Заключительный урок-проект по творчеству М.Пришвина "Все прекрасное на земле -от солнца"
Цели
урока:
Обучающие: Раскрыть
метафоричность и символику языка произведения
М.М. Пришвина «Кладовая солнца», разъяснить мысли писателя о главном
законе жизни людей, о связи человека и природы, о великой миссии человека и его
ответственности за свою жизнь и за жизнь природы, пробудить интерес к
творчеству М.М. Пришвина, показать своеобразие жанра произведения «Кладовая
солнца».
Развивающие: Развивать критическое мышление, речь, творческий потенциал, умение
работать в группе, со справочной литературой, исследовательские навыки.
Воспитательные: Воспитать
вдумчивого читателя, показать единство человека и природы, неразрывную тесную
связь всего существующего в мире; пробудить в учениках волнение, чувство
переживания; воспитывать в детях чувство красоты, доброты; сделать мудрые
выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на
земле.
Оборудование: Интерактивная
доска, компьютер, портрет М.М. Пришвина, выставка книг писателя, книжные
издания, используемые пятиклассниками при подготовке к уроку, презентации
групп, музыкальное сопровождение (звуки леса, пение птиц, шум ветра и т.п.)
Технология обучения:
проектная технология, личностно-ориентированное обучение.
Методы: частично – поисковый, создание проблемной ситуации,
лингвистический эксперимент.
Принципы: доступности,
анализа и синтеза, прочности, наглядности
Доминирующая
форма урока:
аналитическая беседа, работа в группах
Тип
урока:
интегрированный (литература, русский язык, астрономия, география, история,
изобразительное искусство, биология)
Внутрипредметные
связи:
фольклор, мифология
Учащиеся должны
знать: Литературные
термины - жанр, сказка, быль, миф, художественные тропы (сравнение,
олицетворение, эпитеты, метафора); содержание сказки «Кладовая солнца», ее
тему, идею, основных героев .
Учащиеся должны уметь:
Делать
выводы, обобщать, сравнивать, выделять главное в работе с текстом
художественного произведения; находить средства художественной выразительности
в тексте произведения и определять их типы; работать с толковым словарем и
другой справочной литературой; уметь пересказывать и выразительно читать
художественные тексты.
Урок – проект рассчитан на 2 часа
Эпиграф:
Да, вот именно так и есть,
что горячее солнце было матерью
каждой травинки,
каждого цветочка, каждого болотного
кустика и ягодки.
Всем им солнце отдавало свое тепло,
и они, передавали его, как
наследство, другим растениям,
кустикам, ягодкам, цветам и
травинкам.
Тысячи лет это добро сохраняется.
М.М.Пришвин.
Ход
урока:
Вступительное слово
учителя: Здравствуйте!
Я вижу ваши приятные улыбки, добрые глаза, которые излучают свет и тепло. А что
еще, кроме друзей и родных, дарит нам свет и тепло? Послушайте стихотворение и
найдите ответ:
Ты
весь мир обогреваешь,
Ты
усталости не знаешь,
Улыбаешься
в оконце,
А
зовут тебя все… (Солнце)
Сегодня
у нас заключительный урок по сказке М.М.Пришвина «Кладовая солнца». (Слайд
1) Тема нашего урока «Все прекрасное на Земле – от солнца».
Эпиграфом
к уроку я взяла слова Пришвина из сказки:
(Слайд
2) Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки,
каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало
свое тепло, и они, передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам,
ягодкам, цветам и травинкам. Тысячи лет это добро сохраняется. М.М. Пришвин.
Учитель:
(Проблемный
вопрос):
(Слайд 3) Первоначально сказка
М.М. Пришвина называлась «Друг человека». Почему автор
отказался от этого названия? Какой
смысл вкладывает М.М. Пришвин в название
«Кладовая солнца»? Ответ на этот вопрос мы дадим в конце урока.
Учитель: Как вы
думаете, какие науки изучают солнце и его влияние на окружающий мир?
1 группа: ученик: Астрономия
– наука,
которая изучает небесные объекты.
2 группа: ученик: Биология – наука, изучающая
жизнь на Земле.
3 группа: ученик: Наша группа смотрит
на солнце не с позиции науки, а с позиции искусства.
4 группа: ученик: Филология
– наука,
которая видит мир в образах, а солнце – один из важных художественных образов
фольклора, мифологии, литературы.
5 группа: ученик: Топография занимается
изображением земной поверхности на планах и картах.
Учитель:
Мы
проанализировали на уроках сказку, поделимся сейчас своими знаниями и вместе
сделаем важные выводы относительно темы. Нам предстоит раскрыть символику
пришвинского произведения, показать единство человека и природы, и, наконец,
понять, что человек – совершенство природы,
её высшее творение, и он должен быть достойным той высоты, которую занимает.
