою жизнь
на потом, но никому из нас не суждено знать, сколько отведено нам времени на
этой земле. Жизнь нельзя купить за деньги. Герой рассказа приносит на алтарь
наживы молодость ради умозрительного счастья в будущем, он и не замечает, как
бездарно прошла его жизнь.
Господину
из Сан-Франциско, этому бедному богачу, противопоставлена эпизодическая фигура
лодочника Лоренцо, богатого бедняка, «беззаботного гуляки и красавца»,
равнодушного к деньгам и счастливого, полного жизни. Жизнь, чувства, красота
природы – вот что является, по мнению Бунина, главными ценностями. И горе тому,
кто сделал своей целью деньги.
– Как
звучит тема любви в произведении?
И. А.
Бунин не случайно вводит в рассказ тему любви, потому что даже любовь,
высочайшее чувство, оказывается искусственной в этом мире богачей.
Именно
любовь для своей дочери не может купить господин из Сан-Франциско. А она
испытывает трепет при встрече с восточным принцем, но не потому, что он красив
и может волновать сердце, а потому, что в нем течет «необычная кровь», потому
что он богат, знатен и принадлежит к знатному роду.
И высшая
ступень опошления любви – пара влюбленных, которыми восхищаются пассажиры
«Атлантиды», не способные сами на столь же сильные чувства, но про которую лишь
капитан корабля знает, что она «нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие
деньги и уже давно плавает то на одном, то на другом корабле».
Прочитайте статью в учебнике
(с. 45–46).
Составьте
план к ответу на вопрос: Как
выражена тема обреченности мира в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?
Примерный план
1. «Художник нарисовал... образ греха...
гордого человека со старым сердцем».
2. Символично название корабля: Атлантида –
затонувший мифический континент.
3.
Пассажиры корабля – модель человеческого общества:
а)
паразитизм «пар чистых»;
б) смерть
господина из Сан-Франциско.
4. Тема заложена в эпиграфе: «Горе тебе,
Вавилон, город крепкий!». Подберите цитаты из текста рассказа к ответу по
получившемуся плану.
Б) «Чистый понедельник» – один из рассказов на вечную тему
любви, которая занимает особое место в творчестве И. А. Бунина.
– Докажите, что образы главных героев построены на антитезе.
–
Объясните название рассказа.
–
Докажите, что рассказу характерны художественная краткость, сгущение внешней
изобразительности, что позволяет говорить о новореализме как писательском
методе.
III. Анализ
текста рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки».
Домашняя подготовка в
группах. Оценка работы
оформляется в таблицу (на доске),
по ней подводятся
итоги, подсчитывается количество баллов.
При ответе обязательна опора на текст.
Группа |
Ответ (5
баллов) |
Дополнение
(3 балла) |
Вопрос (1
балл) |
|
|
|
|
Слово учителя.
В
рассказе Бунина «Антоновские яблоки» звучат мотивы увядания и запустения
дворянских гнезд, мотив памяти и тема России. Разве не печально наблюдать,
как все дорогое
тебе с детства безвозвратно
уходит в прошлое?
Для наследника дворянской литературы И. А. Бунина, гордящегося своей родословной
(«столетний отбор крови и культуры!», по выражению И. Ильина),
таковой была усадебная Россия, весь уклад помещичьей жизни, тесно связанный с
природой, земледелием, родовыми обычаями и жизнью крестьян.
Память
художника оживляет картины прошлого, он словно видит красочные сны о былом,
силой воображения стремится остановить мгновение. Увядание дворянских гнезд
ассоциировалось у Бунина с осенним пейзажем. Очарованный осенью и поэзией
старины, Бунин написал один из лучших рассказов начала века – «Антоновские
яблоки», восторженную и грустную эпитафию русской усадьбе.
«Антоновские
яблоки» необычайно важны для понимания бунинского творчества. С огромной
художественной силой в них запечатлены образ родной земли, ее богатства и
непритязательная красота.
Жизнь
неуклонно движется вперед, Россия только что вступила в новый век, а писатель
зовет нас не растерять того, что достойно памяти, что прекрасно и вечно.
В своем
«осеннем» рассказе Бунин тонко уловил и передал неповторимую атмосферу прошлого.
Критики
единодушны в своем восхищении изумительным художественным мастерством
«Антоновских яблок», их непередаваемой эстетической прелестью.
В
результате жеребьевки каждая группа получает вопрос, на обсуждение которого
дается 5–7 минут. Вопросы были озвучены учащимся заранее, чтобы дать возможность предварительно подготовиться.
1.
Какие картины встают в воображении при чтении рассказа?
Чтобы помочь
выполнить это задание,
предлагаются лексические модели:
ностальгия
по угасающим дворянским гнездам;
элегия
расставания с прошлым;
картины
патриархального быта;
поэтизация
старины; апофеоз старой России;
увядание,
запустение усадебной жизни;
грустный
лиризм рассказа.
2. В чем особенности композиции? Составьте план рассказа.
Осмысливая
композицию, приходим к выводу, что рассказ построен как мозаика разнородных
впечатлений, воспоминаний, лирических откровений и философских раздумий.
