Почему мы так говорим
Почему мы так говорим?
1.Адамовы веки ( времена). По
библейскому мифу, Адам – имя первого человека на земле. Возникло выражение
«Адамовы веки (времена)» в значении: давняя старина.
-
Это было в
адамовы веки, жизнь моя, а не нонче (И.А.Крылов. Кофейница, 2,3).
2.Алчущие
и жаждущие. Выражение из Евангелия: «Блаженны алчущие и жаждущие
правды, ибо они насытятся». Употребляется в прямом смысле – о людях,
испытывающих жажду и голод, и переносном – о страстно чего - либо желающих.
-
Ведь, как ему
растолкуешь, что мне от него ни гроша не надобно, что я только совета жажду,
жажду – алчу наставления, как манные небесной (А.Н.Островский. На всякого
мудреца довольно простоты,1,4).
3.Петь
Лазаря. Выражение возникло из Евангелия, из притчи о нищем
Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть
крохами, падающими с его стола. В старину нищие калеки, выпрашивая подаяние,
пели «духовные стихи» и особенно часто «стих о бедном Лазаре».
-
Арина Федотовна:
Он братцу Лазаря поет да штуки разные подводит, а тот ему и верит
(А.Н.Островский. Не в свои сани не садись, 2,3).
4.Бесплодная
смоковница. Выражение возникло из Евангельской легенды о
том, что Иисус, увидев при дороге смоковницу, подошел к ней, но не найдя
плодов, сказал: «Да не будет же впредь от
тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла.
5.Блаженны
миротворцы. Выражение возникло из
евангельской легенды о словах, произнесенных Иисусом. Выражение относят к людям, которым удалось кого-то
помирить.
6.Бросать
камень. Выражение возникло из евангелия:
Иисус сказал книжникам и фарисеям, которые искушая его, привели к нему женщину,
уличенную в прелюбодеянии: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень».
7.В
поте лица. Выражение употребляется в
значении: усердно трудиться, тяжким трудом добывать хлеб. Возникло из
библейского мифа. Изгоняя Адама из рая, бог сказал ему: «В поте лица твоего
будешь есть хлеб».
-
Хочу…своим трудом
жить, в поте лица (А.П.Чехов. В ссылке).
8.Вавилонский плач. Вавилонское пленение. Вавилонская
тоска. Выражения возникли из Библии,
где говорилось о тоске иудеев, находившихся в вавилонском плену и с плачем
вспоминавших о своей родине.
-
Живи я в
отдельности, я жил бы богачом, ну, а теперь…на реках вавилонских седохом и
плакахом (А.П.Чехов. Письмо Ал.П.Чехову).
9.Валаамова ослица. Выражение возникло из библейской легенды о Валааме, ослица которого,
протестуя против побоев, заговорила человеческим голосом. Выражение
употребляется в применении к молчаливым и покорным людям, неожиданно
заговорившим, запротестовавшим.
10. Вера горами двигает. Выражение восходит к евангельскому тексту: «Если вы
будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «Перейди отсюда туда»,
и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас».
11. Вкушать
от древа познания добра и зла. Выражение возникло из библейского мифа,
объяснявшего, что Ева, послушав змия-искусителя, вкусила плод дерева и уговорила Адама сделать то же
самое. За неповиновение Богу они были изгнаны из рая.
Ах, душа моя,
последнее время стало мне тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много.
А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла (Л.Н.Толстой. Война
и мир.).
12.Во многой мудрости много печали. Цитата
из Библии. (Екклезиаст, 1,18).
13. Возвращается
ветер на круги своя. Цитата из Библии (екклезиаст,1,6).
14. Волк в овечьей шкуре. Выражение возникло из евангелия: «Берегитесь
лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки
хищные».
15. Воскрешение
Лазаря. Выражение возникло из евангельской легенды об одном из чудес
Иисуса, якобы воскресившего некоего Лазаря на четвертый день после его смерти.
Выражение употребляется в значении: выздоровление после тяжелой болезни;
возобновление чего -либо старого, забытого.
16.Всякой твари по паре. Выражение возникло из библейской легенды о спасении во
время потопа Ноя с семьей и по две пары животных, птиц и пресмыкающихся.
-
Еду я на
конке…Вагон битком набит6 тут и дамы, и военные, и студенты, и курсистки –
всякой твари по паре (А.П.Чехов. Пассажир 1-го класса).
17.Выпить чашу до дна. Выражение из Библии: «Воспряни, восстань, Иерусалим,
ты, который из руки господа выпил чашу ярости его выпил до дна чашу опьянения,
осушил».
18.Глас вопиющего в пустыне. Выражение из Библии в значении: напрасный призыв к
чему-нибудь, остающийся без внимания, без ответа.
19. Голгофа.
Холм в окрестностях Иерусалима, где, по евангельскому мифу, был распят
Иисус.
