Урок 110 «ДВОЙНИКИ» РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА, ИХ РОЛЬ В РОМАНЕ
Урок
110
«Двойники» Родиона Раскольникова,
их роль в романе
Цель: выяснить, кто такие «двойники» Родиона Раскольникова и
как они «помогают» раскрыть характер главного героя.
Ход урока
I. Беседа с учащимися.
Вопросы:
1. Каковы
социальные и философские истоки преступления Родиона Раскольникова?
2. Объясните, в чем суть
идеи Раскольникова о праве сильной личности? Ваше отношение к этой идее.
3. Почему убийству
предшествует сон героя? Какова, на ваш взгляд, роль снов и видений в
произведении?
4. В чем убеждает нас
поведение Раскольникова во время убийства?
Теория
Раскольникова антигуманна. Убийство – страшное преступление, его невозможно
«рассчитать». Раскольников убивает старуху-процентщицу и вместе с ней лишает
жизни добрую и смиренную Лизавету, одну из тех «униженных и оскорбленных», ради
которых он и решился на преступление.
Герой Достоевского испытывает
невыносимые душевные муки, страшнейшее нервное потрясение. Раскольников
«терзался, мучился, припоминал, стонал, впадал в бешенство или в ужасный
страх». Возникает страх не только быть раскрытым, но и чувство одиночества,
разъединенности, разобщенности с внешним миром.
Художественный прием сна
использует автор, чтобы выявить истинную сущность своего героя.
Видения и сны помогают
писателю «добраться до скрытых тайников души своих героев», – пишет Н. С.
Прокурова [23]. Можно утверждать, что именно во сне о лошади всесторонне и
глубоко раскрывается натура Родиона Раскольникова.
II. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.
Примерные темы:
1. Лужин –
подлец «по убеждению», маленький «Наполеон».
2. В чем смысл
сопоставления Лужина и Раскольникова?
3. Свидригайлов и его
жизненная позиция вседозволенности.
4. В чем причина
самоубийства Свидригайлова?
5. Зачем Достоевский
сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?
Лужина и
Свидригайлова часто называют «двойниками» Родиона Раскольникова.
Первое
впечатление Раскольникова о Лужине Петре Петровиче, что этот
немолодой господин «умный и, кажется, добрый». Но поведение, отношение к людям,
Дуне и ее матери убеждают, что Лужин – равнодушный, расчетливый, себялюбец с
мелкой, грязной душонкой.
Он открыто проповедует
эгоизм и индивидуализм. Принципы, которыми руководствуется Лужин в своих
поступках, с особой убедительностью раскрываются в авторских комментариях и
рассуждениях его после разрыва с Дуней. («Более всего на свете любил и ценил он
добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что
было выше его». «Возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном
интересе основано». «…куражился до последней черты».) О том, что этот грязный
делец возлюбил «прежде всего одного себя», свидетельствует его холеная,
щегольская внешность. «Он – нувориш, он
блестел, как начищенный медный грош… Лужин только начал выходить из грязи и
внешним блеском старался подчеркнуть свое новое богатство… его душу поразил
грех гордыни, самовозвеличивания, самолюбования», – пишет исследователь
творчества Ф. М. Достоевского Н. С. Прокурова [21].
Лужин живет по принципу:
«все дозволено», ничего святого в его душе нет. Действия Лужина безукоризненны
с точки зрения господствующих законов и морали «сильных мира». Для достижения
своих эгоистических целей он готов «преступить все препятствия». В этом теория
Лужина схожа с теорией Раскольникова.
Аркадий
Иванович Свидригайлов – сложный и противоречивый герой романа.
(Фамилия происходит от немецкого корня geil, что означает «сладострастный»,
«похотливый»). Его прототипом считается уголовник Омской тюрьмы Павел Аристов,
надменный и жестокий.
Свидригайлов – помещик,
далекий от всяких моральных принципов. На его совести не одна загубленная жизнь
(«самоубийство» девочки, гибель дворового человека Филиппа, неожиданная и
загадочная смерть жены Марфы Петровны). Циничный и развратный, он совершенно
спокойно рассказывает о своих гнусных похождениях. Узнав тайну Раскольникова,
не осуждает, не возмущается, наоборот, успокаивает и подбадривает его, «на путь
истинный наставляет». Свидригайлов не видит в преступлении никакой трагедии.
При встрече с
Раскольниковым Свидригайлов улавливает в состоянии его души «какую-то
отправную точку», нечто общее с собой.
Основные черты Свидригайлова
– вседозволенность, равнодушный цинизм, безграничное сладострастие.
Роль Свидригайлова
в романе велика:
сблизив Раскольникова и Свидригайлова, предоставив им возможность
общаться, автор, по мнению Н. С. Прокуровой, позволил главному герою «получше
вглядеться в фигуру Свидригайлова и, увидев всю низость и мерзость его души,
содрогнуться при мысли о том, что он и Свидригайлов теперь – «одного поля
ягоды».
Однако иногда Свидригайлов
совершает и добрые дела «от скуки». (Дает деньги на похороны Екатерины
Ивановны, устраивает детей Мармеладова в приют, восстанавливает доброе имя
Дунечки.) Можно предположить, что потенциально Свидригайлов – человек
совести. В редкие минуты «пробуждения и просветления» он спешит делать
благородные поступки. Но… его испортило, извратило общество.
Встреча Свидригайлова и
Дунечки, их нравственный поединок – одна из самых захватывающих сцен
романа. Отступил герой перед душевной силой Дунечки, перед своей любовью к ней.
И не осталось в жизни его ничего другого, кроме смерти. Он уходит из жизни
опустошенным. Его смерть – результат последовательного освобождения себя «от
всех преград». Достоевский убежден и убеждает читателя, что без веры в добро,
истину, без цели в жизни жить нельзя.
В чем смысл сопоставления
Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Все эти герои – эгоисты,
самоутверждающиеся за счет других. Сталкивая их, автор опровергает теорию
Раскольникова о праве сильной личности. «В то же время отношение Раскольникова
к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к «сильным мира
сего», – пишут И. В. Золотарева и Т. И. Михайлова [9]. Раскольников не
может принять мир людей, живущих по его же теории.
Домашнее
задание (по группам).
1. История
жизни Р. Раскольникова и Сони Мармеладовой.
2. Поединки
Раскольникова с Порфирием Петровичем.
Перечитать:
часть III, глава 5,
часть VI, главы 5–6,
часть VI, глава 2.
3. Финал романа.
Каково место Сони в раскрытии
образа Раскольникова?
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.