Знакомство детей
Как только вы приехали в лагерь, и дети разместились по местам (заняли
кровати), вам необходимо познакомиться. Существует множество методик и игр
знакомства. Могу предложить следующее. Организуйте с детьми круг, и каждый
ребенок по кругу, начиная с вас должен на-звать свое имя и прилагательное,
которое характеризует его и начинается на первую букву имени. Например, Антон
– аккуратный, Маша – маленькая, Паша – прыткий и т. д.
Далее каждый ребенок рассказывает о себе, придерживаясь определенного
плана, заданного вожатым. План такого рассказа определяется вожатым с учетом
особен-ностей ребят и может включать в себя следующие вопросы: в каких
лагерях и сколько раз уже был; чем бы хотел заняться в лагере; круг увлечений
и т. д. При этом присутствующие могут задавать вопросы, а ты записывай ответы
в Дневник вожатого.
Разговариваем о правилах
В любом обществе существует определенный свод правил, которые его члены
должны соблюдать. Основные правила загородного оздоровительного лагеря:
соблюдение лагерного режима; уважение чести и достоинства других членов
детского коллектива и персонала лагеря; запрет на выход за территорию лагеря;
запрет прие-ма алкогольных напитков, наркотических веществ, курение. Это
самые главные правила, за нарушение которых возможен вывоз ребенка из лагеря.
С полным перечнем лагерных правил для детей вы будете ознакомлены на
вожатском инструк-таже перед заездом.
Но разговор о правилах внутреннего распорядка лучше не начинать с нудной
лекции и чтения нотаций, дети в первые часы знакомства ждут от вас совершенно
другого. Предложите им самим составить «Свод правил», вооружившись ручкой и
блокно-том. Как правило, они сами назовут все правила, некоторые из них
могут выглядеть смешными, как-то «не материться в присутствии вожатого», или
«не … (портить воздух) в палате». Вам останется только немного подправить их
и зачитать весь составленный с детьми Свод правил. Дети будут гораздо лучшего
его выполнять, считая, что он составлен ими.
Знакомство с лагерем
Путешествие по лагерю можно организовать в виде игры следопытов: ребятам
надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда
следует двигаться, где найти вторую записку, с кем надо встретиться. Для
проведения этой игры надо заранее разработать маршрут, спрятать записки,
предупредить работников лагеря. В противном случае, самое скучное, что вы
можете сделать,— это построить ребят парами и провести экскурсию со словами:
«Посмотрите налево, посмотрите направо…».
Ребят можно знакомить с лагерем и иначе, ведь может так случиться, что ваши
ре-бята ориентируются в лагере лучше вас, не все, конечно, но несколько
старожилов обязательно найдутся. Можно попробовать не их водить на экскурсию,
а сделать все наоборот: попросить старожилов показать лагерь вам и новичкам
отряда.
Также знакомство с лагерем поможет организовать «Разведшкола». Создайте
несколько групп по сбору информации. Каждой такой группе вручите пакет с
перечнем вопросов, которые особо интересуют «Центр». Объясните, что на сбор
стратегических данных группе дается 30–40 минут. Предупредите, что каждая
группа действует автономно, по возможности, незаметно и быстро, а та группа,
которая преуспеет в разведывательной деятельности, будет отмечена особым
знаком отличия. Вопросы с грифом «Совершенно секретно» могут быть самыми
разными, например: какого цвета занавес в концертном зале, сколько метров в
самой длинной асфальтовой дорожке лагеря, сколько фонтанчиков на территории
лагеря, как зовут маму худрука лагеря, сколько дежурных постов в лагере и где
они расположены, при какой температуре воды можно будет купаться, сколько окон
в здании столовой, какого цвета скамейка у административного корпуса, сколько
домиков «на кружках», сколько на территории лагеря пожарных ящиков с песком,
каковы размеры футбольного поля, какой почтовый адрес у лагеря, любимая
спортивная команда физрука и т. д.