Цель нашего урока: обобщить полученные знания по произведению Пришвина
«Кладовая солнца».
- Ребята, а что мы уже
должны знать, познакомившись с произведением Пришвина? (ответ дают ученики) Литературные термины
- жанр, сказка, быль, миф, художественные тропы (сравнение, олицетворение,
эпитеты, метафора); содержание сказки «Кладовая солнца», ее тему, идею,
основных героев.
- А что уже умеем? (ответ дают ученики) Делать выводы,
обобщать, сравнивать, выделять главное в работе с текстом художественного
произведения; находить средства художественной выразительности в тексте
произведения и определять их типы; работать с толковым словарем и другой
справочной литературой; уметь пересказывать и выразительно читать
художественные тексты.
Работа
группы «Филологи»
Ученик – филолог (Краткое сообщение об авторе): На уроках литературы мы познакомились с творчеством
русского писателя М.М.Пришвина. Каково же было наше удивление, когда мы узнали,
что Михаил Михайлович пишет только о природе. По выражению самого писателя, «Я
пишу о природе, а сам только и думаю о людях». Что способствовало такой
огромной любви Пришвина к природе? Давайте вспомним биографию Пришвина. Родился
он в Орловской губернии. А эти места всегда славилась красотой природы, обилием
разнотравья. (Слайд 4 - 7). Мальчика влекло в поле, где наблюдал покос,
вместе с крестьянскими ребятишками бегал в лес по грибы, любил ставить сети на
птиц, разводил голубей, любил охоту. Поэтому в детстве Мишу прозвали Курымушка.
Так кричат журавли: Курлы-курлы. А Миша любил наблюдать за птицами. Учился Миша
неважно. Однажды после окончания 1 класса он подговорил своих товарищей, и они
уплыли на лодке с намерением попасть в Азию. «Поехал в Азию, а попал в
гимназию» - зло смеялись над Мишей, когда всю компанию поймали и вернули в
Елецк. За дерзость учителю его исключили из гимназии. Но все же Пришвину
удалось получить хорошее образование. В литературу он пришел поздно, в 33 года.
И сразу свое творчество связал с
природой. Михаил Михайлович любил путешествовать и всегда впечатления от
путешествий находили отражение в книгах. (Слайд
8). Поехал на русский Север- написал книгу « В краю непуганых птиц».
Побывал в Карелии и Норвегии – написал «За волшебным колобком». Казахстанским
степям Пришвин посвятил повесть «Черный араб». Дальнему Востоку – повесть
«Женьшень». Произведения Пришвина глубоко поэтичны, наполнены светом, радостью.
Его звери и птицы имеют свой облик, характер, судьбу. Большой жизненный
опыт помог написать ему сказку – быль
«Кладовая солнца». Написанное после Великой Отечественной войны, в 1945 году,
оно посвящено теме единства человека и природы. Эта повесть заняла первое место
на конкурсе Министерства просвещения РСФСР на лучшую книгу для детей. Сам
Михаил Михайлович Пришвин считал сказку-быль «Кладовая солнца» одним из лучших
своих произведений.
Учитель: Автор сказки-были «Кладовая солнца» - человек удивительный. Его называли писателем-ведуном. Что же значит слово ведун? Оно образовано от слова «ведать», то есть много знать о чем-либо. Ведунами в народе называли колдунов, волшебников. За что же назвали Пришвина ведуном, то есть волшебником? Об этом мы сейчас с вами и поговорим.
Учитель: Приведите примеры слов с
уменьшительно-ласкательными суффиксами. (Примеры
ученики приводят из текста сказки): тоненький стебелечек, зеленые маленькие
листочки, как крылышки; черные ягоды с синим пушком; красно-рубиновая ягода кисточкой,
и каждый рубинчик в зеленой оправе; Золотая курочка; умные детишки; мужичок в
мешочке; Травка, Затравушка, голубушка; глупенькие и т.д.
Учитель: О чём это говорит?
Вывод
(делают ученики): Наличие большого
количества уменьшительно-ласкательных суффиксов говорит о любви автора к героям
произведения, сочувствие детям, автор гордится ими, радуется их успехам, о любви к природе, писатель относится к ней
ласково, с уважением; человек и природа неразрывно связаны друг с другом.
Учитель: Какую роль играют в тексте
сравнения и олицетворения?
Ученики:
(Примеры сравнений): «…неподвижные, как
изваяния…», « у деревьев иногда выходило так, будто горько плакал ребенок»,
могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма».
Ученики:
(Примеры олицетворений): «Очень волновались старушки-ели…»; «Ветер поиграл с домиком…»;
«Ветер-сеятель принес два семечка…»; «Деревья зарычали, завыли, застонали…»; «
…елка нажала на сосну, и сосна простонала…»; «Трава белоус показывала
направление обхода елани…».
