ЛК 5 Тренинговые методы работы с событиями
К числу тренинговых методов
работы с теми событиями, которые «случаются» на тренинге, можно отнести
следующие:
метод концентрации присутствия (активизация происходящего события в
психологическом пространстве);
метод групповой рефлексии (активизация происходящего события в
пространстве дискурса);
метод построения диспозиций (активизация происходящего события в
пространстве физической реальности).
Все эти методы направлены на то, чтобы в процессе тренинговой работы
разворачивались события, которые оказались бы неожиданными для членов группы
(поскольку они этих событий еще никогда не проживали) и значимыми для их
изменений.
МЕТОД КОНЦЕНТРАЦИИ
ПРИСУТСТВИЯ
Реализуя этот метод, тренер стремится заострить внимание
участников на том, что с ними происходит в настоящую минуту. Самым
распространенным приемом является использование особого рода вопросов, которые
можно назвать вопросами на осознавание.
Вот несколько примеров: «Что ты сейчас чувствуешь? О чем ты сейчас думаешь?
Какие ощущения возникли у тебя в теле? Где именно они сосредоточены?» Другим
приемом является фиксация (констатация) тренером того, что он наблюдает:
«Сейчас ты произнес, что Роман тебя раздражает... Ты опустил глаза... Твоя
правая рука сжимает подлокотник кресла...» и т.п. Такие довольно простые
техники порой оказывают ошеломляюще сильное воздействие на участников, давая им
возможность глубоко пережить и прочувствовать событие, происходящее в его
психологическом пространстве «здесь и теперь».
Сходный эффект могут иметь некоторые упражнения телесно-ориентированной
терапии, а также задания на самоанализ. В последнем случае речь идет, например,
о таких приемах, как предложение дать свободное самоописание или
сосредоточиться на своих ощущениях и фиксировать их мысленно.
Общим свойством приемов и технологий в рамках указанного метода является
проживание участниками тренинга внутри себя события, не принесенного из
прошлого, а происходящего в настоящем. При этом событие не выносится в пространство
дискурса (такое вынесение может в дальнейшем произойти — тогда потребуется
другой метод, — а может и не произойти).
Фредерик Перлз, основатель гештальт-терапии, писал по этому поводу (1993, с.
42): «Актуальное находится всегда в настоящем времени. То, что случилось в
прошлом, было актуально тогда, а то, что случится в будущем, будет актуально,
когда оно случится. То же, что актуально теперь, — и таким образом все, что вы
можете осознавать, — должно быть в настоящем. Следовательно, если мы хотим развить
чувство актуальности, нам необходимо подчеркивание таких слов, как «сейчас» и в
«этот момент».
Точно так же то, что актуально для вас, должно быть там, где вы находитесь.
Отсюда подчеркивание таких слов, как «здесь». Вы не можете в данный момент
пережить непосредственно какое-либо событие, если оно происходит за пределами
ваших рецепторов. Вы, конечно, можете вообразить его себе, но этот процесс
«воображения» будет происходить там, где вы есть.
Для психоанализа привычно (например, в интерпретации снов) говорить о настоящем
как включающем недавнее прошлое, скажем, последние 24 часа. Но здесь, когда мы
говорим о настоящем, мы будем иметь в виду непосредственное настоящее,
здесь-и-теперь: время протяженности вашего внимания, время, которое есть
«сейчас».
Одним из простых приемов внутри метода концентрации присутствия является
упражнение «Самоанализ».
Каждый из участников, сидящих в кругу, получает лист бумаги и делит его на
четыре части. Дается следующая инструкция: «Дайте 10 ответов на вопрос: «Кто
я такой?» Сделайте это быстро, записывая свои ответы точно в той форме, в какой
они сразу приходят в голову. Запишите их в первый столбик. Во второй столбик
запишите ответы на тот же вопрос, но так, как, по вашему мнению, отозвались бы
о вас ваши близкие (выберите кого-то конкретно). В третий столбик запишите
ответы на тот же вопрос так, как, по вашему мнению, отозвался бы о вас участник
группы, сидящий слева от вас. Теперь сложите листок так, чтобы не были видны
ваши записи, и передайте соседу слева. Получив лист, в оставшемся пустом
столбике запишите 10 ответов на вопрос: «Кто такой — тот человек, который дал
вам этот лист?»
