Урок 34 «РЕВИЗОР»: ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ. СЕМЕЙСТВО ГОРОДНИЧЕГО
Урок 34 «РЕВИЗОР»:
ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ. СЕМЕЙСТВО ГОРОДНИЧЕГО
Цели урока:
продолжить работу по анализу III действия комедии; работать над выразительным
чтением по ролям.
I. Организационный
момент.
II.
Сообщение темы и целей урока.
III.
Тестирование.
1. Жанр этого
произведения:
а) комедия;
б) трагедия;
в) драма.
2. Главный герой,
наказывающий пороки и утверждающий положительные идеалы:
а) ревизор;
б) городничий;
в) смех.
3. Часть
композиции из произведения, в которой обрисована картина жизни и нравов уездного
городка:
а) зачин;
б) экспозиция;
в) эпилог.
4. Выражение
из произведения, ставшее крылатым:
а) «Унтер-офицерская
вдова, которая сама себя высекла»;
б) «Счастливые часов не
наблюдают»;
в) «Минуй нас пуще всех
печалей и барский гнев и барская любовь».
5. Действие в
«ревизоре» достигает особого
напряжения, а конфликт наибольшей остроты в сцене:
а) в трактире;
б) разглагольствования
Хлестакова;
в) мечтаний городничего и
его жены о жизни в Петербурге.
6. Для речи
Хлестакова характерна:
а) логичность;
б) искрящийся юмор;
в) бессмыслица.
7. В основе
рассказа Хлестакова:
а) антитеза;
б) гипербола;
в) сравнение.
8. Истинное
стремление Хлестакова:
а) сыграть роль повыше
той, что предусмотрена его положением;
б) жениться на Марье
Антоновне;
в) набрать как можно
больше денег в долг.
9. Глупость,
пустота, фанфаронство свойственны:
а) Ляпкину-Тяпкину;
б) городничему;
в)
Хлестакову.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
а |
в |
б |
а |
б |
в |
б |
а |
в |
IV. Беседа
по материалу изученного, проверка домашнего задания.
Вопросы:
1. Итак, мы выяснили, что
изучаемое нами произведение – комедия.
К какому виду литературных
произведений относится комедия? (Комедия – один из основных видов
драмы, т. е. литературного произведения, предназначенного для постановки на
сцене, комедия изображает такие жизненные явления, положения и характеры,
которые вызывают смех.)
2. Комедия как
любая драма пишется в форме диалогов и монологов. Вспомните, что называется
диалогом, монологом, репликой. Приведите наиболее яркие, смешные, на ваш
взгляд, примеры из третьего действия комедии Гоголя.
(Диалог –
разговор 2 или более лиц, например разговор Анны Андреевны и Марии Антоновны из
III действия, явления 1.
Монолог –
развернутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других (в III
действии – нет монологов, а во II действии – монолог Осипа, например).
Реплика –
фраза собеседника в диалоге. Бывают реплики «в сторону», то есть не
предназначенные для ушей собеседника.
3. Узнайте героя комедии
по его словам в диалоге. Как в речи проявляются его мысли и чувства? Как автор
передает свое отношение к герою?
«...Уж на что, осмелюсь
доложить вам, головоломка обязанность градоначальника! Столько лежит всяких
дел, относительно одной чистоты, починки, поправки ... словом, наиумнейший
человек пришел бы в затруднение, но, благодаря Богу, все идет благополучно.
Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; но, верите ли, что, даже
когда ложишься спать, все думаешь: «Господи Боже ты мой, как бы так устроить,
чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно...» наградит ли оно или нет, конечно, в его
воле, по крайней мере, я буду спокоен в сердце. Когда в городе во всем порядок,
улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало... то чего же мне
больше? ей-ей, и почестей никаких
не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но пред добродетелью все прах и суета.
Артемий Филиппович (в сторону).
Эка, бездельник, как расписывает! Дал же Бог такой дар!
