Русский язык 10 класс. Тема: Фоностилистика. Роль звуков в художественном произведении. Звукопись.
10 «Б» класс |
Количество учащихся в классе – 4
человека |
Русский язык |
Урок №7 |
22 .09.14 г. |
||
Тема занятия |
Фоностилистика. Роль звуков в художественном
произведении. Звукопись. |
|||||
Цель |
Учить
"видеть” работу звуковых средств изобразительности в произведениях поэтов и
писателей; использовать звуковые средства в своем творчестве. |
|||||
Результаты обучения |
Учащиеся определяют
особенности фоностилистики как раздела лингвистики, находят в художественном
тексте звуковые средства изобразительности, характеризуют их функциональную
значимость. |
|||||
Ключевые идеи |
Фоностилистика (фонетическая
стилистика) - это
лингвистическая наука, изучающая частоту употребления фонем в разных стилях,
их сочетаемость и соотношение, анализирует звуковые эффекты, мотивированные
содержанием и образностью текста. Фонетические средства стилистики:
Звукопись, использование
вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для
выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т.п. Аллитерация — повторение одинаковых или однородных
согласных в стихотворении,
придающее ему особую звуковую выразительность Ассонанс — приём фонической организации текста,
особенно стихотворного:
повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации (повтора согласных).
|
|||||
Задания |
1.
– Какие разделы науки о языке вы знаете? Что
они изучают? - Объекты изучения каких разделов может
включать в себя фоностилистика? Составление кластера «Фоностилистика» 2.
Работа со
словарём, самостоятельное оформление презентаций «Звукопись»,
«Звукоподражание», «Аллитерация», «Ассонанс» 3.
Работа с текстом
отрывка о мазурке из романа «Евгений Онегин», поиск примеров аллитерации и ассонанса,
определение их функциональной значимости с помощью выявления характерных
особенностей танца, прослушивания отрывка из
мазурки М. Глинки к опере "Иван Сусанин” 4.
Мини-
исследование отрывка из "Войны и мира” "Мазурка Денисова и Наташи”.(Том 2,
гл. 12). Вопросы исследования: Какие приемы
словесно-звуковой инструментовки преобладают в отрывке? Какова их
стилистическая роль? (Гласные при поддержке согласных; два согласных одной
характеристики рядом; одинаковые согласные в разных словах.) 5.
Составление
критериев оценивания творческих работ. 6.
Защита
творческих работ, взаимооценивание |
Время, отведённое на выполнение задания |
Программные модули |
|||
1. 5 мин 2. 5 мин 3. 5 мин 4. 15 мин 5. 3 мин 6. 10 мин
|
Диалоговое обучение Формирование лидерства Развитие критического мышления Возрастные особенности Обучение талантливых и одарённых ОдО
|
|||||
Рефлексия |
7.
Составление
синквейна «Звукопись» и доработка кластера «Фоностилистика»
|
2 мин |
||||
Подход, основанный на совместной работе |
Задания №1, №5
выполняются совместно в группе с целью
организации обсуждения, обмена мнениями Задания №3, №7 выполняются
в парах: при выполнении задания №3 один учащийся выбирает из текста примеры
аллитерации, другой – ассонанса, затем осуществляется обмен информацией; при
выполнении задания №7 двое учащихся
составляют синквейн, вторая пара дорабатывает кластер
|
|||||
Ресурсы |
Бумага, маркеры,
карточки с текстами художественных произведений, аудиозапись отрывка из мазурки М. Глинки к
опере "Иван Сусанин”
|
|||||
Домашнее задание |
§12,
упр.73 |
|||||
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.