Придумываем название отряда
Известные слова песенки Капитана Врунгеля «Как Вы лодку назовёте, так она
и поплывёт» можно применить и к названию отряда. Грамотно выбранное название
отряда во многом может облегчить работу вожатого в течение всей смены и
сделает жизнь детей в лагере более интересной. В конечном счете, выбор
хорошего названия может послужить началом увлекательной игры, в которую дети
будут играть до конца смены.
Придумывать название отряда лучше не на пустом месте, а отталкиваясь от
какой-либо темы. Это может быть тема лагерной смены. Если же она абстрактна,
можно взять историческую. Например, первобытные люди, индейцы, викинги,
рыцари или древние греки. Тему можно связать с профессией: космонавты,
моряки, журнали-сты, изобретатели. Для выбора темы можно обратиться за
помощью к мультфильмам и книгам: Белоснежка и семь гномов, Утиные истории,
Приключения барона Мюнхгаузена. Или просто положиться на Вашу собственную
фантазию.
Помните, что в рамках выбранной темы нужно не только придумать название
отря-да, но и подготовить представление — визитку.
Название отряда лучше придумывать вместе с детьми. Но до начала обсуждения у
вожатого должна быть одна или несколько собственных версий названия, которые
детям сразу называть не стоит. Если на взгляд вожатого его собственная версия
наи-более удачна, то надо постараться сделать так, чтобы дети предложили её
сами. То есть направлять обсуждение в нужное русло до достижения конечного
результата. Дети будут в большей степени гордиться названием отряда, если они
сами его придумают.
Помните, что название отряда и девиза должны: соответствовать возрасту детей;
быть содержательными; быть удобно произносимыми; не нарушать традиций лагеря,
если они есть; отражать общие интересы детей отряда, их общую особенность или
их стремления. Примеры названий отрядов приведены в Приложении 2.
Вечернее отрядное дело
Продолжая отрядное знакомство, после полдника или ужина необходимо
познакомить ребят с творческими возможностями друг друга. Для этого
можно провести концерт «Ромашка»: отряд делится на несколько
групп по 5–6 человек. Рисуется большая ромашка и вырезаются лепестки по
количеству участвующих в концерте команд. После этого вожатые пишут на
лепестках с задней стороны задания. Представители команд отрывают себе по
лепестку и приступают со своей группой к под-готовке задания, и после
небольшого перерыва демонстрируют свое коллективное творчество.
Задания могут быть такими: инсценировать какую-либо песню; составить
рассказ из названий кинофильмов; изобразить пантомимой какую-либо пословицу;
сочинить четверостишие на заданную тему или рифму; провести экскурсию по
музею восковых фигур; продемонстрировать несколько моделей одежды для разных
жизненных ситуаций.
Разбивая ребят на группы, старайтесь, чтобы в одну команду попали, по
возможности, незнакомые или малознакомые друг с другом ребята — ведь от тех,
кого хорошо знают, ожидают привычного поведения, а вот незнающие друг друга
начинают изобретать и фантазировать. В ходе концерта не стоит выявлять
победителей. Лучше предложить каждой команде поздравить ту, которая больше
понравилась.
Игра «Времена года» также может помочь при проведении
вечера знакомств. Ребята делятся на 4 команды в зависимости от месяца
рождения: зима, весна, лето и осень. Каждая команда получает первое задание:
вспомнить как можно больше песен, в которых упоминается их время года (на
подготовку задания отводится 5 минут). После выполнения этого задания команда
получает следующее: придумать рассказ, все слова которого начинались бы с
одной буквы (соответствующую букву команда по-лучает в ходе жеребьевки). Для
этого конкурса следует подбирать наиболее распространенные согласные буквы,
например: М, Н, Р, С и т. д. Затем командам может быть предложен конкурс
художников, в ходе которого участникам предстоит нарисовать с закрытыми
глазами какое-нибудь животное, например: жирафа, корову, слона или бегемота.
Каждый конкурсант рисует только одну часть тела животного.
|