§ 12. ПОЯВЛЕНИЕ ЭТНОНИМА “КАЗАХ” И КАЗАХСКИХ ЖУЗОВ
О происхождении слова "казах”. Многие ученые
связывают слово казах
с названием сакского племени, жившего в VII—IV вв. до н.э. Название этого
племени упоминается в древнегреческих и персидских источниках. В них говорится
о том, из скольких родов оно состоит, где расположено. Описываются традиции,
обычаи, одежда представителей племени.
Ученые
предполагают, что этноним "казах” — это производное от названий родов: "сак”,
"кас-пи”, "кас”, "каз”, "хаз”, "аз”, "ка-сак”. По предположению академика Н.Я.
Мара и чешского ученого Б. Грозного, название произошло от слов "касак” и
"кесек”. Это мнение поддерживали академик А.Х. Маргулан, историк М. Ахинжанов,
писатель С. Муканов, русские ученые.
А.Х.
Маргулан ссылается на то, что до сих пор в Младшем жузе имеются небольшие
племена: "казар-уг” и "бери-шилик”. Русский ученый А.Н. Бернштам, долго
изучавший историю происхождения казахов, сравнивая данные археологических
раскопок с фактами письменной литературы, приходит к выводу, что слово "казах”
произошло от объединения названий прикаспийских и сакских племен. По мнению
ученого-этнолога А. Абдрахманова, название произошло от слияния двух слов:
"каз” и "or” (ок). "Ог” — в древнетюркском языке означает
"род, племя”. В таком случае, "каз-ог” — это "племена казов”.
Китайский
историк Бань Гу, живший во II в. до н.э., в своем труде "История Хань” пишет,
что среди среднеазиатских народов имеется народность "се”, или "сай”, которая
разгромила Греко-Бактрийское государство. По описанию некоторых деталей, речь,
вероятно, идет о сакских племенах, сведения о которых приводятся греческими и
римскими историками. Ученый-востоковед В.В. Григорьев доказывает, что "се” или
"сай” в китайской транскрипции означает "саки”. Следовательно, это
действительно саки, обитавшие в это время на территории Казахстана. Причем
ученый отмечает, что эта народность появилась не из каких-то отдаленных уголков
Монголии, откуда-то с Востока, а издавна проживала на берегах Амударьи и
Сырдарьи.
По
данным исторических документов, во II в. между Каспийским и Аральским морями
жили племена "хасов”, "касов” (казахов). Некоторые ученые связывают корни слов
"хазары” и "казахи”, доказывая их общность происхождением слов "каз”, "хас”. В
подтверждение их мнений можно привести слово "касан терген”, на монгольском
языке означающее "арба”, "карета”. По словам ученого А. А. Семенова, арбы,
телеги, кареты использовали гунны и кыпчаки. В легенде "Бухарский гость” Ибн
Рузбихан, живший в XVI в., писал, что казахи прямо на арбе ставили удивительные
жилища — юрты. Поэтому происхождение слова "казак терген” не противоречит
возникновению слова "казах” из-за причастности к древним племенам, проживавшим
на территории Казахстана.
Итак,
подытоживая мнения ученых и исследователей о происхождении слова "казах”,
можно сделать два вывода:
—
слово
"казах” образовалось от объединенного названия племен "кас” (каспи) и "сак”;
это название племени;
—
слово
"казах” означает "вольный человек”.
Известный
ученый, специалист по тюркскому языку, академик В.В. Радлов считал, что слово
"казах” означает "вольный, независимый человек”. Это мнение разделял и ученый
А.Н. Самойлович. Ш. Кудай- бердиев, поддерживая эту идею, добавляет, что слово
"казах” означает "вольный, независимый народ, ставший свободной страной”.
Действительно, до присоединения к России Казахстан был свободной, вольной,
независимой страной.
Казахский
ученый Чокан Валиханов писал, что слово "казах”— очень уважительное и
священное, означающее "сильный, крепкий, вдохновенный”. Вышеупомянутый Ибн
Рузбихан в своих записях XVI в. приводит следующие свидетельства: "Казахи стали
известны везде своим бесстрашием, героизмом, огромной силой. Об их безмерной
смелости написано на многих языках, таких, как арабский”.
Специалист
по языкам Т. Жанузаков доказывает, что первая часть слова "казах” — "каз”,
"кас” во всех уральских, алтайских, кавказских и других тюркских языках
означает "вольный”, "смелый”, "жигит”, "человек”. А вторая половина — "ак” —
придает слову множественное, собирательное значение, что-то вроде современного
окончания "лар”. Отсюда можно сделать вывод: первоначальное значение слова
означает "самые смелые люди, решительные жигиты, героические люди”. Это мнение
подтверждает значения слова "казах”, упомянутые ранее.
Историк,
специалист по средневековью Н. Мынжанулы объясняет, что встречающиеся в
знаменитых письменных памятниках "Алтын тас”, "Кюльтегин”, "Тоньюкук” тюркские
слова и глаголы "казгану”, "казгандук”, "казган туткун”, "казганмасар” означают
"проявить героизм”, "бороться”, "стараться”, "стремиться к свободе”, "проявить
храбрость”, "достигнуть успехов”.
