Урок 31 «БОРИС ГОДУНОВ» А. С. ПУШКИНА – ПЕРВАЯ ПОДЛИННО РУССКАЯ ТРАГЕДИЯ (В. Г. БЕЛИНСКИЙ)
Урок 31
«Борис Годунов» А. С. Пушкина – первая
подлинно русская трагедия (В. Г. Белинский)
Цели: расширить и углубить представление учащихся о Пушкине –
историке и драматурге; познакомить школьников с творческим и идейным замыслом
«Бориса Годунова»; рассмотреть основные проблемы трагедии и их освещение
Пушкиным; показать, как изображен народ в трагедии; в чем, по Пушкину, его сила
и слабость.
Эпиграф к уроку:
Мы
вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и
намекнуло о нашем будущем.
I. Вступительное слово
учителя.
В Михайловском Пушкин
написал историческую пьесу «Борис Годунов» (1825 г.), в которой правдиво и ярко
воссоздал картины прошлого. Поэт добился того, чтобы, говоря его собственными
словами, «воскресить минувший век во всей его истине».
Всю историческую
действительность того времени, многоликую и пеструю Русь эпохи «многих мятежей»
показал Пушкин. «Русь конца XVI – начала XVII века» – главное действующее лицо
пьесы» (Д. Д. Благой).
Самым приемлемым жанром
для такого изображения Пушкин считал трагедию. Именно в трагедии
«можно показать зависимость судьбы человека от судьбы народа», решить вопрос о
политических судьбах страны. «Что развивается в трагедии? Какая ее цель?
Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная» – так поэт определял
сущность трагедии.
Таким образом, Пушкин
создал реалистическую, подлинно народную трагедию и в то же время на материале
истории пытался решить важнейшие вопросы современности – о взаимоотношении
власти и народа, о роли народа в истории.
Какими источниками
пользовался Пушкин? События, факты и лица поэт заимствовал из «Истории
Государства Российского» Н. М. Карамзина и
летописей. «Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий; в
летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени», – написал
Пушкин.
Кроме того, Пушкин
перечитал трагедии Шекспира. «Шекспиру я подражал в его вольном и широком
изображении характеров, в небрежном и простом составлении типов», – сообщал
поэт в «Набросках предисловия к «Борису Годунову».
II. Выступления учащихся с
докладами или сообщениями.
1. Основная
тема трагедии – царь и народ. Борис Годунов в изображении Пушкина.
Правление Бориса Годунова
– смутная пора. Царь Борис взошел на престол путем преступления – убийства
царевича Димитрия, сына Ивана IV. Хотя Пушкин наделил своего героя некоторыми
положительными чертами, тем не менее объяснил падение власти Бориса главным
образом социальными обстоятельствами. На борьбу с ним выступило боярство,
казаки, польская шляхта, но главное – восстал народ против Годунова, а народ –
определяющая сила истории.
2. Царь
Борис и Самозванец.
Изображая борьбу Годунова
и Самозванца за власть, Пушкин срывает с них «личину справедливости и
божественного произволения» (А. И. Ревякин). Оба они – тираны и злодеи,
добившиеся царской власти преступлениями и презирающие народ.
Борис – политик, понимающий
всю сложность обстановки в стране, не опирается ни на одну общественную группу.
Самозванец же пользуется поддержкой многих социальных сил и на первых порах –
народа. Но он не смог сохранить такое отношение народных масс к нему.
3. Народ
и его роль в трагедии.
Народ – главный герой
трагедии. Ему отведено в композиции произведения центральное место: он
появляется в самом начале трагедии, он же и завершает ее. Без народной
поддержки бессильны и цари, и бояре.
«Народ безмолвствует». В
этом безмолвии – приговор Самозванцу. Он осужден народом единодушно, и это
предрекает ему скорый конец. Народ в изображении Пушкина – мятежная стихия.
Свергнуть тиранов он может, но обеспечить себе благо и свободу не в состоянии.
Причина этого – темнота, политическая несознательность народных масс.
Домашнее задание.
1. Прочитать «Маленькие
трагедии».
2. «Моцарт и Сальери».
Какова позиция Пушкина в оценке двух типов художников: Моцарта и Сальери?
Характеры, взгляды и поступки героев.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.