§ 33. АРХИТЕКТУРА КАЗАХСТАНА В XIV-XV ВЕКАХ
Архитектура. Этот вид искусства достиг своего расцвета в Х-ХП веках в период существования государства Караханидов. К этому времени относятся сохранившиеся до наших дней памятники зодчества близ Тараза - Айша-Биби и Бабаджа-Хатун. Однако монгольское нашествие в XIII веке нанесло значительный ущерб развитию архитектуры. Городская культура в конце XIII-XIV веках была почти полностью разрушена, строительство было в упадке.
Лишь во второй половине XIII—начале
XIV веков начала возрождаться оседлая городская культура, стали вновь возводиться
архитектурные сооружения. Среди них мавзолеи Арыстан-Баба, Ходжа Ахмеда Йасауи,
Кок-Кесене, Алаша хана, Дауитбека, Тек- турмаса и другие.
Мавзолейный комплекс Арыстан-Баб
находится в трех километрах западнее города Отрар на берегу реки Сырдарьи.
Судя по народной легенде, Арыстан-Баб жил в VII—VIII веках. Он был духовным
наставником Ходжа Ахмеда Йасауи. Со временем его мавзолей превратился в руины.
Он заново был выстроен в XIV веке по приказу эмира Тимура. Мавзолей
Арыстан-Баба состоит из двух помещений. В середине имеется дализ (коридор -
прихожая). Над мавзолеем был возведен купол, который к XVIII веку был полуразрушен
и восстановлен в XIX—XX веках.
Город Туркестан знаменит памятниками зодчества, сохранившимися до наших дней. Архитектурным шедевром конца XIV- пачала XV веков является мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи, возведенный по приказу эмира Тимура над могилой древнетюркского проповедника ислама, жившего в XII веке. Мавзолейный комплекс находится в центре города.
По свидетельствам письменных источников, построить комплекс эмир Тимур распорядился в 1397 году. Главной целью эмира при возведении этого комплекса являлось его намерение, используя религиозный авторитет Ахмеда Йасауи, привлечь верующих на свою сторону для укрепления власти в Туркестане. Поэтому Тимур потребовал от его создателей, чтобы мавзолей не имел себе равных во всей Средней Азии. Так и получилось, площадь мавзолея составляет 46,5x65,5 м, высота - 37,5 м. Величественное здание мавзолея с двумя куполами лицевой частью обращено на восток. В самой середине комплекса находится центральный простор- ный зал размером 18,5x18,5 м. Помимо него, в мавзолее имеется 35 больших и малых помещений. В середине центрального зала СТОИТ большой тайказан (котел), отлитый в 1399 году. В нем в праздничные дни готовили еду и бесплатно раздавали верующим. Одним из основных помещений была библиотека. На южной стороне мавзолея расположены большой аксарай и малый аксарай, где захоронены знаменитые люди.
Снаружи мавзолей облицован поливными
кирпичами и майоликой (цветной керамикой), образующими геометрические,
растительные и эпиграфические орнаменты. Изумительной красотой отличается облицовка
северного портала.
Кок-Кесене. Одним из ярких образцов
зодчества того времени является мавзолей Кок-Кесене, расположенный близ бывшей
столицы Белой Орды - города Сыгнака, в 8 километрах к северо-западу от кента
То- менарык. Мавзолей был однокупольным. Снаружи он был облицован белыми, синими
и голубыми кирпичами, образующими геометрический узор, и многоцветной мозаикой.
Внутри под купол проходила арабская надпись. Ныне этот архитектурный памятник
настолько разрушен, что находится на грани исчезновения.
Мавзолей Алаша хана. Одним из наиболее
значительных памятников зодчества, относящимся к X-XI векам (достроен в XIV- XV веках),
является мавзолей Алаша хана, который расположен на берегу реки Каракенгир в
Центральном Казахстане. Своеобразие этого сооружения заключается в том, что он
возведен по строительным традициям степного зодчества. Фундамент выложен ступенчато,
над мавзолеем возвышается купол. Вход выстроен в форме двусторонней двери
юрты. Косяки и верхняя перекладина входа в виде двух параллельных линий
сложены из кирпича. Снаружи стены разукрашены тюркским орнаментом. Еще одной
особенностью сооружения является то, что в верхнем ярусе имеется галерея,
сложенная по всему кругу купольного барабана. Для подъема на нее внутри
мавзолея была построена лестница.
Сильно разрушен и мавзолей Рабиги Султан Бегим,
относящийся к XV веку. Он расположен в 60 метрах восточнее мавзолея
Ахмеда Йасауи. Состоит из 5 помещений.
Его надгробная плита находится внутри мавзолея Ахмеда Йасауи. На ней имеется
надпись о том, что Раби- га Султан Бегим являлась дочерью султана Улугбека,
сына эмира Тимура, умерла в 1485 году.
Судя по результатам археологических раскопок, в это
время в Отраре стали возводить мечети с двойной и даже тройной купольной
оболочкой. Наибо-лее интересные новшества заключались в системе купольных перекрытий,
которые были основаны на конструкциях в форме паруса.
В ходе раскопок на месте города Отрар
были найдены остатки мечетей и бань. Они были построены из сырцового и
обожженного кирпича, выкрашены поливной краской.
Известно, что первые бани в Отраре
были построены в Х-ХИ исках. Другие бани, обнаруженные в ходе археологических
раскопок, относятся к XIV-XV векам. Одна из бань имела площадь I
И,5x16,5 м, другая -
17,5x15,5 м. Это
свидетельствует об увеличении населения Отрара в тот период. Бани являлись
разновидностью восточных бань, которые обогревались из-под пола. Подобные
бани были также обнаружены в Туркестане, Таразе и других средневековых городах.