Хлестаков. Это правда. Я, признаюсь, сам
люблю иногда заумствоваться: иной раз прозой, а в другой и стишки выкинутся.
(Начинает
диалог городничий. Его слова – сплошная выдумка о добросовестной работе,
сдобренная откровенной лестью по отношению к ревизору. Забавно, что каждое
высказывание заключает в себе что-то действительно существующее в городе и
деятельности городничего, но в противоположном значении. Это создает комический
эффект. Только по отношению «к начальству» городничий почти искренен, так как,
конечно, хочет, чтобы ревизор остался доволен. Гоголь разоблачает притворство
хитрого градоначальника репликой Хлестакова, который наивно замечает, что тоже
любит «присочинить», таким образом, серьезность и тем более правдивость чувств
городничего уничтожена мгновенно. Зависть судьи, отъявленного бездельника и
мошенника, к «талантам» начальника завершает разоблачительную картину.)
4. Да, в комедии герой
раскрывается прежде всего в словах: он рассказывает о себе, своих чувствах (или
скрывает их), и по тому, что и как говорит персонаж, можно судить
о его личности. Определите по отдельным репликам, кому они принадлежат. Свой
ответ аргументируйте.
а) «Я люблю поесть. Ведь
на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». (Хлестаков. Интересы самые
приземленные, но любит высказываться «красиво» и говорит пошлости.)
б) «Нет, нет, позвольте уж
мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили еще даже и спасибо получал;
авось Бог вынесет и теперь». (Городничий перед посещением мнимого ревизора
готов к «сражению», имеет опыт подобных дел.)
в) «Знаю, знаю... Этому не
учите, это я делаю не то чтобы из предосторожности, а больше из любопытства:
смерть люблю узнать, что есть нового на свете». (Почтмейстер. Речь идет о
вскрытии чужих писем. Нарушая служебный долг, этот чиновник даже не
задумывается о безнравственности такого поведения.)
г) «Не приведи Бог служить
по ученой части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что
он тоже умный человек». (Лука Лукич Хлопов – человек трусливый, не
справляющийся со своими обязанностями. Однако в его словах звучит критика
времени, когда каждое умное слово могло вызвать политические преследования.)
д) «Ничего, ничего, я так:
петушком, петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щелочку-та, в
дверь этак посмотреть, как у него эти поступки...» (Петр Иванович Бобчинский
– городской помещик (бездельник), главная черта характера – любопытство.)
е) «Да делать-то, конечно,
нечего. А за ошибку-то повели ему заплатить штраф. Мне от своего счастья нечего
отказываться, а деньги бы мне теперь очень пригодились». (Унтер-офицерская
вдова, высеченная по ошибке. Не справедливости ищет, а получить штраф.)
5. В своей комедии
Гоголь дает еще замечания для господ актеров с краткой характеристикой героев.
Узнайте одного из них по описанию. Какими средствами писатель добивается
комического эффекта?
«Человек, прочитавший 5
или 6 книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и
потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда
сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом, с продолговатой
растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже
бьют».
(Это характеристика
судьи – Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина. Уже фамилия его говорит о том, как
он относится к служебным обязанностям: тяп-ляп. Авторская ирония заключена в
каждой фразе и направлена не только на этого «героя», но и других тоже. Первая
– о «вольнодумстве», основанном на чтении 5–6 книг (!) – говорит и о других,
которые за всю жизнь прочитали и того меньше. Значительная мина – следствие
уважения окружающих к его знаниям и уму – снова ирония. наконец, сравнение его речи с боем старинных часов тоже
вызывает смех.)
6. Одной из особенностей
комедии Гоголя является то, что в ней даны уже сложившиеся характеры, и
характеры эти описаны, как мы только что еще раз убедились, самим
Гоголем в «Замечаниях для господ актеров». Во время прочтения комедии мы
постоянно обращаемся к этим «замечаниям», чтобы понять, как реализуется в
поступках, действиях характер того или иного героя. Следя за сюжетом, мы
отмечаем, как оправдывается характеристика, данная Гоголем Хлестакову в
«Замечаниях для господ актеров», понимаем, почему чиновники верят болтовне этой
«фитюльки».
