Самостоятельная работа по истории «Особенности мифического сознания» 11 класс
1.
Введение стр.1
2. Основное
содержание работы:
А) Отличительные черты мифа стр. 2-4
Б) Миф как феномен современной культуры стр. 5
В) Мифология: прошлое и
настоящее стр. 6-7
Г) Особенности мифического сознания стр. 8-9
3.Заключение стр.
10
4. Литература стр.11
Сам термин мифология
имеет греческие корни (мифос - предание, сказание и логос - учение). С научной
точки зрения большинство современных ученых считает мифологию господствующей
формой общественного сознания человека на ранней стадии его развития.
Много веков стоит научная мысль перед феноменом мифа, пытаясь понять его
происхождение и смысл. Бесчисленное множество раз предлагались определения
мифа, но ни одно из них не является удовлетворительным. Часто исследователи
исходили из того, что миф, возникший в недрах первобытного общества, отражает
низкий уровень первобытного сознания, которое принято называть
«мифологическим». Но дошедшие до нас изложения принадлежат времени, когда
первобытные отношения были давно изжиты.
Мифы запечатлели историю освоения человеком окружающей среды и познания им
своего места в ней. При этом могущественные, независимые от человека силы у
греков мыслятся как существа, наделенные человеческими желаниями, мыслями и
чувствами. Мифы отражают не только понимание человеком могущества этих сил, но
и ложные представления о возможности каким-то образом оградить себя от них,
обеспечить себе блага жизни на земле и спокойствие за гробом, направить их гнев
против недругов. В этом миф наиболее тесно смыкается как с первобытной магией,
так и с более поздней культовой практикой. В первобытном обществе мифология
представляла собой основной способ понимания мира. Миф выражал мироощущение и
миропонимание эпохи его создания. Люди с самых ранних времен стремились
осмыслить явления окружающего мира. И мифология выступает как наиболее ранняя
форма мировоззрения, понимания мира и места в нем человека, как первоначальная
форма духовной культуры человечества.
Отличительные черты мифа:
1) неспособность отделения человека от природы;
2) мышление неотъемлемо от эмоций;
3) культурные и природные объекты сопоставляются метафорически;
4) природные формы очеловечиваются;
5) фрагменты космоса одушевляются;
6) нет четкого разделения субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и
слова, существа и имени, пространственных и временных отношений;
2
7) слабо развит анализ причинности;
8) происхождение или творение объясняет происходящее;
9) время делится на ранний период, в котором находится перводействие и
первопричины, а на основе событий раннего периода предсказываются события текущего,
причем разница между современным и древним мало различима;
10) миф воспринимается как правда и первичная реальность;
11) миф синкретичен - в нем слиты абстрактные символы, образы, аллегории и
все это нерасторжимо соединено. Гея - женщина +порождающее начало + земля;
Афина - персонаж и абстрактное понятие ума и т.п.
12) в мире нет противопоставления верующего и объекта веры, миф исключает
рефлексию - носитель мифологического сознания исключает возможность другой
точки зрения;
13) Отношения людей представляются в виде совокупности полуфантастических
существ, созидающих свои отношения.
Так что миф - многослойное и полифункциональное образование, при этом
носитель мифологического сознания не знает, что он - носитель этого сознания.
Рациональное начало в мифе практически отсутствует. К тому же, миф по этой
причине является свойственным традиционному складу мышления.
Автор структуралистской теории мифа - французский этнограф Клод Леви -
Стросс признавал эмоциональность, чувственность первобытного мышления, в тоже
время утверждал его способность к логическому анализу, обобщению,
классификации. основу структурного метода составляет выявление совокупности
отношений целых блоков элементов. Путем их замены можно получить из одного
объекта другой. Для мифологического мышления - это инструмент разрушения
фундаментальных противоречий путем подмены их менее резкими, менее сложными.
Например, жизнь и смерть, противоречие подменяется примером из растительного
(цветение - увядание) и животного мира. Так одна к другой громоздятся
мифологические системы и подсистемы. Один миф трансформируется в другой.
Заменяя в мифе символы или ряды символов другими, мифологическая мысль делает
описываемые ею предметы более доступными для понимания и осмысления на данном
уровне знаний. В Древнем Египте предельно просто объяснялись природные циклы:
3
злой бог Сэт убивал своего брата Озириса, и наступало увядание природы, с
воскресением Озириса следовало и возрождение всего живого. Как известно
человек воспринимает окружающий мир и эмоционально, и логически. Именно на
стыке эмоции и логики рождается миф.
Мифологическое мышление обладает не только элементами фантазии, но и
задатками логики.
Также в создании мифа весьма характерна замена причинно-следственных связей
прецедентом. Происхождение предмета выдается за его сущность.
Миф обычно совмещает в себе два аспекта: рассказ о прошлом (диахронический
аспект) и средство объяснения настоящего, а иногда и будущего (синхронический
аспект). На основе «исторических» преданий, прецедентов формируется направление
этнологических объяснений (греч. Этиа - причина) реальных явлений в окружающей
человека среде. Как это произошло? Как это сделано? Почему? и т.д.
Содержание мифа усложнялось с усложнением социальных условий жизни человека.
Мифология классового общества - это уже целая разветвленная система,
объясняющая сложные общественные явления.
В процессе формирования классового общества трансформируется и миф.
