Урок 20 ГЕРОИ И СТИЛИСТИКА А. С. ПУШКИНА В РОМАНЕ «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». ГРИНЕВ И САВЕЛЬИЧ
Урок 20 ГЕРОИ И
СТИЛИСТИКА А. С. ПУШКИНА В РОМАНЕ «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». ГРИНЕВ И САВЕЛЬИЧ
I. Организационный
момент.
II. Проверка домашнего
задания.
– Какие страницы, эпизоды,
картины показались неожиданными и особенно волнующими?
– Привнес ли «вожатый»
перемены в пушкинский роман, в его стилистику?
– Часто ли создает автор
пейзажные картины? (Пожалуй, единственный раз, когда Гринева застает буран.)
– Так ли необходим буран
автору?
– Какой эпизод по роли
своей в романе близок картине бурана? (Сон Гринева.)
– Как встретили эту
необычную страницу? Какова ее роль в романе?
– Соотнесите неожиданные
эпизоды первых страниц и их язык с последующими страницами.
– В чем тайны композиции
«Капитанской дочки»? Почему столь необычно построил Пушкин роман – на опережениях
и перекличках (буран – «вожатый» – сон Гринева – заячий тулупчик – пугачевщина
и судьба Гринева)?
III. Работа
по новой теме.
Центральное лицо романа.
– Назовите
героев пушкинского романа. Кто из них, на ваш взгляд, главный?
– А какого героя мы
вправе назвать главным героем произведения?
(Наш современник Фазиль
Искандер поделился воспоминаниями о том, как он впервые услышал страницы
пушкинской прозы: «Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это
наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница первых классов
(заметьте: первых!) читала нам вслух на уроке «Капитанскую дочку». Это были
счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю
жизнь... Уже зрелым человеком, – продолжает Искандер, – я прочел записки Марины
Цветаевой о Пушкине; из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая
«Капитанскую дочку», с таинственным наслаждением все время ждала появления
Пугачева. У меня было совсем другое. Я с величайшим наслаждением все время ждал
появления Савельича...»)
– Конечно, захватывающи
Пугачев и Савельич! А как читали «Капитанскую дочку» вы? Какого героя ожидали
каждый раз с нетерпением? Может, Гринев – центральный герой романа? Достоин ли
он быть центральным образом?
– А вот для М. Цветаевой
нет героя значительнее Пугачева: благодаря ему судьба Гринева сложилась
счастливо, а не будь их встречи в буран, не подари Гринев «вожатому» заячий
тулупчик, он был бы для «злодея» Пугачева всего лишь офицером Белогорской
крепости и погиб бы вместе со своими товарищами...
– А зачем Пушкину
Савельич? Автор то и дело испытывает своего героя:
встречей с Зуриным –
Гринев этот поединок проигрывает, и неудивительно (зачитать или пересказать
эпизод в трактире);
отношением к
крепостному Савельичу – и здесь, казалось бы, мы также, даже с еще большей
досадой, готовы укорить Петрушу за его «Молчи, хрыч!..» Согласны?
Но внимательны ли мы к
пушкинскому слову? Продолжим чтение.
«Молчи, хрыч! – отвечал я
ему, запинаясь...» Услышали, почувствовали ли Петрушу? Вновь мельком брошенное:
«запинаясь»! что с Петрушей? Да,
какой-то перелом в Гриневе, пока незаметный, подспудный. Давайте проследим
состояние Петруши в пушкинском слове.
Не удивляет, что Гринев –
по воле автора! – вслед за «смутным припоминанием вчерашних происшествий»
обмолвился о каких-то своих «размышлениях»? но
где они? Не просмотр ли это, не небрежность ли автора? Нет, скорее гениальный
ход: о «размышлениях», вызванных «вчерашними происшествиями», не сказать ничего
определенного: они ведь были неотчетливы пока, «смутны», словно Гринев не понял
еще, что с ним происходит, но – происходит...
А затем... весь абзац
отдан Савельичу! Вас это не удивило? А сам Савельич? Не многое ли он себе
позволяет, отчитывая барина, вплоть до «И в кого ты пошел?»! Как разрешил
Пушкин этот неожиданный мотив повествования – столкновение Петруши и Савельича?
Вы, вероятно, заметили,
что пушкинской прозе свойственен подтекст. За этой сдержанностью, незавершенностью
повествования, его прерывистостью – состояние Гринева, его борьба... с самим
собой... Но в этом «внутреннем» поединке он сразу же пасует перед Савельичем,
чувствует вину перед ним и поначалу не смеет ему перечить, давая Савельичу
возможность выговориться до конца, ни разу не перебивая его на протяжении
пространной и едкой его «проповеди». «Мне стало стыдно», – только и осталось
признаться Петруше. И все-таки он еще пробует играть понравившуюся ему роль
господина, напоминая Савельичу, что он слуга и обязан «делать то, что ему
приказывают». Но едва он отчитал Савельича, как тут же передает впечатление,
произведенное на Савельича угрозами барина: «Савельич был так поражен моими
словами, что сплеснул руками и остолбенел». А чуть дальше: «Савельич заплакал».
И, наконец, «Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошел за моим
долгом...»
Итак, мы понимаем, что
Гринев вглядывается в Савельича, чувствует его состояние, ему не по себе от
обиды, причиненной Савельичу. (Чтение текста.)
– Что же вынудило Гринева
обидеть Савельича? («...хотел
вырваться на волю и доказать, что уж не ребенок»).
IV. Подведение итогов урока.
– Не забыли эпиграф к
«Капитанской дочке»? Удачен ли он?
– Вам понятно, почему
Фазиль Искандер ждал с нетерпением появления именно Савельича на страницах
пушкинского романа?
Домашнее
задание: перечитать главы, посвященные Белогорской крепости.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.