Во
второй половине XV в. в ханстве Абулхайра возникли серьезные противоречия.
Жанибек и Керей отделились от него, подняли знамя Казахского ханства. Они
боролись за независимость своей страны. И по свидетельству М.Х. Дулати, их
стали называть "казахи”. С укреплением ханства Жанибека и Керея казахами стало
называться все подвластное им население.
О значении слова "алаш”. Значение этого слова
в истории нашей страны еще не до конца определено. Однако в устном казахском
творчестве, в легендах и рассказах встречается часто слово "алаш”, "алаш хан”
("алаша хан”) и его объяснения. Есть несколько версий. Наибольший интерес
вызывает легенда, записанная М.Ж. Копеевым.
Вторая
жена Арыстана — Кызыл родила пестрого мальчика. Байбише — старшая жена внушает
мужу, что это не к добру, и вынуждает его изгнать младшую жену — токал — с
ребенком из страны и пустить ее по миру. Пестрый мальчик, повзрослев,
становится батыром и возглавляет войско. Узнав об этом, хан, посоветовавшись со
своими визирями, решает вернуть батыра на родину. Но посланные на переговоры
люди назад не возвратились, а остались в чужом краю и вместе с местными
жителями избирают жигита ханом, называют его Алаша (алаш — "пестрый”) ханом. О
том, когда это событие произошло, неизвестно.
Вторая
легенда — из собраний Курбангали Халида. Главная мысль заключена в
четверостишии:
Когда Алаш был
Алашем,
Когда Алаша был
ханом,
Казахи, калмыки,
ногаи Все были едиными.
Судя
по этим строкам, Алаша хан жил в то время, когда казахи, калмыки, ногайцы были
единым народом. Таким временем историк Ж.О. Артыкбаев называет эпоху бронзы, а
событие относит к бегазы- дандыбаевской культуре. Он предлагает свою версию о
времени правления первого хана Алаша. В легенде встречаются следующие строки:
Когда Алаш был
Алашем,
Когда пестрый стригун
стал лошадью,
Когда молодняк не
отмечали тавром,
А овец не метили...
Это
означает, что еще не было собственности. Может быть, действительно в те далекие
времена и жил Алаша хан.
На
месте, где реки Каракенгир и Сарыкенгир не соединяются воедино, на вершине
высокого холма есть древнее захоронение с куполом, называемое кумбез Алаша
хана. Нет никаких данных о том, когда, в какое время поставлен этот памятник.
Археологи, историки, архитекторы предлагают различные версии. Предполагаются
три эпохи. Ученые-историки, основываясь на устных легендах, называют время —
IV—III вв. до н.э. Однако мавзолей построен значительно позднее.
Ученые-археологи памятник относят ко времени государства Караханидов, т.е. к
X—XII вв. Третья версия появилась недавно. В соответствии с ней купол сооружен
между X и XVI вв. Эта версия менее реалистична. Ведь если бы памятник был
возведен в эти времена, то обязательно была бы сохранена и история его
строительства. Поэтому второе мнение кажется более реальным.
Вообще
слово "алаш” дорого сердцу казахов и очень распространено в народе. Есть такое
выражение: "Когда Алаш был нашим призывом (кличем)”. Или часто говорят: "Алаш”,
"Алаша хан”, "Тысяча Алаша”, "Алаш с шестью числами”. Причем легенды об Алаше
встречаются в произведениях первого историка казахского народа Кадыргали
Жалаири Косымулы, "В казахских летописях”, в летописи Абильгазы хана "Тюрки”.
По данным историков, летние жайляу страны Алаша хана находились у отрогов Ортау
и Кертау (Улытау и Малый Тау), зимовка располагалась на берегу Сырдарьи, в
песках Каракумов и Борсыккумов. А орда (ставка) находилась на берегу реки
Жангабыл, вытекающей из Улытау.
Эти
данные наводят на мысль о том, что в свое время слово "алаш” было синонимично
понятию "казахский народ”. И сегодня многие жители Казахстана считают себя
потомками Алаша.
О появлении жузов. Фактически нет
определенных материалов и об образовании казахских жузов. Большинство
исследователей пытаются дать объяснение слова "жуз”. Некоторые из них соотносят
его с арабским словом, которое означает "главная часть” или "ответвление” от
чего-то. Другая группа определяет "жуз” как число "100”. Третьи исследователи
видят в нем слово "сторона” — "6ip жузГ’, "6ip жаты” — "одна сторона”.