Дальнейшая работа может происходить уже в других пространствах: в пространстве
дискурса в форме обсуждения (угадывания) или в физическом пространстве — через
телесные прикосновения к авторам описаний.
МЕТОД ГРУППОВОЙ
РЕФЛЕКСИИ
Этот метод является в полном смысле центральным не только в группе методов
работы со «случающимися» событиями, но вообще среди методов тренинга. Обычно
групповую рефлексию рассматривают как заключительный этап самых разнообразных
тренинговых техник, но в действительности она выступает в качестве отдельного и
исключительно важного метода.
Групповую рефлексию можно определить как совместное обсуждение и анализ
событий, происходящих в группе, с целью стимуляции групповых и индивидуальных
процессов. При этом групповая рефлексия может происходить по поводу событий,
случившихся как в психологическом пространстве участников, так и в пространстве
физической реальности. В то же время в результате применения этого метода
происходят события в пространстве дискурса, в котором этот метод и
осуществляется, и эти события также становятся предметом обсуждения. Анализ
индивидуальных переживаний усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает
самораскрытие участников.
Групповая рефлексия может проходить в форме дискуссий разного типа, например, в
форме неструктурированной (нерегламентированной) дискуссии, в которой тренер
пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не
ограничивается.
С точки зрения содержания групповой рефлексии этот метод может быть представлен
в виде, например, дискуссии интеракционного типа, материалом которой служат
структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.
В ходе групповой рефлексии участники группы развивают умения воспринимать,
понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. Они получают
вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди,
насколько точно их собственное самовосприятие. Они приобретают умение глубокого
самоанализа, а также смысловой и безоценочной интерпретации себя и других
людей.
Важнейшее значение при этом приобретает реализуемая в процессе групповой
рефлексии многосторонняя обратная связь. Этого вопроса мы уже касались выше.
Существует огромное количество разнообразных классификаций групповых дискуссий
(по-видимому, это связано с тем фактом, что подавляющее большинство
специалистов относят дискуссию к важнейшим тренинговым методам). Вот только
несколько вариантов.
Дискуссии могут различаться:
• по цели: 1) информационные (нацеленные на сбор информации); 2)
конфронтационные (нацеленные на формулировку противоположных точек зрения); 3)
императивные (нацеленные на достижение общего согласия) (Г.В. Быков);
• по результативности: 1) конструктивные и 2) неконструктивные (В.П.
Захаров, Н.Ю. Хрящева);
• по ведущей детерминанте: 1) вызванные противоречивой природой
изучаемого объекта;
2) вызванные несовершенством старых и новых знаний (Б.М. Кедров);
• по уровню организации: 1) структурированные (с заранее запланированной
темой и отведенным временем и порядком проведения); 2) неструктурированные
(развивающиеся спонтанно и формально не ограниченные по времени).
По последнему критерию еще выделяют: 1) дискуссии с явным лидером; 2) дискуссии
без лидера;
3) дискуссии с переменным лидерством.
В процессе дискуссии взаимопонимание участников является основополагающим
условием ее продуктивности. Великие китайские философы были великими
психологами. Приведенный ниже афоризм Чжуан-Цзы стоит многих томов рассуждений
о понимании людьми друг друга: «Ловушка нужна для ловли зайцев. Поймав
зайца, забывают про ловушку. Слова нужны, чтобы поймать мысли: когда мысль
поймана, про слова забывают. Как бы мне найти человека, забывшего про слова, —
и поговорить с ним!»
В тренинговой группе, как правило, используется безоценочная обратная связь, то
есть такое сообщение, исходящее от участников, которое отражает прежде всего
чувства, переживаемые человеком при восприятии поведения другого. Например: «Когда
я вижу, как ты обращаешься к Сергею, мне становится стыдно и обидно». Никаких
«ярлыков» и никаких утверждений типа «Знаешь, Вова, ты человек недалекий» не
допускается.
