ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ (ДИ)
Технология учебной деловой игры
Деловые игры – педагогическое моделирование различных управленческих и производственных ситуаций с целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решений ( Д.Г. Левитес).
Исходные идеи
М.В.Кларин выделяет следующие особенности учебных деловых игр:
· в ходе учебной игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности;
· учебная игра позволяет учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями;
· игры создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;
· учебные игры обеспечивают учебную среду, незамедлительно реагирующую на действия учащихся.
В структуре учебного процесса на основе игры можно выделить четыре элемента-этапа.
1. Ориентация.
Учитель представляет изучаемую тему,
знакомит с основными представлениями, которые в ней используются. Далее он дает
характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры.
2. Подготовка к проведению.
Учитель излагает сценарий,
останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах,
правилах подсчета очков, примерном типе решений в ходе игры. После
распределения ролей между участниками проводится пробный "прогон” игры в
сокращенном виде.
3. Проведение игры как таковой.
Учитель организует проведение самой
игры, по ходу дела фиксируя следствия игровых действий (следит за подсчетом
очков, характером принимаемых решений), разъясняет неясности и т.д.
4. Обсуждение игры.
Учитель проводит обсуждение, в ходе
которого дается описательный обзор-характеристика "событий” игры и их
восприятия участниками, возникавших по ходу дела трудностей, идей, которые
приходили в голову, и т.д., побуждает детей к анализу проведенной игры. Особое
внимание при этом нередко уделяется сопоставлению имитации с соответствующей
областью реального мира, установлению связи содержания игры с содержанием
учебного курса или курсов. Одним из результатов обсуждения может быть и
пересмотр игры, сбор предложений по внесению в нее поправок, изменений.
Действия преподавателя и учащихся. В процессе проведения игры учитель выступает в нескольких "ролях”:
Инструктор
Необходимым для участия в игре является понимание правил, представление о последствиях игровых действий. Однако многолетняя практика показывает, что учителю не стоит стремиться к максимально подробному, полному разъяснению всех деталей игры. Многие правила по-настоящему уясняются участниками лишь по ходу игры — и в этом игра похожа на жизнь. Чрезмерное инструктирование до начала самой игры может запутать учащихся или привести к снижению их интереса. В принципе, инструктирование лучше свести к минимуму. Что же касается обсуждения последствий тех или иных игровых решений, "ходов”, то их имеет смысл проводить уже после завершения игрового действия, когда их содержание становится более ясным для участников.
Судья-рефери
Ход игры безусловно нуждается в контроле и какой-то степени руководства со стороны учителя. Организационная сторона его деятельности обеспечивает педагогическую результативность игры. Это сказывается, например, на характере распределения ролей, при котором учитель стремится добиться активного включения всех детей в деятельность.
Действуя в качестве рефери, учитель лишь поддерживает ход игры, т.е. соблюдение игровых правил (правил взаимодействия между играющими), но — в идеале — не вмешивается в него.
Тренер
В некотором смысле учитель выступает и в качестве тренера. Он может даже давать учащимся прямые подсказки, направленные на то, чтобы помочь им полнее использовать возможности игры. Речь идет о подсказках, помогающих детям использовать потенциал игрового действия (например, какие возможности дает то или иное правило, какой выбор действий связан с тем или иным поворотом сюжета и т.д.). В число тренерских действий учителя входит и прямое подбадривание нерешительного участника).
Председатель – ведущий
Данная роль относится к завершающему игру обсуждению. В ходе этого обсуждения учитель избегает "предлагать” классу свои выводы и обобщения, но, скорее, ставит перед учащимися такие вопросы, которые побуждают их сопоставлять игровую модель и имитируемые реальные явления, обдумывать связи между содержанием игры и изучаемым предметным материалом. Немало творческих идей и обобщений можно обнаружить в совместном обсуждении, если попросить учащихся предложить свои собственные поправки и дополнения к сценарию или правилам игры.
Примерная схема организации и самоорганизации учебной деятельности в деловой игре
1. Ознакомление с имитационной моделью объекта.
1.1. Организационно-технологическая
структура производства или его подразделения, имитируемая в данной игре:
а) производственные подразделения, вычлененные из реальной организационной
структуры для целей игры;
б) содержание деятельности этих подразделений; в) взаимосвязь производственных
подразделений.
1.2. Ролевое распределение обязанностей участников игры:
а) обязанности участников, обусловленные содержанием имитируемой деятельности
(что конкретно должен делать каждый в соответствии с имеющимся на производстве
должностным, распределением обязанностей);
б) характер принятого на производстве взаимодействия: какие конкретно вопросы
решаются работником самостоятельно, что требует согласования с другими
подразделениями или вышестоящими инстанциями;
в) принципы распределения обязанностей с учетом сформулированных требований
(рекомендации преподавателя, сложившееся в группе ролевое распределение, учет
прошлого опыта участника, личная инициатива, коллективное решение);
г) характер формального и неформального общения в процессе игры.
1.3. Необходимый инструментарий и другой игровой материал, организация рабочего
места.
1.4. Требования к конечному результату деятельности:
а) индивидуальные результаты, включаемые в конечный продукт деятельности;
б) конечные результаты работы коллектива;
в) оформление результатов учебно-игровой деятельности.
2. Самоорганизация индивидуальной и коллективной
деятельности.
2.1. Определение целей
квазипрофессиональной деятельности:
а) цели игрового коллектива (производственные, организационные,
совершенствование способов действий и решения задач);
б) индивидуальные цели и задачи, которые должны быть решены каждым участником и
подразделением (профессиональные, организационные, межличностные, развитие и
совершенствование качеств специалиста);
в) уточнение характера результатов, которые должны быть получены отдельными
участниками, подразделениями, организацией в целом (промежуточные, конечные, их
уровень).
2.2. Определение требований к участникам игры:
а) к "специалистам” определенного профиля (к их знаниям, умениям. опыту,
готовности решать стандартные и нестандартные задачи, к действиям в непредвиденных
ситуациях);
б) к должностным лицам —членам производственного коллектива, деятельность
которых воспроизводится в игре (принятие ответственности, которую возлагает на
них коллектив, соблюдение производственной дисциплины, установление системы деловых
отношений):
в) к членам игрового коллектива (быстрота включения в игровую ситуацию,
компетентность, корректность поведения, доброжелательность, сознательное и
свободное действие, предполагающее максимально эффективное использование своих
возможностей и их совершенствование).
3. Выбор системы "оценки - санкции”:
а) разработка критериев оценки
действий и поступков "должностных лиц” и способов такой оценки —
формализованных и неформализованных;
б) подготовка "платежной матрицы” (если она предусматривается) — системы
поощрений и штрафов за успешные решения или нарушения правил принятия решений,
регламента игры;
в) предусмотрение возможности выработки оценок и санкций самим коллективом
игроков в процессе игры.
Таким образом, в деловой игре как форме обучения обучающийся находится в активной позиции по отношению как к предметной, так и социальной стороне его квазипрофессиональной деятельности (Вербицкий А.А.).
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.