Так,
если С.А. Аманжолов связывает появление слова "жуз”с периодом до монгольского
нашествия, т.е. с X—XII вв., то ученый Н.А. Аристов считает, что жузы в
Казахстане появились в период монгольского нашествия. Академик В.В. Бартольд
связывает появление жузов с социально-экономической обособленностью Семиречья и
среднего течения Сырдарьи, территории от реки Сарысу до нижнего течения
Сырдарьи и третьей местности — Западноказахстанского региона. По мнению
ученого, в этих разобщенных регионах и возникли три жуза. Историк М. Вяткин это
предположение развивает дальше и добавляет к истории создания жузов
политический фактор. Он считает, что это было время создания политических
союзов орд, т.е. конец XVI в. Эту мысль впервые высказал известный казахский
ученый Ч. Валиханов. Он говорил, что казахи, желая сохранить свои права на
территории своих кочевий, создали союзы из трех жузов. А время их возникновения
связывает с распадом Золотой Орды.
Историк Т. Султанов считает, что казахские
жузы были созданы в качестве системы административной власти вместо власти
улусов, введенной монголами. И называет время возникновения жузов вторая
половина XVI в.
По
сведениям русских ученых, их посольству, которое в 1616 г. было отправлено к
калмыкам, последние заявили, что большая орда казахов и орда киргизов зависимы
от них. А.А. Левшин в своей знаменитой книге о казахах пишет, что Тауке правит
Старшим, Средним и Младшим жузами, биями которых были Толе, Казыбек и Айтеке.
Время
появления жузов, указанное Т. Султановым, — вторая половина XVI в. — больше
всего соответствует истине. В это время ханом был Хакназар. Территория ханства
была увеличена за счет расширения западного и южного регионов, появились новые
роды и племена, и руководители крупных племен были привлечены во властные
структуры. В это время стали создаваться союзы племен, которые стали называться
именами наиболее сильных племен. Так, если в XV в. причиной ухода Керея и
Жанибека от хана Абулхайра была смерть видного представителя бия Акжола, то
теперь среди аргынов имя бия Акжола стало кличем и зовом племени. Старший жуз
имя Бактияра — бия самого влиятельного племени в регионе (усуней) — тоже
сделали своим кличем. Точно так же поступили представители известного рода
алшына из Младшего жуза, сделав своим кличем имя известного своего бия —
Алдияра. Когда же бросали общий для всех казахов клич — "алаш”, сарбазы всех
трех жузов брали в руки оружие и садились на коней. Если известные бии жили в XV
в., то можно предположить, что казахские жузы появились во второй половине XVI
в.
Жузы
состояли из союзов племен, проживавших здесь с древних времен. В Старшем жузе
жили роды и племена албанов, дулатов, суанов, шапырашты, жалаиров, ысты, канлы,
ошакты, сиргели и др., в Среднем жузе — аргыны, найманы, кереи, уаки и др. В
Младшем жузе в основном проживали объединения трех больших родов: байулы,
алимулы и жети-ру. Среди них с давних пор известны роды-племена адаев, беришей,
черкесов, кердери и др.
Таким
образом, жуз — складывавшаяся веками социально- экономическая категория,
обусловленная кочевым хозяйствованием. Летние пастбища на жайляу, зимовки в
удобных местах для скота и кочевников появились в связи с исторически
сложившимися географическими условиями. Жузы объединялись в трудные для народа
времена и тем самым выполняли функции государства.
?
Вопросы и задания
1. С чем связывают
ученые возникновение слова "казах"?
2. Каких ученых,
изучающих историю возникновения казахского языка, вы знаете?
3. Какой смысл несет в
себе слово "казах"?
4. Какие вы знаете
гипотезы о происхождении слова "алаш"?
5. Когда и как возникли
казахские жузы?
6. Какие территории
принадлежат жузам, какие основные племена казахов в них входят?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование
народности очень сложный и долгий процесс, который напрямую связан с развитием
хозяйственной деятельности человека, появлением самобытной культуры,
формированием языка и определенной внешности.
Изучение
жизни племен, населявших Казахстан в древние века, начинается с эпохи бронзы.
Становление казахского этноса делится на три исторических периода.
Первый
период приходится на тюркскую эпоху, когда произошло смешение племен усуней и
канлы с гуннами. Происходил процесс слияния и развития культур, языкового
формирования, складывался характерный внешний облик. Однако в результате
монгольского нашествия этот процесс был замедлен.
В
XIV—XV вв. на территории Казахстана существовало несколько государств: Ак Орда,
Могулистан, ханство Абулхайра, Ногайская орда, которые являлись основой
этнического пространства казахской государственности. Тюркоязычность этих
этнополитических сообществ привела к завершению процесса формирования казахской
народности.
ТЕСТЫ
1.
С
какой эпохи начинается формирование казахского этноса:
а) с бронзового века;
б) с железного века;
в) с раннего средневековья;
г) с позднего средневековья?
2.
На
сколько периодов делится процесс формирования казахской народности:
а) четыре;
б) три;
в) шесть;
г) один?
3.
Какую
страну образовали племена тюрков на казахской земле:
а) Уш ок будун;
б) Торт ок будун;
в) Бес ок будун;
г) Он ок будун?
4.
Какой
город являлся центром
Тюркского каганата:
а) Суяб;
б) Имакия;
в) Тараз;
г) Баласагун?
5.
Процесс
формирования казахской народности был прерван в начале XIII в. нашествием:
а) усуней;
б) монголов;
в) гуннов;
г) тюрков.