Под обратной связью в общении понимается процесс и результат получения
информации о состояниях партнера по общению и о его восприятии поведения
субъекта. В широком смысле механизм обратной связи рассматривается как одна из
важнейших особенностей функционирования психики.
В узком смысле обратная связь обычно понимается как те сообщения, которые
получает субъект от объекта (или другого субъекта) в ответ на его воздействия и
которые используются субъектом для корректировки дальнейшего взаимодействия с
этим объектом (субъектом). В тренинге под обратной связью имеют в виду механизм
взаимопонимания, заключающийся в получении информации о том, какое воздействие
участник оказал на других и какое впечатление о нем сложилось у его партнеров
по общению, и корректировки стратегии дальнейших коммуникаций.
Именно обратная связь выступает важнейшим механизмом формирования
диспозиционных умений — способности занимать определенную диспозицию по
отношению к ситуации на основе имеющейся системы субъективных отношений.
В реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную
обратную связь. Бывает, что мнений и суждений о себе и на работе и дома человек
наслушался уже вдосталь. Но суждения эти, категоричные, явно оценочные,
предвзятые, пристрастные, не могут быть приняты — срабатывает защитный
психологический механизм отрицания.
Случаются ситуации, когда в обыденной жизни человек просто не имеет возможности
услышать хоть какое-то мнение о себе — нет рядом людей, которым можно полностью
довериться. Нет близких, способных на полную искренность. Да и небезопасно это
— не всегда и близкие нас щадят.
В тренинговой группе создается ситуация, позволяющая увидеть свое отражение в
глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку
сами они переживают почти то же самое. Каждый может выступить «зеркалом»,
дающим отражение. Наверное, среди этих «зеркал» есть и «кривые». Но возможность
смотреться в целую галерею живых зеркал является, по-видимому, самым важным
преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим
способом.
В тренинговой группе могут быть высказаны разные мнения, и тут уж человек сам
может решать, с какой обратной связью согласиться, а какую отвергнуть.
Взаимодействие в группе в пространстве дискурса часто создает эмоциональное
напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого.
Создавая дополнительные трудности для тренера, психологическое напряжение в
группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику
групповых процессов.
Задача тренера — не дать напряжению выйти из-под контроля и полностью разрушить
отношения в группе. Продуктивные конфликты помогают прояснить отношения между
людьми, научить их выражать подлинные чувства, способствуют нахождению
неординарных способов взаимодействия, создают динамику группового развития.
МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ
ДИСПОЗИЦИЙ
В число техник, относящихся к этому методу, входит значительная часть ролевых
игр, а также упражнения, в которых моделируется система отношений, сложившихся
между участниками группы, такие, например, как «Скульптура группы» или
различные социометрические процедуры, реализуемые в активной двигательной
форме.
Все эти техники позволяют организовать разворачивание тренинговых событий в
ситуации «здесь и теперь» в пространстве физической реальности того помещения
(или помещений), где проводится тренинг.
Группа способна отразить общество в миниатюре, а значит, делает очевидными
такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм.
По сути дела, в процессе реализации метода построения диспозиций в группе
моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной
жизни, а это дает участникам возможность увидеть и прожить в «концентрированном»
виде такие события, сущность которых неочевидна в житейских ситуациях.
В группе участники могут идентифицировать себя с другими, сыграть роль другого
для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными
способами поведения. В результате идентификации, то есть отождествления себя с
другим человеком, сознательного уподобления себя ему, возникают эмоциональная
связь, сопереживание, эмпатия. Не вызывает сомнения важность этих переживаний в
плане содействия личностному росту и развитию самосознания.
Идентификация, являющаяся, как известно, одним из механизмов стихийного
развития личности, становится в группе надежной опорой происходящих с людьми
изменений.
То, что сразу бросается в глаза даже самому неопытному участнику группы, — родственная
связь между многими тренинговыми процедурами и детскими играми. Их объединяет
не только форма (инструкции тренера, правила, соревновательный характер,
непредсказуемость итога, приоритет процесса над результатом и т.д.), но — что
важнее — глубинный духовный смысл творческого проживания, порождающего новый
опыт происходящего события.