20.Грехи молодости. Выражение из Библии : «Грехов юности моей и преступлений не
вспоминай…господи!». В значении: ошибки, заблуждения юности.
21.Египетская тьма. Выражение из библейского рассказа о Моисее, который « простер руку свою
к небу, и была густая тьма по всей земле египетской три дня».
-
Да и ночка же
выдалась. Египетская тьма, прости господи! (В.Г.Короленко. Убивец, 2).
22.Златой телец. Выражение употребляется в значении: золото, богатство, власть золота,
денег, - по библейскому рассказу о тельце, сделанном из золота, которому евреи,
странствуя по пустыне, поклонялись как богу.
23. Избиение
младенцев. Выражение из евангельской легенды об умерщвлении всех младенцев
в Вифлееме по повелению иудейского царя Ирода после того, как он узнал от
волхвов о рождении Иисуса, названного ими царем иудейским.
24. Имеющий уши, да услышит. Выражение из Евангелия.
25.Иудин поцелуй. Выражение из евангельской легенды о предательстве одного из двенадцати
учеников Иисуса – Иуды Искариота, который за тридцать серебряных монет предал
Учителя, поцелуем показав стражникам, где Иисус.
26. Каинова
печать. Выражение из библейского
мифа о Каине, сыне Адама, который убил своего брата Авеля. Выражение
употребляется в значении: клеймо преступника.
27.Камень преткновения. Выражение из
Библии в значении: затруднение, на которое приходится наталкиваться.
28.Козел отпущения. Библейское выражение, возникшее из описания обычая древних евреев
возложения грехов всего народа на живого козла, путем положения рук первосвященника на голову животного, после чего козел изгонялся в пустыню.
29. Корень
зла. Выражение из Библии в значении: основа, источник зла.
-
Вот я и решился, наконец, пресечь, так сказать, твердою
рукою корень зла (И.С. Тургенев. Завтрак у предводителя).
30.Кто сеет ветер, пожнет бурю. Выражение из библии: «Так как они сеяли ветер, то и
пожнут бурю».
31.Манна небесная.
По библейскому мифу, манна –
пища, которую бог посылал иудеям каждое утро с неба, когда они шли пустыней в
землю обетованную. Ждать, как «манны небесной» - ждать с нетерпением.
32.Не ведают, что творят. Выражение
из Евангелия. Когда, согласно легенде, Иисус был распят на кресте, он, обращаясь к богу, сказал: «Отче! Отпусти
им, не ведя бо, что творят».
33.Не от мира сего. Выражение из Евангелия, слова Иисуса: «Царство мое не от мира сего».
Применяется к людям, погруженным в мечтания, блаженным, чуждающимся забот о
реальном.
34.Не мечите бисера перед свиньями. Выражение
из Евангелия: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего (бисера)
перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не
растерзали вас». Употребляется в значении: не тратьте слов с людьми, которые не
могут их понять, оценить.
35.Не сотвори себе кумира. Цитата
из Библии, одна из заповедей Моисея. Употребляется в значении: не поклоняйся
слепо кому-либо, чему-либо, как идолу.
36.Не судите, да не судимы будете. Цитата из
Евангелия: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким
будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».
37.Нести
свой крест. Выражение возникло из
евангельской легенды о страданиях Иисуса.
38.Око за
око, зуб за зуб. Выражение из
Библии, формула закона возмездия.
39.Притча
во языцех. Выражение из Библии, в значении: то, что у всех на устах,
получило широкую известность.
40.Семь
смертных грехов. Выражение восходит
к Первому посланию Иоанна. Смертный грех – это грех, который нельзя искупить,
он влечет за собой муку в загробной жизни. К смертным грехам относятся :
зависть, скупость, блуд, объедение, гордость, уныние, гнев.
41.Суета
сует и всяческая суета. Выражение из
Библии (Екклезиаст) в значении: мелочные заботы, все ничтожное, все
бесполезное, не имеющее истинной ценности.
42.Тайное
становится явным. Выражение из
Евангелия: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным».
43.Тридцать
сребреников. Выражение, употребляющееся в значении цены предательства Иуды.
44.Тьма
кромешная. В Евангелии – ад,
преисподняя.
45.Умывать
руки. Выражение употребляется в
значении: устраняться от ответственности. Понтий Пилат, отдав толпе Иисуса для
казни, не был уверен в его вине, но снял с себя ответственность.
46.Фома
неверующий. Выражение из евангельской легенды о том, как один из апостолов
усомнился в воскресении Христа.
47.Хлеб
насущный. Выражение из молитвы
Евангелия: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», употребляется в значении:
жизненно необходимое.
Все выражения и
объяснения взяты из книги:
Н.С.Ашукин, М.Г.Ашукина. Крылатые слова. Литературные
цитаты. Образные выражения. – М., 1986.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.