Урок 64 ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПЬЕСЫ «ГРОЗА». ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ И РАССТАНОВКА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ В «ГРОЗЕ»
Урок
64
ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ пьесы «ГРОЗа».
ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ И РАССТАНОВКА
ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ В «ГРОЗЕ»
Цели: рассказать учащимся о творческой истории пьесы
«Гроза»; рассмотреть различные оценки «Грозы» и выразить свое отношение к
прочитанной пьесе; выяснить, в чем суть основного конфликта; познакомиться с
действующими лицами, определить значение их имен и фамилий.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
«Гроза»
есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные
отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических
последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу
соглашается, что она производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели
другие пьесы Островского… В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее.
Н. Добролюбов
I. Вступительное слово учителя.
Творческая история «Грозы»
В 1856 и 1857 годах А. Н.
Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции», организованной
морским министерством. Сохранились дневниковые записи Островского под названием
«Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода». Поездка по Волге,
пребывание в волжских городах расширили представление драматурга о русской
действительности.
Один из участников
экспедиции С. В. Максимов писал: «Волга дала Островскому обильную пищу, указала
ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его на те из них, которые
составляют честь и гордость отечественной литературы».
Известный литератор и
театрал XIX в. С. А. Юрьев продолжил: «"Грозу" не Островский написал…
"Грозу" Волга написала».
Таким образом, именно
путешествие по Волге положило начало работе Островского над «Грозой». Пьеса
была написана быстро: начата в июле, а окончена в октябре 1859 г. Впервые
увидела свет не в печати, а на сцене: 16 ноября 1859 года состоялась премьера «грозы» в Малом театре, а 2 декабря 1859
года – в Александринском театре.
Сохранились воспоминания
актрисы, первой игравшей роль Кабанихи на русской сцене, Н. В. Рыкаловой:
«Александр Николаевич Островский был большой друг нашего театра… вскоре собрал
нас всех на квартире у Никулиной-Косицкой и прочел свое произведение. Общее
восхищение было чрезвычайно велико, все поздравляли знаменитого писателя,
предрекая заранее успех пьесе и крепко пожимая счастливому автору руку».
«Гроза» была напечатана в
первом номере журнала «Библиотека для чтения», а вскоре вышла отдельным
изданием в 1860 году.
Пьеса стала крупнейшим
литературно-общественным событием русской жизни. Через год после появления
Островский за пьесу «Гроза» был удостоен Большой Уваровской премии, в то время
это была высшая награда за драматическое произведение.
Критики по-разному
оценивали «Грозу» и ее главную героиню. Высшую оценку пьесе дал Н. А.
Добролюбов в статьях «Луч света в темном царстве» (1860)
и «Темное царство»
(1859). Единодушны с
ним были И. А. Гончаров, П. П.
Плетнев, А. Д. Галахов.
Оценка «Грозы» Л. Толстым
(из письма А. Фету): «"Гроза" Островского есть, по-моему, плачевное
сочинение». С ним был согласен А. Фет.
Выдающийся мыслитель и
прогрессивный критик Д. И. Писарев написал статьи «Мотивы русской драмы» (1864)
и «Посмотрим!» (1865), в которых возразил Н. А. Добролюбову. Признавая
некоторые достоинства пьесы, он решительно отказал «Грозе» и ее героине
Катерине в каком бы то ни было протесте. Катерина, по мнению Писарева, не «луч
света в темном царстве», а «вечное дитя», «несчастная жертва».
Великий артист М. С.
Щепкин с горечью и обидой отозвался о произведении Островского. 31 октября 1859
г. он ушел за кулисы во время репетиции «Грозы» в Московском Малом театре.
II. Рассказ подготовленного
ученика о сюжете «Грозы».
Долгое время считалось,
что в основе сюжета «Грозы» – нашумевшее «клыковское дело». В 1859 г. в
Костроме девятнадцатилетняя Клыкова Александра Павловна ушла из дома, и тело ее
нашли в Волге. При судебном разбирательстве выяснилось, что веселая и добрая
Александра Клыкова была выдана замуж в купеческую семью. Деспотичная и угрюмая
свекровь всячески притесняла сноху, а безвольный сын не мог защитить молодую
жену. Но тут появился служащий почтовой конторы Марьин, которого Клыкова
полюбила.
Далее выяснилось, что
«Гроза» была написана раньше, чем происходили реальные события в семье
Клыковых. Но совпадения потрясающие!
Драму «Гроза» Островский
написал почти полтора века назад. Казалось бы, что нам сегодня до Катерины? Но
пьеса до сих пор волнует и зрителей, и читателей. Одна из причин в том, что
драматург воссоздал в произведении необычайно яркие, живые и, к сожалению,
узнаваемые в сегодняшней жизни характеры. Другая причина – автор не просто
создал запоминающиеся картины нравов, но и обратился к «вечным проблемам» –
проблемам нравственности, человеческого достоинства, любви, счастья,
противоречиям между велением сердца и долга.
III. Объяснение нового
материала.
Лекция учителя (краткое изложение).
Основной конфликт и система художественных образов
В драме «Гроза» автор
поставил перед собой задачу обличения экономической и духовной тирании «темного
царства». Он показал, как «зреет протест против вековых традиций и как
старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни» (А. А.
Зерчанинов).
Суть основного конфликта
такова. По словам Ю. В. Лебедева, это конфликт между «темным царством» и
новым человеком, живущим по законам совести.
В драме выступают две
группы жителей провинциального города Калинова. Одна из них олицетворяет власть
«темного царства». Это Кабанова Марфа Игнатьевна и Дикой Савёл Прокофьич –
грубые, деспотичные и невежественные, враги всего нового.
К другой группе относятся
«жертвы» «темного царства». Это Катерина, Борис, Кулигин, Варвара, Кудряш,
Тихон, униженные и угнетенные, но все-таки способные на протесты и по-разному
его выражающие.
IV. Беседа с учащимися по вопросам:
1. Назовите действующих
лиц «Грозы». Что означают их имена и фамилии? (Толкование имен – см. [28]*.)
Екатерина
– разговорное Катерина, от греческого katharios – чистая, благопристойная.
Варвара –
от греческого barbaros – иноземка, чужестранка.
Марфа –
от арамейского marta
– госпожа.
Борис –
сокращение имени Борислав, от бор – борьба, слав – слава.
Савёл –
от Савелий, древнееврейское имя
Саул – испрошённый
(у бога).
Тихон –
от греческого tychon – удачный, спокойный.
2. Расскажите
о героях пьесы (их внешность, манеры, поступки, особенности речи).
3. Почему
«Гроза» открывается песней Кулигина?
4. Какую роль
в пьесе играет пейзаж?
V. Чтение
по ролям I действия (если останется время).
Домашнее
задание.
1.
Сочинение-миниатюра «Значение пейзажа в пьесе «Гроза».
2. Рассказ о городе
Калинове и его обитателях.
3. Чтение по ролям.
Заранее распределить роли, отобрать тексты для чтения о явлениях природы.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.