Игра создает новую модель мира, приемлемую для ее участников. В рамках этой
модели задается новая воображаемая ситуация, часто изменяется не только
семантика привычных понятий и действий, но и их смыслы, «спрессовывается»
время, до краев наполняясь интеллектуальными и эмоциональными событиями.
К особенностям игры относится также ее эвристичность, дух творчества,
пронизывающий все разворачивающиеся действия. Ведь результат игры изначально
непредсказуем, имеет вероятностный характер, что и придает каждой игре
привлекательную неповторимость знакомого по эмоциональному эффекту, но
невоспроизводимого в точности события.
Чтобы возник и начал жить новый игровой мир, должны совпасть векторы
устремлений, желаний, творческих возможностей играющих людей. На развитие мира
игры действуют и другие факторы: владение игроками техникой игры, их понимание
своего места в реальном и игровом мире, отношение окружающих к личности и к
самой игре, культурная ситуация в целом, влияющая на положение игры и игровых
сообществ.
Кто из нас не помнит из своего детства магическую формулу: «А давайте
поиграем...» – после которой скамейка возле подъезда вдруг мгновенно
превращалась в пиратский фрегат, низкорослые заросли кустов непостижимым
образом приобретали очертания крепостных стен, а лохматый Петька с восьмого
этажа, поглаживая очевидную для него и для нас бороду, водил эфесом
несуществующей шпаги по морской карте. Любой взрослый не раз с ироничной улыбкой
наблюдал игру «в войну», в ходе которой звучали реплики: «Та-та-та! Ты убит! Я
в тебя расстрелял всю обойму!», «А я из последних сил в тебя гранату кинул!»,
«А я ее поймал и назад кинул!».
Ни один из играющих не оспаривает права другого домыслить и разрешить возникшую
игровую ситуацию тем или иным, пусть даже малоправдоподобным, способом, лишь бы
происходящее не противоречило основным положениям и установкам игры. «Сыграем в
«Пятнашки»?» — предлагает инициативный отрок скучающей компании сверстников. «Давай!
Классная игра!» — оживленно отзывается юная поросль. Они уже знают, что
«классная», но ведь еще понятия не имеют, как именно сейчас она будет
разворачиваться!
Игра в психологическом тренинге выполняет две самые важные функции:
диагностическую и развивающую.
Диагностическая функция игры определяется тем, что она обладает большей
предсказательностью, прогностичностью, чем любая другая человеческая
деятельность, во-первых, потому что человек ведет себя в игре «по максимуму»
(физические силы, интеллект, творчество), во-вторых, игра сама по себе — особое
«поле самовыражения», в котором человек наиболее естественен, искренен, открыт.
Развивающая функция ролевой игры определяется тем очевидным фактом, что
значение игры для раскрытия сущностных сил человека переоценить попросту
невозможно.
Недаром Й. Хейзинга в своей знаменитой книге «Homo ludens» («Человек играющий»)
позволяет себе не скрывать пафос по поводу сакрального значения игры: «Бытие
игры всякий час подтверждает, причем в самом высшем смысле, супралогический
характер нашего положения во Вселенной... Мы играем, и мы знаем, что мы играем,
значит, мы более чем просто разумные существа, ибо игра есть занятие
внеразумное» (Й. Хейзинга, 1992, с. 13).
Среди ролевых игр, относящихся к методу построения диспозиций, следует назвать
игры-проживания, игры-драмы, творческие игры, спонтанно-импровизационные игры.
Понятия игр-проживаний и игр-драм были предложены коллективом специалистов под
руководством М.Р. Битяновой.