Мифология сыграла значительную роль в развитие идеологических форм,
послужила исходным материалом для развития философии, научных представлений,
литературы. Очень трудно провести грань между собственно мифами и историческими
преданиями, в основе которых лежат реальные исторические события. Так в
мифологическом цикле о Троянской войне смешались воспоминания о подлинном
историческом факте и рассказы о мифологических богах и других фантастических
существах (гарпиях, сиренах и т.д.).
Теснейшим образом с мифологическим наследием было связано и становление
научных знаний (древнегреческой натур философии, истории, медицины и др.).
Такие формы общественного сознания как искусство, литература, политическая
идеология даже оторвавшись от мифологии, став самостоятельными, тем не менее
эксплуатируют мифологические традиции, символы, пользуются мифологическим языком.
Мотивы античной, индуистской, буддистской, библейской мифологии стали
источником сюжетов многих шедевров мирового искусства. Некоторые особенности
мифологического мышления до сих пор сохраняются в массовом сознании рядом с
научными представлениями. в первую очередь это касается
4
современных мировых религий, где мифы, ставшие догматами, используются
для внедрения и поддержания религиозного сознания. Сохраняются элементы
мифологии и в сфере политической - это идеи о превосходстве, богоизбранности
народов, о харизматических лидерах, вождях, которых ведет неземная сила.
Миф как феномен современной культуры
Актуальность темы исследования мифа как феномена современной культуры
обусловлена необходимостью осмыслить произошедшую в ХХ в. ремифологизацию
сознания человека, во многом связанную с кризисом идеала рационализма. Сегодня
миф является значимой культурной реалией, природа и специфика функционирования
которой требуют осмысления и культурологического исследования. Начиная разговор
о мифе в контексте современной социокультурной действительности, необходимо
прежде всего обратиться к эпохе архаики, в которой миф играл первостепенную
роль. В энциклопедии «Культурология. ХХ век» автор статьи «Миф и религия» Б.Л.
Губман определяет этот феномен следующим образом: «Миф - это первая форма
рационального постижения мира, его образно-символического воспроизведения,
выливающаяся в предписание действий. Миф превращает хаос в космос, создает
возможность постижения мира как некоего организованного целого, выражает его в
простой и доступной схеме, которая может претворятся в магическое действие как
средство покорения непостижимого». В данном определении можно выделить основные
характеристики мифа и его функции в первобытной культуре.
Во-первых, миф предстает здесь как особый способ познания мира, обладающий
своей собственной рациональностью. Долгое время в философии мифологии
господствовала точка зрения, согласно которой миф есть нечто субъективное и
фантастическое. В такой ипостаси мифологическое сознание, отражающее представление
о действительности в виде иллюзий и домыслов, не могло претендовать на
объективное постижение реальности и истинность. Однако в современных
исследованиях преодолевается такой взгляд на миф, как принципиально
непознаваемое и иррациональное явление. Начиная с К. Леви-Строса, который
впервые увидел в мифологическом мышлении способность к классификациям и
обобщениям, постепенно открывается особая логика и структура мифа,
обосновывается его рациональность и эвристическая значимость. В работе «Истина
мифа» К. Хюбнер показал, что миф выполняет когнитивную функцию в культуре:
наряду с наукой он является способом познания мира, в основе которого лежит
собственная априорная система координат,
5
обусловливающая мышление и опыт человека эпохи архаики. Он утверждает, что
миф «обладает априорным фундаментом, посредством которого определяется то, что
есть объект в рамках его интерпретации реальности». Во-вторых, миф представляет
собой особый способ освоения и осмысления мира, посредством которого человек
упорядочивает все многообразие бесконечной сложности окружающей
действительности и вносит в нее определенный смысл. В.М. Пивоев в работе
«Мифологическое сознание как способ освоения мира» одну из важных функций мифа
видит в «придании человеческого смысла хаосу», мифологическое сознание
предстает здесь как «коллективное эмоционально-рефлективное отражение
результатов освоения мира», которое позволяет человеку адаптироваться к
природной и социальной среде. Миф действительно превращает хаос в осмысленный
космос, структурирует его, придает ему человеческую форму. И в этом смысле мир
конструируется мифологическим сознанием как освоенный, осмысленный и понятый
образ, другими словами, миф формирует картину мира человека первобытной эпохи,
выполняя мировоззренческую функцию в культуре.
В-третьих, мифологическое сознание, конструируя картину мира, определяет и
способ мышления человека, и его образ жизни в этом мире. В этой связи миф
выполняет следующие важные функции в первобытной культуре: аксиологическую -
утверждает систему ценностей, задает нормативные образцы поведения и
практическое руководство к действию; социально-регулятивную - обеспечивает
единство и целостность общества, способствует передаче социокультурного опыта,
поддерживает существующий порядок в культуре посредством обряда и ритуала.
Таким образом, миф структурирует всю первобытную культуру и наполняет ее
своеобразным содержанием. Пожалуй, сегодня не требует особого доказательства
тезис о том, что в современной культуре так же, как и в эпоху архаики, активно
функционирует мифологическое сознание. Именно в ХХ в. происходит возрождение
мифа в связи со сменой прежней социокультурной парадигмы, ориентированной на
господство ratio, и современному человеку открывается неизведанный мир мифа,
который проявляется во всех сферах его жизнедеятельности. В отличие от
первобытной эпохи, миф в современности присутствует как вполне осознанный
феномен: его существование признается большинством исследователей в различных
областях социогуманитарного знания, которые отмечают универсальный характер
мифологических структур и их неустранимость в культуре.
Так какое же место занимает миф среди других феноменов современной культуры?
Играет ли он первостепенную роль или находится на периферии культуры? Какие
функции выполняет миф сегодня?
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.