В чередовании глав видим прежде всего календарные изменения в природе и
связанные с ними ассоциации.
1. Воспоминание о ранней погожей осени. Суета в саду.
2.
Воспоминание об «урожайном годе». Тишина в саду.
3.
Воспоминание об охоте (мелкопоместная жизнь). Буря в саду.
4.
Воспоминание о глубокой осени. Наполовину вырубленный, обнаженный сад.
3. Какой
представляется личность лирического героя?
Лирический
герой по своему душевному настрою близок самому автору. Его облик нарисован
эскизно, он не персонифицирован (внешность, биография и т. д.).
А вот
духовный мир этого
человека можно представить себе очень живо.
Нужно
отметить его патриотизм, мечтательность, поэтически-тонкое видение мира: «А
черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его
темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под
ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к
дому... Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»
В центре
изображения не только последовательная смена осенних месяцев, но и «возрастной»
взгляд на мир, к примеру, ребенка, подростка, юноши и зрелого человека.
«Раннюю
погожую осень», с описания которой начинается повествование, мы видим глазами
мальчика, «барчука».
Во второй
главке лирический герой во многом утратил радость и чистоту, свойственную
детскому восприятию.
В третьей
и четвертой главках убывают светлые тона и утверждаются темные, мрачные,
безысходно тоскливые: «Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни
стоят синеватые, пасмурные... В лакейской работник топит печку, и я, как в
детстве, сажусь на корточки около вороха соломы, резко пахнущей уже зимней
свежестью, и гляжу то в пылающую печку, то на окна, за которыми, синея, грустно
умирают сумерки».
Итак,
Бунин повествует не только о том, как приходят в ветхость поместья и ветер
перемен разрушает старый бытовой уклад, но и о том, как человек движется к
своей осенней и зимней поре.
4.
Лексический центр – слово САД. Как описывает сад Бунин?
Бунин –
непревзойденный мастер словесной чеканки. В «Антоновских яблоках» лексическим
центром является слово САД, одно из ключевых не только в творчестве Бунина, но
и во всей русской культуре в целом.
Слово
«сад» оживило воспоминания о чем-то родном, близком душе.
Сад
ассоциируется с дружной семьей, домом, с мечтой о безмятежном райском счастье,
которого человечество может лишиться в будущем.
Можно
найти много символических оттенков слова сад: красота, идея времени, память
поколений, родина. Но чаще всего вспоминается знаменитый чеховский образ: сад –
дворянские гнезда, недавно переживавшие период расцвета, а теперь пришедшие в
упадок.
Сад у
Бунина – зеркало, отражающее то, что происходит с поместьями и их обитателями.
В
рассказе «Антоновские яблоки» он предстает живым существом со своим настроением
и характером. Сад показан всякий раз сквозь призму настроений автора. В
благодатную пору бабьего лета он – символ благосостояния, довольства,
процветания: «...помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад,
помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок,
запах меда и осенней свежести». Ранним утром он, прохладный, наполнен «лиловатым
туманом», как будто скрывает тайны природы.
Но «прощальный
праздник осени» подошел к концу, и «черный сад будет сквозить на
бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске».
В последней главе сад – опустевший, унылый... На пороге нового века
остались одни воспоминания о некогда блистающем саде. Мотивы покинутой
дворянской усадьбы созвучны знаменитому стихотворению Бунина «Запустение»
(1903):
Томит
меня немая тишина.
Томит
гнезда родного запустенье.
Я вырос
здесь. Но смотрит из окна
Заглохший
сад. Над домом реет тленье...
5. Рассказ «Антоновские яблоки», по выражению А. Твардовского,
исключительно «душистый»: «Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи
читателю». Раскройте содержание этой цитаты.
Читаешь
Бунина и словно физически ощущаешь ржаной аромат новой соломы и мякины, «запах
дегтя в свежем воздухе» (этнографический интерес к сельской жизни), «тонкий
аромат опавшей листвы», душистый дым вишневых сучьев, крепкий запах грибной
сырости, которой пахнет от оврагов (романтика детства, вихрь воспоминаний);
запах «старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета», аромат
старинных духов, которыми пахнут похожие на церковные требники книги
(ностальгия по прошлому, игра воображения)».
В
рассказе царит «запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести» (это
ключевая фраза рассказа). Чудесный дар осени – антоновские яблоки – автор
избрал символом уходящего родного быта. Антоновка – старинный зимний
сорт яблок, искони любимый, широко распространенный.
Характерная
особенность антоновки – «сильный, своеобразный эфирно-яблочный аромат» (синоним
– «духово яблоко»). Выходец из Орловской губернии, Бунин прекрасно знал, что
антоновские яблоки – одна из примет русской осени. Любя Россию, Бунин
опоэтизировал их.
Домашнее
задание.
Подбор
материала к сочинению по творчеству И. А. Бунина. Индивидуальное задание
группам учащихся:
–
Составить примерные темы сочинений.
–
Разработать план сочинения по теме «Любовь в понимании Бунина».
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.