По их мнению, игра-проживание позволяет создать условия для совместного и
одновременно индивидуального, личного освоения некоторого придуманного
пространства, построения в его рамках межличностных отношений, создания и
осмысления ценностей личного существования в данной ситуации. Таким
пространством может стать, например, необитаемый остров. Сущностью игры-драмы
является погружение участников в ситуацию, в которой за коллизиями сюжета и
изысками антуража возникает необходимость самоопределения каждого участника и
совершение личного выбора. В результате такого выбора человек оказывается в
ситуации символического проживания выбранного пути. Становятся очевидными все
потери и обретения, все последствия выбора, за которые каждый должен нести
полную ответственность. Иначе говоря, игра предоставляет возможность совершать
игровые выборы, за которыми стоят выборы ценностно-смысловые, и осознавать
систему своих жизненных ценностей.
Творческие игры связаны с необходимостью проявить креативность и находчивость,
свой явный и скрытый потенциал в ситуации, неожиданно предложенной тренером.
Тренер, например, может попросить участников за двадцать минут поставить балет
на определенную тему или спектакль по сказке, которую нужно тут же сочинить.
Спонтанно-импровизационные игры схожи с предыдущим видом игр. Но в отличие от творческих
игр они проводятся без всякой предварительной подготовки и используются тогда,
когда возникают неожиданные проблемы, требующие немедленного разрешения. Роли
при этом могут не распределяться, а попросту захватываться.
Игры в рамках этого метода позволяют каждому участнику тренинга найти способ
объединения эмоционального и рационального компонентов «Я», примирить тенденцию
«Я» к самоутверждению через расширение границ своего влияния и тенденцию
следовать социальным ограничениям. Благодаря этому явлению в игре идет
соотнесение «Я» и «других», намечается понимание зависимости от партнеров по
игре. Ценность своего «Я» начинает сочетаться с ценностью «других».
В заключение лекции о методах работы с событиями, «случающимися» на тренинге,
хочется вспомнить одну старую хасидскую историю о раввине, в которой говорится
о самом важном условии успешности решения возникающих перед людьми проблем.
Однажды раввин вел с Господом разговор о Рае и Аде. «Я покажу тебе Ад» — с
этими словами Господь ввел раввина в комнату, полную истощенных,
отчаявшихся людей, сидящих вокруг большого круглого стола. В центре стола стоял
дымящийся горшок с тушеным мясом, такой огромный, что с лихвой хватило бы
каждому. Мясо источало такой восхитительный аромат, что рот у раввина наполнился
слюной. Тем не менее никто не прикасался к еде. Каждый из окружающих стол
едоков держал в руке ложку с очень длинной ручкой — достаточно длинной, чтобы
дотянуться до горшка и набрать полную ложку мяса, но слишком длинной, чтобы ею
можно было положить мясо в рот. Раввин понял, что страдания этих людей и в
самом деле ужасны.
«А теперь я покажу тебе Рай», — сказал Господь, и они вошли в другую комнату,
точную копию первой — тот же большой круглый стол, тот же гигантский горшок
мяса, те же ложки с длинными ручками. Однако здесь царила атмосфера веселья:
все были сытыми, упитанными и розовощекими. Раввин в замешательстве посмотрел
на Господа. «Все очень просто, — объяснил Господь. — Требуется лишь
определенный навык. Дело в том, что люди в этой комнате научились кормить друг
друга!»
ЛИТЕРАТУРА
1. Вачков И.В. Основы
технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. —
М.: Ось-89, 2000.
2. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические
основы субъектного подхода к групповой работе. — СПб.: Речь, 2004.
3. Никандров В.В. Антитренинг, или Контуры нравственных и теоретических
основ психотренинга. — СПб.: Речь, 2003.
4. Пезешкян Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. –
М.: Прогресс, 1992.
5. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по
гештальт-терапии). — М.: Гиль-Эстель, 1993.
6. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под общ.
ред. М.Р. Битяновой. — СПб.: Питер, 2003.
7. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. — М.: Прогресс,
Прогресс-Академия, 1992.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ
САМОКОНТРОЛЯ
1. Раскройте содержание понятия «метод концентрации присутствия» в тренинге.
Приведите примеры конкретного воплощения этого метода.
2. Раскройте содержание понятия «метод групповой рефлексии» в тренинге. Приведите
примеры конкретного воплощения этого метода.
3. Раскройте содержание понятия «метод построения диспозиций» в тренинге.
Приведите примеры конкретного воплощения этого метода.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.