Прикладное искусство. Этот вид искусства неразрывно связи п
с архитектурой. Любое величественное здание или архитектурный комплекс
тщательно отделывались и украшались различными орнаментами и узорами. Именно
поэтому многие дома, дворцы, мавзолеи и другие архитектурные комплексы,
отделанные и оформленные средневековыми мастерами прикладного искусства, выглядели
величественно и монументально, как произведения искусства.
В XIV-XV веках большой прогресс был достигнут в
использо- па пии таких конструкций, как арки, своды, купола. Особое внимание
стали уделять качеству кирпича, который в основном имел квадратную форму. Одна
сторона кирпича выкрашивалась в синий, голубой, белый или зеленый цвет.
Поэтому такой кирпич закладывался для облицовки одновременно с закладкой
наружных стен. В отделке стен использовали также полихромные майолики па
плитках. В интерьерах стали использовать росписи, рельефные орнаменты.
Прикладное искусство широко применялось при воз- медении мавзолеев Ходжа Ахмеда
Йасауи, Кок-Кесене и Алаша хана. Важное значение средневековые строители
придавали качеству строительного материала: уже в то время делались кирпич и
глазурованная краска особой прочности.
1. Что такое
архитектура?
2. Какие памятники
зодчества XIV-XV веков сохранились до
наших дней?
3. Почему и сколько раз
перестраивался мавзолей Арыстан-Баба?
4. Расскажите о мавзолее
Алаша хана. Какую отличительную особенность имеет этот мавзолей?
5. Что вы знаете об
архитектурной системе мавзолея Ходжа Ахмеда Йасауи? По чьему распоряжению был
возведен этот мавзолей?
6. Какая цель преследовалась
при возведении этого мавзолея?
7. Что вы знаете о
мавзолее Рабиги Султан Бегим?
8. Какие архитектурные
сооружения были найдены при археологических раскопках?
9. Что мы называем
прикладным искусством?
Вопросы
для самопроверки
1. Какой из
перечисленных архитектурных памятников был построен после монгольского
нашествия?
A. мавзолей
Айша-Биби С. мавзолей Арыстан-Баба
B. мавзолей Бабаджа-Хатун D.
минарет Боран
2. Какой архитектурный памятник был
построен по указу эмира Тимура в 1397 году?
A. мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи С. мавзолей
Алаша хана
B. мавзолей
Кок-Кесене
D.
мавзолей Арыстан-Баба
3. Своеобразие данного
мавзолея в том, что он построен по традициям степного зодчества. О каком
памятнике идет речь?
A. мавзолей Арыстан-Баба
B. мавзолей Рабиги Султан Бегим
C. мавзолей Алаша хана
D. мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи
Заключение по второму разделу
Исторические события и пути развития,
рассмотренные в этом разделе учебника, являются прямым продолжением и
результатом развития тюркского общества в период расцвета средневековья,
потому что в этот период в существовавших в тот период ханствах и каганатах
началось классовое расслоение. В общественно-политическом и
социально-экономическом развитии тюркских государств произошли события,
повлекшие за собой значительные изменения. В этих государствах углублялись
внутренние противоречия. Появилось множество видов налогов.
В
середине средневековья (X-XII
вв.)
бурно развивалась оседлая городская культура. Ее оживление дало толчок для
развития всей культуры. Рост материальных благ способствовал развитию духовной
культуры. Значительное развитие получили наука и образование, которые поднимали
на более высокий уровень познания знаменитые ученые Востока.
Созданные на территории Казахстана
средневековые государства развивали вдоль Великого Шелкового пути торговые
связи с другими странами, что благотворно сказывалось на расцвете их экономики
и культуры.
Разрастаясь, крупные средневековые города
стали центрами политической власти, расцвета культуры, ремесел и торговых
отношений.
Однако монгольское нашествие нанесло
катастрофический ущерб бурно развивающейся экономике и культуре тюркских
государств и народов. Вследствие вторжения иноземных завоевателей были не
только уничтожены веками создаваемые материальные ценности, но и затормозилось
сложение казахской народности из племен и родов. Сложение единой казахской народности
было отброшено на многие годы назад. Процесс возрождения своей
государственности вновь начался в конце XIII и в начале XIV веков. Это стало
возможным в результате распада Монгольской державы, в процессе создания новых
тюркских государств на месте других. Все эти изменения привели к объединению
местных тюркоязычных племен, они ускорили процесс формирования этнического
состава казахской народности.
Вопросы и задания для повторения
второго раздела
1.
Как называется
второй раздел?
2.
История
каких веков рассматривается в этом разделе?
3. Какие ханства
существовали в начале средневековья (Х-ХП вв.) на территории нашей страны?
4. Запишите в тетради по
истории, какие ханства существовали в конце средневековья (XIV в.) на
территории Казахстана.
5. Что такое оседлая
городская культура? Назовите крупные города средневековья.
6.
Кого из
великих ученых вы знаете?
7.
Какой
ценный труд написал Махмуд Кашгари?
8.
Каковы
были последствия монгольского нашествия?
9.
Через
какие города пролегал Великий Шелковый путь?
10. Какие вы знаете известные
средневековые архитектурные памятники?
11. Что вы узнали о распространении
исламской религии на территории Казахстана?
12.
Как
появились термины «алаш» и «жуз»?
13.
Что вы
узнали о появлении терминов «узбек» и «казах»?
14.
Как
сформировалась казахская народность?
15.
Расскажите
о материальной культуре XIV-XV
веков.