Урок 94 ЖИЗНЕННЫЙ ПОДВИГ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Урок
94
Жизненный подвиг Н. Г. Чернышевского
Цели: вызвать интерес учащихся к личности и судьбе
Чернышевского; познакомить с фактами биографии писателя, повлиявшими на
формирование его мировоззрения; показать роль Чернышевского в
революционном движении 60-х годов XIX века, его огромное воздействие
на современников.
Наглядные пособия: портреты Н. Г.
Чернышевского, фотографии.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Чернышевский
– одна из прекраснейших по своей законченности и широте человеческих натур,
которая когда-либо жила на свете.
А. В. Луначарский
I. Вступительное слово учителя.
Писатель-демократ Н. Г. Чернышевский
Николай Гаврилович
Чернышевский (1828–1889) – ученый, экономист, философ, литературный критик,
писатель, революционный демократ. Жизнь Чернышевского, его личность и
творчество (философское, публицистическое и литературное) – центральное явление
50–60-х годов XIX века. Все крупнейшие поэты и писатели второй половины XIX
века испытали на себе воздействие Чернышевского как литературного критика и
теоретика искусства.
«Личность этого
человека так благородна, величественна и вместе так симпатична и
прекрасна, деятельность его так чиста и сильна, влияние его так громадно, что
чем более всматриваешься в черты этого человека, тем сильнее и сильнее
проникаешься безусловным уважением и любовью к нему. Гениальный ум,
благороднейший характер, твердость воли… сердце, открытое сочувствию ко всему,
что прекрасно в мире… жизнь без тени порока, полная борьбы и деятельности, –
все, чем может быть прекрасен и велик человек, соединились в нем», – писал
когда-то Н. Чернышевский о Г. Лессинге. То же самое можно сказать и о нем
самом.
II. Рассказы учащихся о биографии Н. Г. Чернышевского.
1. Детство и юность (1828–1846)
Родился в 1828 г. в семье
саратовского священника Гавриила Ивановича Чернышевского и его жены Евгении
Егоровны, урожденной Голубевой. До 12 лет учился дома, под руководством отца,
отличавшегося многосторонней образованностью. В семье Чернышевских с большим
уважением относились к книгам. «Я сделался библиофагом, пожирателем книг, очень
рано», – писал Чернышевский в «Автобиографии».
В 1842–1845 гг.
Чернышевский учился в Саратовской духовной семинарии. Изучал иностранные языки,
в том числе и восточные. К 16 годам овладел греческим, латинским, немецким,
французским, английским, татарским, персидским, польским языками. Но духовная
карьера не привлекала юношу, и он, не закончив семинарии, оставил ее.
В 1846 г. Чернышевский
поступил в Петербургский университет на отделение общей словесности
философского факультета.
2. В Петербургском университете
Занятия в университете
составляли лишь часть интересов Чернышевского. Его занимали история,
политэкономия, эстетика, философия, политика, литература.
В период учебы в
университете были выработаны основы мировоззрения Чернышевского. «Вот мой образ
мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда ее, хотя я и
знаю, что долго, может быть, весьма долго, из этого ничего не выйдет хорошего,
что, может быть, надолго только увеличатся угнетения и т. д. – что
нужды?.. мирное, тихое развитие невозможно».
3. Н. Г. Чернышевский – преподаватель
Саратовской гимназии (1851–1853)
В апреле 1851 г.
Чернышевский вернулся в Саратов преподавателем местной гимназии. Педагогическая
деятельность стала попыткой применить на практике те убеждения, которые
сформировались у него в студенческие годы.
«У меня такой образ
мыслей, что я должен с минуты на минуту ждать, что вот явятся жандармы, отвезут
меня в Петербург и посадят меня в крепость, бог знает, на сколько времени. Я
делаю здесь такие вещи, которые пахнут каторгою – я такие вещи говорю в классе»
[10. С. 105], – признавался Чернышевский Ольге Сократовне Васильевой, своей
будущей жене.
Чернышевский рассказывал
гимназистам о запрещенных в то время Гоголе и Белинском, о революционных
событиях во Франции, о крепостном праве…
4. Диссертация «Эстетическое отношение
искусства
к действительности»
Работа была закончена в
1853 г., а публичная защита диссертации происходила 10 мая 1855 г.
Университетское начальство всячески оттягивало защиту, так как считало работу и
спорной, и «посягающей на общепризнанные основы философско-эстетической
науки»[10. С. 106]. Чернышевский считал необходимым разобраться, в каком
соотношении между собой находятся действительность и искусство, что есть
прекрасное в жизни и искусстве. Ему удалось сделать один из главных для его
эстетической теории выводов: «Природа и жизнь выше искусства».
5. Знакомство Н. Г. Чернышевского с Н. А.
Некрасовым (1853).
Работа в «Современнике» (1854–1862)
Под руководством
Чернышевского и Некрасова, а с 1857 г. и Добролюбова определилось
революционно-демократическое направление журнала «Современник». Чернышевский
вел отдел критики и библиографии, позже сосредоточился на политических и
экономических темах. С 1859–1862 гг. возглавлял политический отдел. В своих
статьях отстаивал интересы народа. «Избавьте нас от Чернышевского – ради общего
спокойствия», – писал анонимный доносчик в охранное отделение.
6. Чернышевский в Петропавловской крепости.
Гражданская казнь
7 июля 1862 г.
Чернышевский был арестован. Поводом послужила прокламация «Барским крестьянам
от их доброжелателей поклон». Авторство приписали Чернышевскому, хотя это
установить не удалось. 678 дней провел писатель в Петропавловской крепости, а
затем на Мытнинской площади в Петербурге 18 мая 1864 г. над Чернышевским был
совершен фарсовый обряд гражданской
казни с выставлением его к позорному столбу. На груди
была прикреплена дощечка с надписью «Государственный преступник».
Чернышевский был лишен
всех прав состояния и присужден к 14 годам каторжной работы в рудниках, с
последующим поселением в Сибири.
7. В ссылке (1864–1883)
Кадаинский рудник
Нерчинского горного округа, город Вилюйск – места пребывания осужденного
Чернышевского. Тяжелейшие условия жизни. Предпринимались неоднократные попытки
освобождения Чернышевского, но все они не удались. «Освобождение» пришло после
убийства народниками Александра I.
8. Последние годы жизни
В Астрахани – жизнь под
надзором полиции в течение 6 лет.
В Саратове – последние
месяцы жизни. Чернышевский не терял бодрости духа. Он, по своим собственным
словам, «переводил, писал, думал».
Домашнее
задание.
Чтение романа «Что
делать?».
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.