Попробуем назвать, какие
события, происходящие в комедии, можно соотнести с каждым элементом сюжета.
(Экспозиция –
сообщение городничего о тайном приезде ревизора, совещание чиновников о мерах,
которые необходимо предпринять.
Завязка –
предположения Добчинского и Бобчинского, что Хлестаков и есть ревизор, реакция
на это сообщение городничего и чиновников.
Развитие действия
– все похождения Хлестакова в роли ревизора, заканчивающиеся сватовством и
отъездом.
Кульминация
– вечер у городничего, чтение письма.
Развязка
– сообщение о приезде настоящего ревизора.)
V. Работа
по новой теме.
1. Слово учителя.
Удивительное
мастерство Гоголя проявилось в том, что он придумал такую завязку, которая
сразу же привела в движение всех действующих лиц. Каждый из героев,
встревоженный известием о приезде ревизора, ведет себя в соответствии со своим
характером и своими преступлениями против законности.
Второе действие, как мы
выяснили, показало перелом в поведении Городничего, преодолевшего свой страх,
понявшего, что «ревизора» нетрудно обмануть, то есть скрыть от него все свои
преступления. Итак, завязался конфликт, но конфликт комедийный.
Борющиеся силы: городничий и его окружение – Хлестаков.
Комедийность конфликта
состоит в том, что в нем все наоборот: с точки зрения здравого смысла, героем
нападающим, атакующим должен быть ревизор как государственный чиновник,
приехавший в город с проверкой, а Хлестаков никого не атакует, так как не
является настоящим ревизором; напротив, он стал объектом нападения и, как
может, отражает это нападение. героем,
ведущим действие, оказался городничий. Все его действия подчинены одному
стремлению: обмануть ревизора, создать видимость благополучия в городе, не дать
возможности раскрыть его преступления. Все чиновники полностью поддерживают его
в этом, так как они тоже имеют свои грехи. Вот это «наоборот» пройдет через все
наиболее важные моменты в развитии конфликта.
Итак, перенесемся вновь в
дом городничего, в комнату, где готовятся к встрече с «ревизором» Марья
Антоновна и Анна Андреевна.
2. Чтение по ролям явления 1–3, действия III.
3. Слово учителя.
Итак, дамы
готовы к встрече, готов и городничий со своим окружением. События, изображенные
в III действии, представляют очень важный этап в развитии конфликта. Но,
обратите внимание, и здесь борьба между участниками конфликта (городничий –
Хлестаков) развивается тоже алогично, «наоборот»: Хлестаков понял, что его
принимают за какое-то очень важное лицо, и рассказом о своей столичной жизни
старается напустить на себя еще больше важности.
4. Чтение по ролям (явление 6, действие
III).
5. Вывод.
Хлестаков
завирается до такой степени, что полностью разоблачает себя. Сцена вранья
является кульминацией в саморазоблачении Хлестакова: он с самой первой встречи
с городничим ведет себя так глупо, как человек «без царя в голове», а в сцене
вранья, это его качество раскрывается с наибольшей силой. И, казалось бы,
теперь чиновники, если не все, то хотя бы городничий, должны были бы понять
свою ошибку, а они ничего не поняли: так велик их страх, так тяжки их грехи.
Городничий все время старается проникнуть в сущность характера Хлестакова, он
понимает, что тот по молодости многое наврал, но все-таки верит, что Хлестаков
– ревизор, и потому отдает новые приказания: никого в дом не впускать, кто
может пожаловаться. Напряженность комедийного действия растет.
6. Завершение чтения по ролям (явления 9–11, действие III).
Домашнее
задание: подготовить выразительное чтение по ролям IV действия;
индивидуальное задание: инсценировка отдельных сцен IV действия.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.