Учитель:
С какой целью автор использовал эти тропы в сказке?
Вывод
(делают
ученики): Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают
произведение и нашу речь. Олицетворения подчеркивают восприятие автором природы
как живого существа; жизнь природы изображена в сказочных образах.
Учитель: Давайте
вспомним жанр этого произведения. Как сам автор определяет его?
Ученики: Сказка – быль
Учитель: Уточним
значение этих слов.
Ученик - филолог: (Слайд 9-10) В работе по определению
жанровой формы произведения мы использовали Толковый словарь С.Ожегова. В
словаре дается такое значение этих слов (читает
словарную статью): Сказка – повествование
о вымышленных лицах и событиях. Быль –
то, что было в действительности. Определив таким образом жанр своего
произведения, Пришвин дает нам понять, что в нем переплелось сказочное и
реальное.
Учитель: Что же
можно считать правдой в этом произведении, а что былью?
Ученики - филологи: Война 1941-1945 годов, осиротевшие во время
войны дети, Блудово болото в районе
города Переславля Залесского, пятистенная изба, корова Зорька, телушка Дочка,
коза Дереза, каждое Настя выгоняла стадо, топила печь, чистила картошку, готовила
обед, на Митраше лежали мужские обязанности и общественное дело – он бывает на
собраниях; пользуется в лесу компасом, клюква на болоте,
геологоразведовательная экспедиция, госпиталь, куда Настя отдала клюкву.
Учитель: В какой
момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь? Как
писатель дает нам почувствовать, что мы приблизились к границе иного мира?
Ученики - филологи:
Ель
и сосна, которые описаны как живые существа, старушки – елочки угрожают
Митраше, злой ветер сталкивает между собой деревья, ель и сосна борются друг с
другом за жизнь. Характерными чертами сказки является противопоставление добрых
героев злым; счастливый конец, где добро побеждает зло. Герои стоят перед
выбором пути, т.е. на распутье, как в сказках.
Учитель: Пришвин дает нам
понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с
первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор
человеком собственного пути. И обычный лес с помощью ели и сосны, которые
растут вместе, стонут и плачут на все болото, превращается в заколдованный,
сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака Травка, друг
человека, и волк Серый помещик, враг человека. Давайте вслушаемся в музыку
пришвинского языка. «Слова у
Пришвина цветут, сверкают. Они то
шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы,
то позванивают, как первый лёд, то ложатся в нашей памяти медлительным строем –
писал К.Г. Паустовский. Послушаем
художественное чтение отрывков из сказки.
(Выразительное чтение
отрывков учащимися на фоне звуков леса).
1 ученик - филолог:
(Слайд 11) «Ель
и сосна» - с. 258-259 гл. 4
Вывод: Ель и сосна – это
взгляд на жизнь. Пришвин писал в своем дневнике: «… великое солнце любит все
ветки, все лапки, все иголочки». Здесь
звучит мысль о единстве всего живого. Лес – это храм природы, в котором все живое
тянется к солнцу. (Запись последней фразы
в рабочую тетрадь) Солнце – это жизнь.
2 ученик - филолог: (Слайд 12) «Тетерев – косач» - с. 259 гл. 4
Вывод: (запись последней фразы в рабочую тетрадь) Солнце – источник красоты.
Учитель: В центре
этого пространства – солнце, выступающее символом жизни, тепла, времени. Рассмотрим
эпизод «Трудовой день Насти». Каким смыслом наполнено слово «солнце»?
3 ученик - филолог:
(Слайд 13) «Трудовой
день Насти» - с.256 гл.1
Вывод (запись последней фразы в рабочую тетрадь): Солнце не только
жизнь, но и время.
Учитель: Обратимся
к другому отрывку. Как природа помогает понять настроение героев? Послушаем 1
отрывок.
4 ученик - филолог:
(Слайд 14) «Солнце»
- с. 259 гл. 4 (1 отрывок) (звучит
аудиозапись мелодичной музыки). Автор словно подготавливает нас к предстоящим
осложнениям в отношениях Насти и Митраши. Он говорит: человек близок к природе,
он отражается в ней, как в зеркале, со своими злыми и добрыми намерениями.
Стоит человеку хотя бы на миг забыть о своем высоком назначении, как он
уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает еще большее зло.
Учитель: А что происходит после ссоры детей?
5 ученик - филолог:
(Слайд 15) »Солнце»
- с. 261 гл. 4 (2 отрывок) (звучит аудиозапись
драматичной музыки).
Учитель: Как автор относится к происходящему?
Ученики: Он показывает, что серая хмарь, злой ветер, стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними. Но это не остановило наших героев, и каждый из них пошел своей тропой.
Учитель: Отправимся и мы
вслед за ними, а помогут нам в это топографы. Они изобразили маршрут Насти и
Митраши.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.